Знакомство с телевизором

      Это было давно. Ныне многие не помнят. Ныне умные и молодые видят «Умные звуки» и c мни-наушниками сосредоточенно смотрят на цифровые экраны мобильных телефонов, которые помещаются на ладони. Ныне уже нельзя мобильные телефоны называть телефонами. Они – чудо техники электронной, это цифровые устройства, которые содержат: телевизоры, радиоприемники, вычислительные машины, телефоны, часы, навигаторы, регистраторы, социальные радиосети, записные блокноты, кинотеатры, фотоаппараты и кинокамеры. Маленькая плоская коробочка, а все умеет, просто «зеркальце – мой свет». А совсем недавно электронно-лучевой телевизионный приемник был чудом.
      Это было давно. Служил я в Советской армии на территории Советской Украины. В городе Городке, недалеко от Львова.  В этот период времени в городе Львове вели монтаж телевизионной станции. B то же время промышленность стала выпускать современный телевизионный супергетеродинный приемник под названием Рекорд. Экран «огромный», размером в ученическую тетрадь, весил телевизор около тридцати килограмм. Командование решило не отставать от прогресса, и в воинской части, в Красном уголке (это помещение для проведения общественных мероприятий), с небольшой сценой, на которой стоял стол, покрытый красной скатертью, трибуна, и в глубине сцены, на стене, портрет В.И. Ленина, внимательно всматривающийся в зал, заставленный рядами стульев. А справа, на стене зала, портрет И.В. Сталина, наблюдающего за всем происходящим в зале и на сцене.
      Старшина Фролов, сверхсрочной службы, с сильным украинским говором, установил телевизор на трибуну, которая была в красном одеянии и с гербом Советского Союза. Телевизор своим экраном смотрел в зал словно собрался произнести речь. На передней панели поблескивали черные круглые ручки для переключения телевизионных каналов, регулировки яркости изображения, контрастности и громкости. Распространялись слухи, что скоро, вот прямо сегодня, будут транслировать пробные телепередачи.
      Двери в Красный уголок, как всегда, были круглосуточно открыты, и никто не боялся, что злоумышленники лишат солдат этой чудо-техники. Ведь за этой техникой наблюдали вожди Советского государства. Даже никто и подумать не мог ни о каком воровстве!
      Слух о телевизионном приемнике распространился быстро. В Красном уголке, после ужина, стали собираться любопытные солдаты. Вскоре все места были заняты и даже в проходах и вдоль стен стояли молодые и любопытные, крепкие молодостью и здоровьем, ребята. Приходил старшина Фролов с инструкцией по эксплуатации волшебного ящика, включал электрошнур в розетку и затем включал телевизор. Все затихали и внимательно следили за происходящим волшебством.
      Постепенно на экране появлялись световые беспорядочные всполохи и вертикально перемещалась широкая черная полоса. Знатоки поясняли, что эта полоса разделяет кадры. В ответ слышен голос: «Какие, дурень, кадры, что тебе телевизор отдел кадров». Сзади раздавались голоса: «Глядите, глядите, что-то показывает!».
      Тем временем старшина Фролов, периодически смотрел в инструкцию по эксплуатации, и с задней стороны телевизора что-то крутил, наблюдая за экраном. Из зала поступали и советы: «Старшина, а старшина, дай ему прогреться, лампы еще холодные». Старшина, не обращая внимания на дельные советы, продолжал волшебные действия, и наконец экран телевизора становился равномерно светящимся. Из задних рядов кто-то кричал: «Товарищ старшина, отойди, не видно». На это замечание Фролов откликался: «Сейчас, ребята, линейность по экрану настрою и отойду». Шутники тут же выкрикнули: «Старшина, рано тебе отходить, ты еще поживи, а то некому будет телевизор включать». Раздавался смех. Фролов улыбался и отвечал: «Минутку треба и от телевизора геть отойду, дайте настроить развертку». Оказывается, в телевизоре была еще развертка! о которой у многих вызывала свои ассоциации. Наконец экран телевизора для просмотра становился всем доступный. Зал красного уголка затихал и все успокаивались с надеждой увидеть на экране изображение. Все переходили на разговор шёпотом. Делились своими предположениями о работе телевизора. В зале всегда находился знающий и объяснял, что телевизор работает подобно прибору осциллографу, а более сведущие, утверждали, что он работает по принципу радиолокационного устройства, которые используются для контроля пространства и для бомбардировочных локационных прицелов.
      Такие наблюдения продолжались не один день. И каждый день ползли слухи, что обязательно на экране появится изображение.
      Наконец наступил звездный час! Громкоговоритель телевизора ожил, стал передавать странные звуки, словно что-то тяжелое двигалось, что-то щелкало и кто-то неразборчиво говорил. Раздавался непонятный шум и треск. Публика красного уголка замолчала и все взоры устремились к телевизору. Вдруг громким разборчивым голосом телевизор произнес:
      - Кто включил звук!?
      В красном уголке головы присутствующих стали поворачиваться, осматривая друг друга в ожидании ответа, как будто в зале кто-то в этом виноват! И вдруг из телевизора последовало продолжение на ясном разборчивом неформальном языке. Упоминались все слова русского блуда. Не формальные слова с редкими литературными сплетались словно нити в тугую пряжу. Вспомнил телевизионный приемник и мать и отца, и биологические органы по которым отличаются мужчина и женщина, и длинные дороги по которым следует идти, и умственные способности, которые облекают в слово «дурак» и далее, . . . и далее, и даже вспомнили Иисуса Христа с Марией, и закончилось словами, через небольшую паузу: «Чего вы все уставились на экран! Что не знаете, как звук выключить».
      Наконец телевизор замолчал, словно умер, только продолжал светиться голубоватым светом экран и, сидящим близко к телевизору, была видна светящая строка, проходящая по диагонали экрана, словно все происходящее было зачеркнуто.
      Притихший зал словно взорвался оживлением. Многие встали и кричали: «Заговорил, ящик заговорил». Другие: «Вот дает, так и повторить нельзя». Третьи: «Ну! Молодец! Вот дает по-нашему»! Кто-то хлопал в ладоши, кто-то пытался повторить сказанное настройщиком львовского телецентра через своего посредника – телевизора. В зале стоял шум и говор и мелькали восторженные улыбки, как сигнальные огоньки.
      Вдруг телевизор мигнул. Кто-то крикнул: «Тихо!». Мгновенно установилась тишина, и все взоры устремились на экран чудо-ящика. На экране что-то подвигалось, подергалось и на экране появилось четкое изображение стандартной телевизионной таблицы. Все в зале дружно сели и стали наблюдать.
В двадцать первом веке стандартной таблицы зрители не знают. Черно-белая таблица представляла ряд окружностей, по которым можно было настроить линейность изображения, градировочных полос для настройки контрастности и специальных полос по углам и в центре для настройки четкости экрана, и последовательности цифр. Эти параметры приходилось часто подстраивать зрителем. На такую непонятную и впервые увиденную картинку устремились все взгляды из Красного уголка.
      Начались обсуждения зрителями картинки, но такое удовольствие длилось не долго. У телевизора появился старшина Фролов. Выключил телевизор и скомандовал расходиться и приготовиться к отбою. Солдаты быстро освободили зал. Остался один телевизор, так развеселивший молодую публику. Стоял он на трибуне в одиночестве с потухшим, почти черным экраном, словно оратор в пустом зале с потемневшими глазами.
      Молва о случившемся разнеслась быстро.
      На следующий день солдаты любопытные вновь заходили в Красный уголок и разочарованные возвращались. В Красном уголке не было телевизора.
Старшина Фролов отвечал: «Телевизор от ваших аплодисментов умаялся, теперь отдыхает. Ждет, когда начнутся официальные и регулярные передачи».


Рецензии
Здравствуйте, Юрий. Очень рассмешил Ваш рассказ! Спасибо!

Да, у Вас опечатка: "Вдруг громким разборчивым голом телевизор произнес:
; Кто включил звук!?" - надо: "голосом", наверно...

С уважением,

Михаил Шнапс   06.06.2020 05:02     Заявить о нарушении
Спасибо за замечание.

Юрий Катаенко   07.06.2020 20:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.