Набираюсь России. Ю. Куликов об А. Стрижеве

НАБИРАЮСЬ РОССИИ
 

(Журнал «Встреча». 2004. № 8. С. 30)

 
Имя Александра Николаевича Стрижева хорошо известно по книгам, изданным еще в советское время: «Календарь русской природы», «Открытая книга леса», «Лесные травы», «Времена года». Его задушевное слово о русской природе часто встречалось и в периодике. И мало кто знал, что писатель в те же годы тайно, без всякой надежды на публикацию писал иную книгу - книгу любви и сострадания к поруганной и терзаемой «строителями светлого будущего» Родине.
«Переболело нутро в неотвязной тоске, - писал он в далеком 1964 году. - Как спасение от погони зла и скверны (утвердившихся) вникну в пресветлые черты, отряхну прилепленное суемудрие. И буду сильным в себе! Станет ли меня для встречи с тобой?..
Опороченная, валяешься в ногах сатаны. Побитая грозами, усыплённая чарами посул. Ах, как чуешь гордость, сущность свою. Всплесни белыми взмахами - и воссияешь!
Набираюсь Родины, неоглядной России.
Годы.
Не пригнут!».
И не пригнули - нет! - сыновнюю душу. А - Россию? Да хоть и пригнули! Мы твёрдо верим, что она, Матушка, по милости Божией и по верному слову нашего философа, «выстрадала дар незримо возрождаться в зримом умирании».
Благословение на эту книгу автор получил от А.И. Солженицына, который ещё до своей высылки из страны прочёл и одобрил автобиографическую повесть Стрижева «Хроника одной души». Её именем и названа книга. Издана она была только в 1991 году.
В дарственной надписи, сделанной автором 29 мая 1992 года, читаю: «Горше пелына была жизнь наша. Прочтите при случае мою исповедальную повесть - и убедитесь».
Поначалу (скудословный горожанин!) спотыкался о диалектные слова, продираясь сквозь непривычный строй речи, но мало-помалу пообвык - и незаметно был-таки уловлен метким художественным словом: убедился вполне! И больше скажу, для иных патриотов, возможно и крамольное: как-то съёжилась духовно наша классическая «деревенская проза» по сравнению с горькой правдой стрижевской «Хроники».
«С небольшими перерывами лебеду едят, почитай, двадцать лет, - пишет А.Н. Стрижев о предвоенной тамбовской деревне. - Детство проводили на лебеде, взрослели, женились, так и не наевшись вволю чистого хлеба. Серп и молот - смерть и голод!».
Вот так, усмиряя серпом и молотом, подтягивала «народная власть» животы деревенскому люду. А - народную душу?
«Повылезла из щелей пьянь и рвань, - свидетельствует автор «Хроники», - ополчились первым делом на церковь. Колокола поскидали, образа побили, батюшек заточили в съезжую избу, там на них комсомольцы верхом ездили. «Но, долгогривые!» - орали двуногие звери, возликовавшие в своей дьявольской ловитве. Не собирался больше хор пропеть Богородице акафист, засохли губы у людей в скорбях и печали. Меня, сказывают, крестили последним. В тот год и порушили анчихристы наш храм ненаглядный. Осталась одна нагольная принудиловка, под волчьим началом».
Как же выжила под этим бесовским гнётом душа? Чем держалась? Скрывали от нас «инженеры человеческих душ», а в большинстве своём и не знали, что значит для души молитвенное слово. «Молитвы Богородице прошибают до слёз, ведь роднее ничего на свете нет, - вспоминает сокровенное из детства писитель. - Когда с бабушкой пришел к Колзиным (где тайно молились сельчане - Ю.К ), а избе держался ещё полный восторга запев:
«Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».
 Молящиеся коленопреклоненно плакали, иные навзрыд...
- Господи, посети и исцели немощи наша, - шепчет Авдотья Павловна (бабушка героя «Хроники» - Ю.К.), отходя от дома Колзина. - Поди, сто пудов с души свалила, так легко сделалось. Спаси и помилуй. Опричь Тебя ни на кого надежды нет».
Как тут не вспомнить ставшие ныне крылатыми слова Патриарха Тихона, исповедника: не митрами спасется Снятая Русь, а женскими платками. Из таких молитвенниц была и Авдотья Павловна. Взывала к Богу из глубины сердечной, тем и держалась, «не кляня никого и не споря».
В последнее десятилетие А.Н.Стрижев в качестве исследователя, редактора и составителя выпускает книгу за книгой: «Дивеевские предания» - о судьбе Серафимо-Дивеевской обители в XX веке, «Серафимово послушание» - документально-творческое наследие «служки Серафимова» Н.А. Мотовилова, «Блаженные старицы Дивеевского монастыря» - о великих подвижницах, Христа ради юродивых - Пелагии, Параскеве и Марии, «Серафим Саровский» - уникальная антология произведений (проза и поэзия), посвященных великому святому; «Земная жизнь Богородицы» - талантливая книга, составленная Авдотьей Глинкой (жена поэта Федора Глинки) по Четьи-Минеям, «Душа Родины» - избранная проза И.С. Шмелева и воспоминания о писателе, «По следам Сергея Нилуса» (Раздумья, встречи, разыскания) - авторская книга путевых очерков, написанных по свежим впечатлениям от увиденного на местах жизни духовного писателя. В одной из таких поездок А.Н. Стрижеву удалось установить точное место захоронения С.А. Нилуса.
Следует особо отметить и труды А.Н. Стрижева по подготовке к публикации полных собраний сочинений святителя Игнатия Брянчанинова и Сергея Александровича Нилуса.
Как литературный редактор А.Н. Стрижев вкладывает также душу в детский православный журнал для семейного чтения «Купель». В каждом выпуске журнала (а их уже 25) мы непременно встретим разнообразные произведения, при-надлежащие и его перу: рассказы - о подвижниках благочестия, о русских художниках и писателях, о русской природе...
«Журнал для семейного чтения, - пишет А.Н.Стрижев о старинном российском журнале «Семейные вечера», - как добрый одарённый друг, обо всём расскажет правдиво и занимательно, его слово пробудит сокровенные чувства достоинства, чести и благородства». Эти слова целиком применимы и к журналу «Купель».
Часто выступает Александр Николаевич со своими просветительскими программами в эфире православной радиостанции «Радонеж».
Говоря евангельским языком, видны добрые дела А.Н. Стрижева, прославляющие Отца, «иже на небесех».

Юрий КУЛИКОВ

ОТ РЕДАКЦИИ: Александру Николаевичу Стрижеву исполнилось 70 лет.
Мы поздравляем нашего давнего автора и доброго друга со славным юбилеем и желаем ему крепкого здоровья, духовной стойкости и новых богоугодных свершений на ниве Божией.


Рецензии