Я и мезенец и ненец

К такому заключению пришел не так давно, занимаясь воспоминаниями из своей жизни. Мезенец, как говорят по крови, а ненец — по жизни. И дело здесь не в национальностях. Неважно русский ты, ненец или какой, другой национальности.

Есть, наверное, люди, которые хлопая себя в грудь, говорят: «Я чистокровно русский”. Ой, ли? Попробуй, разберись сегодня. Загадки наших родовых корней настолько запутаны, что разобраться в них порой вообще невозможно.

Я тоже вроде бы по национальности русский. Хотя и это еще, как говорится: ” Бабушка надвое сказала”. Вот именно бабушка по матери. Девичья фамилия у бабушки явно нерусская — Миллер? Фамилия отца, Гудаев, тоже не похожа на русскую фамилию. Такие фамилии больше подходят для народов Северного Кавказа (осетинского, чеченского, ингушского). Правда, девичья фамилия матери наверняка русская, поморская — Малыгина.

Нет, кровное родство мезенцев и ненцев конечно тоже есть. Оно и не может не быть за многовековую историю соседского проживания. И у меня есть двоюродная племянница, талантливая журналистка, которой я всегда гордился и горжусь. Мать ненка, отец русский. Мало ли таких?

Но, я здесь о другом. Мезенские поморы испокон века плавали на полуостров Канин рыбачить и промышлять зверя. Ненцы каждый год на зиму кочевали с полуострова Канин в Мезенские леса. Продолжается это и до сих пор. Столетия, проживая в соседстве, общаясь и те и другие, переняли для себя немало друг от друга.

У ненцев и мезенских поморов много общих, сложившихся уже исторически качеств. Морские промыслы, от которых большинство поморских семей кормилось, обрекли их, еще с малолетства, на тяжелую, полную опасностей и лишений жизнь, развили в них необыкновенную предприимчивость духа, соединенную с отвагою, изумительную в глазах человека, выросшего среди иной жизненной обстановки.

Суровые природно-климатические условия, кочевой образ жизни выработал у ненцев немногословность, сдержанность. В тундре человека ценят за его самостоятельность и здравомыслие. Отношения между людьми у ненцев основаны на принципах взаимного доверия, взаимовыручки и поддержки.

И поморам, и ненцам свойственны аккуратность, старательность и выносливость в трудовой деятельности. Забота об оленях закрепила многие привычки бережного отношения к природе. Традиционными отраслями хозяйства всегда являлись охотничий промысел и рыболовство.

Всех этих людей отличают такие черты характера, как независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность, отсутствие болтливости, что с первого взгляда кажется замкнутостью.

Многих исследователей Севера поражал в этих людях “какой-то особенно острый, из глубины взгляд и умные глаза, понимающие по-своему жизнь и истину”.

Так почему “и ненец и мезенец”? Ну, то, что мезенец это очевидно. Все родственные корни ведут в Мезень и Мезенский район. В поморской деревне Койда родились и мать, все братья и сестры, включая меня. Да и отец с села Погорелец, что в Мезенском районе.

Ну а почему, ненец? Важно, где вырос человек, в каких условиях прошло его детство, да и более старшие годы. Важно с кем он общался, учился, работал. Ведь именно это оказывает на человека большое влияние, воспитывает в нем те или иные качества, привычки. Ненцы не только кочуют по бескрайним просторам Канинской тундры. Много ненецких семей проживало, и до сих пор живет в поселениях полуострова, в том числе и в Шойне. А в Шойне прошло мое детство, юность, здесь я прожил почти сорок лет. Жители таких заполярных поселений, отделенных сотнями километров от Большой земли, это одна семья.

Помню первым моим другом в детстве, а это начало пятидесятых годов прошедшего столетия, с которым играли на улице, боролись, кувыркаясь в сугробах снега, был мальчик ненец Вася Баракулев. Дружбу эту мы сохраняли долго, пока Вася с семьей не выехал из Шойны.

Сотни детей ненцев-оленеводов во время учебного года проживало в пришкольном интернате. После объединения ненецкой и русской школ,  дети стали учиться в одних и тех же классах. Никто особо и внимания не обращал на национальности своих одноклассников. Вместе учились, общались, дружили русские, ненцы, коми, украинцы, татары ….

Среди учителей, которые нас учили в школе, были и ненцы. В педагогическом коллективе школы, которой я несколько лет руководил, тоже работали ненцы учителя и воспитатели. При мне школа стала называться национальной. В школе стали изучать с детьми ненецкий язык. Могу сказать, что это были, грамотные специалисты и просто добрые и хорошие люди.

Одинаковым как для русского населения, так и для ненцев был набор продуктов питания: оленина, мясо птицы, выловленная рыба, собранные в тундре ягоды и грибы. Все остальное привозное, то есть общее.

Для русских тундра была тем же родным домом, что и для ненцев. Просторы тундры, ее красота и богатство также завораживали нас, как и коренных ее жителей. Несомненно, такое длительное общение с этими удивительными людьми, взрослыми и детьми Канинской тундры, те условия и тот образ жизни, наложили на меня свой отпечаток.

Можно много вспоминать и говорить об этом. Сегодня разглядывая фотоснимки, выполненные у оленеводов Канинской тундры, я вижу, знакомые, но уже взрослые лица своих учеников.

Сравнивая их с детскими лицами на своих фотографиях тридцатилетней давности, я многих узнаю. Не знаю, помнят ли они своего директора, своего учителя математики. Думаю, что помнят. Вглядываюсь в их повзрослевшие, обветренные лица и представляю, сколько же произошло изменений у них за эти годы в их нелегкой кочевой жизни. Но я уверен, что это настоящие, не боящиеся трудностей люди, которые живут в этих суровых условиях Крайнего Севера и продолжают традиции своих предков.


Рецензии