История Ровоама или о том, кого слушать

Ровоам был сыном Соломона и по смерти своего отца, стал царём над Израилем. С одной стороны Израиль за грехи Соломона был уже обречён, на разделение, гражданские войны и порабощение:

«И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему».
3Царст.11:1-4

Однако с другой стороны, в Божьем Провидении, всегда были и будут моменты, когда потомки могут исправить ошибки своих предков, когда раскаяние за грехи отцов, меняет, казалось неминуемое наказание и даже предназначенное, Бог отменяет. С этой точки зрения у Бога, есть гибкость и Он смотрит на текущую ситуацию, а не только на историческую тенденцию.

Ровоам попал в затруднительное положение, он формальный царь над всем Израилем, однако Бог уже предрёк через пророков, что за Ровоамом останутся только два колена израильтян, а остальные десять отделятся и образуют своё собственное государство. Более того, ещё при жизни Соломона, у Ровоама появился противник и заклятый враг, через которого и должно было произойти всё предназначенное. Слуга Соломона Иеровоам, которого Соломон пытался убить, стал непримиримым противником Ровоаму. И, тем не менее, прояви Ровоам больше мудрости, постарайся он проанализировать сложившуюся ситуацию, посоветуйся он с пророками и священниками, вероятно он смог бы спасти ситуацию. И как бывало и раньше, Бог мог бы отменить предназначенное.

Весь народ, пришёл к Ровоаму с предложением облегчить им жизнь, в обмен все как один предлагали свою верную службу. Ровоам не стал принимать решение сразу, а взяв паузу на три дня, стал советоваться с ближними своими. Старцы дали ему такой совет:

«Царь Ровоам советовался со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его, при жизни его, и говорил: как посоветуете вы мне отвечать сему народу? Они говорили ему и сказали: если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни».
3Царст.12:6,7

Уже в те времена царю, была предложена самая правильная модель поведения, в которой правительство существует для народа, а царь или президент, в-первую очередь, слуга народа. Поступив так Ровоам, мог бы завоевать и авторитет, и любовь, и преданность своего народа, искупив ошибки Соломона.

С другой стороны, у Ровоама был круг молодых людей, с которыми он вырос вместе. Не познавшие жизни, не имевшие жизненного опыта и мудрости, молодые люди, в чьих головах «витал лишь ветер» и юношеский максимализм, посоветовали поступить так:

«И говорили ему молодые люди, которые выросли вместе с ним, и сказали: так скажи народу сему, который говорил тебе и сказал: "отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас"; так скажи им: "мой мизинец толще чресл отца моего; итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами"».
3Царст.12:10,11

Возможно и сам Ровоам, был весьма легкомыслен, чтобы считать, что раз он царь и раз у него власть, то всё так и останется, а народ всё стерпит, так или иначе, он прислушался к совету молодых людей, не слишком вникавших в ситуацию своего народа. Напряжение в народе, было так велико, что услышав суровую отповедь царя, они забыли все своё славное прошлое, забыли Авраама, Исаака и Иакова, забыли, что Бог избрал их для великой миссии, сфокусировались на текущем моменте и отвергли царя Ровоама и его правление.

«И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим…И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня».
3Царст.12:16-19 

Последствия принятого решения Ровоамом, слушать молодёжь и не слушать старцев, были самыми катастрофичными. Все, кто последовал за Иеровоамом, а это без малого 83% всего израильского народа, не только отошли от дома Давида, но и от Бога, что привело их к полному уничтожению Ассирией спустя каких-то 260 лет. 
Конечно, Ровоам пытался исправить ситуацию, однако «поезд ушёл», уникальная возможность была утрачена и проклятие, нависшее над народом сбылось.


Рецензии