Маяк главная Шоинская достопримечательность

Шоинский маяк стоит на высокой сопке в западной стороне посёлка, в полукилометре от берега моря. Самый короткий путь от посёлка к берегу моря через маяк. В сороковых-пятидесятых годах прошедшего столетия это был деревянный маяк.
Два эпизода пятидесятых годов прошлого столетия возвращают меня в те времена, к деревянному маяку. Помню, как ходили с сестрой Тамарой на берег моря. Шли до кромки берега и на сухой его части собирали бересту, мелкие сухие ветки, легкие палки. Сделав из них вязанки, шли домой счастливые, что пользу сделали для матери. Будет чем растопить, да и истопить печь. Вперед и обратно шли через маяк, поэтому он и запомнился. Сестре тогда было лет двенадцать, ну а мне лет шесть.
Второй эпизод, более яркий, произошел, когда я уже учился в школе. Помню, тогда вся школа собралась у моря, за этим деревянным маяком на пионерский костер. Отмечали день Пионерии. Весна, море только что освободилось ото льда. Всем было весело. Были игры, выступления детей.
С одной стороны море, с другой песчаные сопки и маяк деревянный. За сопками поселок, а тут целая школа детей и учителей.
Все что-то говорят, бегают, веселятся. И вдруг над всем этим зазвучал звонкий детский голос, который мне запомнился на всю жизнь. Пела девочка, татарка, одна из учениц школы. Все, как завороженные, стояли и слушали её.
Над морем, над нашей толпой, над песчаными сопками звучали слова песни, которые как-то согревали нас, переживших очередную суровую Заполярную зиму.
Цып-цып-цып, мои цыплятки,
Цып-цып-цып, мои касатки,
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.

Здесь в траве густой привольно
Погулять вам можно вволю.
Ой, мои вы цыплятки
Ой, мои вы касатки.

Цып-цып-цып, мои цыплятки,
Цып-цып-цып, мои касатки,
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.

Подойдите вы напиться
Дам вам зерен и водицы
Ой, мои вы цыплятки
Ой, мои вы касатки.
Строительство нового маяка, можно сказать, происходило на моих глазах. Сюда в 1958 году были завезены военные строители, материалы, техника и оборудование. Все это строительство происходило непосредственно рядом с поселком, на глазах тех, кто там проживал. Говорили, что в те годы таких маяков в мире было еще не много. Люди гордились, что такой красавец маяк строился именно у них.
Была выбрана самая высокая песчаная сопка. Она была ближе к поселку и как бы возвышалась над ним. Хотя расстояние до моря было на порядок больше. Ровная поверхность от сопки до берега моря и высота сопки создавали отличный обзор маяка с моря.
Много работ было выполнено по созданию надежного фундамента под башню маяка. Сколько туда ушло кубометров бетона сейчас, наверное, уже никто не скажет. Все-таки грунт песчаный, а песок, как известно, имеет способность передвигаться под воздействием ветров.
Красавец маяк был построен за год, полтора. Цилиндрическая железобетонная башня высотой 32,5 метра, окрашенная белыми и красными горизонтальными полосами. Высота огня над уровнем моря с учетом высоты сопки 50 метров. Маяк светил белым проблесковым огнем на 20 миль.
Но свет маяка не только помогал мореплавателям, он радовал и согревал души людей, живущих в поселке, он успокаивал людей, заменял им солнечный свет в долгие месяцы заполярной ночи.


Рецензии