Элементы американского контекста

1.Предисловие

Проучаствовал в серии вебинаров, проводимых американцами. На рисунке - пара из полученных сертификатов.

Это не крутые образовательные документы. Просто, став гражданином Израиля и пытаясь ИНТЕГРИРОВАТЬСЯ в принципиально новую среду, я, в частности, поработал в зоне одного из создателей и нынешнего «старшего брата» Израиля - в американской зоне поддержки образовательной деятельности с использованием тематики Холокоста.

Задача - наработать представления о некоторых элементах контекста, в котором осуществляется интеграция и адаптация евреев-иммигрантов нашего времени в Америку.

Цель - определить элементы взаимовлияния процессов интеграции в Америку и в Израиль немолодых бывших советских, постсоветских ученых.

25 марта проучаствовал в вебинаре «Learning and Teaching from the Heart in Troubled Times - В кризисные времена учиться и обучать с полной искренностью» (перевод мой - М. Х.).

Ведущий вебинара - раби д-р Ариель Бургер (Ariel Burger), основатель и директор, старший исследователь The Witness Institute.

Представляя ведущего вебинара организатор подчеркнула, что рав был другом и учеником Эли Визеля. Это обстоятельсво подчеркивается и во многих рецензиях на книги рава. Поэтому, к пониманию того, к чему направляет рав-наш современник, для меня имеет смысл пополнить понимание вклада Эли Визеля в  проблематику существования еврейского народа.
Рецензенты обещают читателям возможность замечать и перенимать из практики Визеля то как он руководил дискуссиями на трудные, но важные темы - напряженность между верой и сомнением, связь между бунтом и безумием, эффективные стратегии активности.

2.Ориентиры от Визеля для нынешних поколений.

The Witness Institute - Институт Cвидетелей, основанный Ариэлем  Бургером и сыном Эли Визеля, является проектом, посвященным продолжению работы Эли Визеля. Основная программа -  двухлетняя стипендия для начинающих лидеров. Изучая жизнь и наследие Эли Визеля, важные темы и методы, к которым он снова и снова возвращался, люди с высоким потенциалом влияния на общество станут носителями такого морального уровня, что именно в этом плане будут влиять на свои сообщества. Цель Института - создание постоянно расширяющегося сообщества лидеров для построения более нравственного мира. (arielburger.com/the-witness-institute/)

Эли Визель работал в тесном сотрудничестве с Яд ва-Шем в Иерусалиме, был заместителем председателя Совета Яд Ва-Шем.
К нашему знанию Визеля-активиста, который:

- воспитывал студентов и сотрясал основы, требуя большей порядочности в обществе,
- всю свою жизнь работал на людей, страдающих повсюду, чтобы протестовать против несправедливости и угнетения и быть "свидетелем",

работа Института Бургера открывает и другие, более личные аспекты этой влиятельной фигуры.
Книга, написанная, А. Бургером, посвящена одному из центральных принципов жизни и учения Визеля: великие книги, великие философы, великая литература - большие, непреходящие вопросы - могут помочь нам справиться с насущными проблемами повседневной жизни. Автор пытается передать нам плоды мудрости Визеля в до сих пор во многом неизвестном контексте учителя этики... А. Бургер ориентирует современников, в частности - участников вебинара, что теперь наша задача - продолжать работу по слушанию, обучению и исцелению - и обучать следующее поколение. И в книге декларируется цель - «превзойти и преобразовать страдания нашего собственного времени, превратив смерть в жизнь».
 
3.Опосредованное соприкосновение в Эли Визелем.

В еврейской и не только среде имя Эли Визеля известно. Эли Визель (1928 - 2016), американский и французский еврейский писатель, журналист, общественный деятель, профессор в ряде университетов США, Лауреат Нобелевской премии мира 1986 года «За приверженность тематике, посвященной страданиям еврейского народа, жертвам нацизма», председатель американской «Президентской комиссии по Холокосту», которая планировала исследовательские программы и конференции.
Происхождением из приверженной религиозным традициям еврейской семьи в Румынии, переживший в годы войны Холокост узник нацистских концлагерей Освенцим и Бухенвальд, он стал видным пропагандистом знания о Катастрофе европейского еврейства.

Выписываю важное из Википедии. При заключении в Освенцим Визель вместе с отцом был разлучён с матерью и сестрами. Отец продержался восемь месяцев и умер от истощения, болезней и побоев, нанесённых надзирателями и ДРУГИМИ ЗАКЛЮЧЕННЫМИ, КОТОРЫЕ ПЫТАЛИСЬ ОТОБРАТЬ ЕГО ЕДУ (выделено мною - М. Х.). В те годы религиозные верования Визеля поколебались, однако после он вернулся к ним с новой силой.
Своим знанием о Катастрофе мир больше, чем кому-либо еще, обязан Эли Визелю. Его воспоминания «Ночь» - первое из прочитанных многими людьми описание лагерей смерти.

Джозеф (Йосеф) Телушкин (Joseph Telushkin) - американский раввин современного ортодоксального направления, лектор и писатель написал следующее. Цитирую.

Один из ранних очерков Визеля «В защиту мертвого» - это яркая отповедь тем, кто критиковал жертв Катастрофы за то, что они не оказали немцам должного сопротивления. У евреев, как отмечает Визель, не было оружия. С чем могли они выступить против немецких пулеметов и танков? С кулаками? Или же им следовало бежать в сельские районы Польши, густо заселенные крестьянами, которые, скорее всего, не укрыли бы их, а сдали нацистам? «Талмуд учит человека, - заключает Визель, - никогда не судить своего друга, пока он не побывает на его месте. Но для всего мира евреи — не друзья. И никогда не были ими. Они не имели друзей, потому они и мертвы. Так что тем, кто делает подобные упреки, лучше бы молчать».

Для того, чтобы с доверием принять эту оценку Й. Телушкина, формирую представление о его компетентности .

Образование.

1.Иешива-университет (Yeshiva University. В статусе университета с 1945 г. - одно из старейших и крупнейших еврейских высших учебных заведений и основной учебный центр ортодоксального иудаизма в США). Помимо ортодоксальной семинарии, присваивающей своим выпускникам звание раввина, несколько отделений, готовящих специалистов в области точных, естественных и гуманитарных наук: математики, физики, права, педагогики, психологии, социальной работы, семитологии и медицины (колледж имени Альберта Эйнштейна).

2.Колумбийский университет - изучал историю евреев.

Написал много книг по иудаизму, сфокусированных на этическом, универсальном значении иудаизма. Другие книги являются удачной популяризацией Библии, а также исследованием еврейского юмора и истории. Несколько книг пользуются популярностью также и в русском переводе.
Телушкин является популярным автором и лектором в США.

Мое мнение.

Приведенное высказывание Визеля представляется не раскрывающим с ичерпывающей полнотой суть многовековой судьбы избиваемого народа. Мои аргументы:

а) «бежать в сельские районы Польши, густо заселенные крестьянами, которые, скорее всего, не укрыли бы их, а сдали нацистам», действительно было поздно. Бежать или обзаводиться оружием, а может - кого-то организовать «бежать», других организовать на вооруженную борьбу, надо было ЗАБЛАГОВРЕМЕННО. Заблаговременно должна была быть осознана и озвучена проблема «СПАСЕНИЕ европейских евреев-некомбатантов и ЭФФЕКТИВНОЕ УЧАСТИЕ комбатантов в противостоянии агрессорам из государств с тоталитарными режимами», заблаговременно организована соответствующая деятельность ВСЕГО европейского еврейства. Вместо этого, одни бежали, бросив множество других.

б) «для всего мира евреи - не друзья. И никогда не были ими. Они не имели друзей, потому они и мертвы. Так что тем, кто делает подобные упреки, лучше бы молчать». Тоже - неполное и потому неверное представление действительной проблемы. Никто никому в жизни не друзья, слишком ответственная и сложная задача перед каждым живущим - беречь свою жизнь и передать дальше эстафету жизни. Если ты жизнесостоятелен, силен, с тобой будут искать сотрудничества - «дружбу». Если ты слаб - своей слабостью провоцируешь быть тебе «не друзьями».
Извечная слабость еврейской общины - разделенность внутри себя на тех, кто сдает остальных евреев нееврейскому окружению за послабления для себя, и тех, кого сдают. Это разделение и практика сдачи одними других издревле закреплено на уровне коллективного бессознательного и те, кого сдают, психологически не смеют осознать это гибельное для них разделение. Только предпринимаются не вполне осмысленные, в большей степени - интуитивные, индивидуальные усилия войти в слой «сдающих». 

Продолжим.

Этот замечательный человек, Эли Визель, вскоре после получения Нобелевской премии, учредил Гуманитарный фонд для борьбы с равнодушием, нетерпимостью и несправедливостью - в память о Холокосте.

В 2017 году в выступлении в Мемориальном музее Холокоста в Вашингтоне в День памяти павших Президент США Дональд Трамп отметил:
«Печально, что в этом году впервые мы отмечаем День памяти без Эли Визеля, великого человека, великой личности. ... он впечатал в нашу коллективную совесть долг всегда помнить эту длинную тёмную ночь, чтобы никогда не дать ей повториться».

3.Еще контекстные детали среды, в которой оказываются и к которой должны приспособиться евреи-иммигранты из бывшего Советского Союза.

В декабре 2008 года Фонд Эли Визеля официально заявил, что почти все его активы (около 15,2 миллионов долларов) пропали в результате мошеннических махинаций компании Бернарда Мэйдоффа. Сам Визель также потерял значительную часть своих личных сбережений в инвестиционной компании Мэйдоффа.

Кто этот злостный махинатор?

https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Бернард Бернард Мейдофф (Bernard Lawrence Madoff) - американский бизнесмен, бывший председатель совета директоров фондовой биржи NASDAQ - купля-продажа ценных бумаг в интересах инвесторов.
В 1960 году основал на Уолл-стрит фирму «Bernard L. Madoff Investment Securities LLC» и возглавлял её до 2008 года, когда он был обвинён в создании, возможно, крупнейшей в истории финансовой пирамиды. За свою аферу был приговорён судом Нью-Йорка к 150 годам тюремного заключения.

Родился в 1938 году в еврейской семье.

Образование.

Окончил престижную Нью-Йоркскую школу Far Rockaway, где не считался выдающимся учеником.
В 1960 году он окончил Колледж Хофстра в Нью-Йорке со степенью бакалавра по политическим наукам.

Во время учебы в школе увлекался плаванием. Когда стал крутым предпринимателем, был членом нескольких элитных лыжных и гольф-клубов.

Деловая карьера.

Во время учёбы в Колледже подрабатывал спасателем на пляже и монтажником садовых оросительных установок, накопив на этом 5 тысяч долларов.

На эти деньги в 1960 году основал свою фирму Madoff Investment Securities. Через несколько лет привлёк к своему делу брата, а впоследствии племянников и обоих своих сыновей.

Принимал участие в создании биржи NASDAQ. Madoff Investment Securities была одним из 25 крупнейших участников торгов этой биржи, Мейдоффа называли столпом Уолл-стрита и пионером электронной торговли на бирже: одним из первых в Нью-Йорке полностью компьютеризовал документооборот своей фирмы.

Сначала Мейдофф входил в совет директоров NASDAQ, потом был его председателем.
Кроме того, Мейдофф был главой совета директоров основанного в 1983 году хедж-фонда Madoff Securities International, штаб-квартира которого располагалась в Лондоне. Хедж-фонд это особый частный инвестиционный фонд, не ограниченный нормативным регулированием, либо подверженный более слабому регулированию, недоступный широкому кругу лиц и управляемый профессиональным инвестиционным управляющим. Отличается особой структурой вознаграждения за управление активами.

Американские хедж-фонды по закону обслуживают только профессиональных инвесторов с первоначальным взносом не менее 5 млн. долларов США для частных инвесторов и 25 млн. долларов - для институциональных квалифицированных инвесторов.
Особенность деловой стратегемы: фонды ориентированы на максимизацию доходности при заданном риске или минимизацию рисков для заданной доходности. Используются сложные торговые стратегии.

Был одним из основателей и членом совета директоров еще одной корпорации - International Securities Clearing, занимавшейся финансовым клирингом, безналичными расчётами между компаниями и государствами.
Филантропические проявления.

Был известен своей благотворительной деятельностью: после смерти своего племянника Роджера от лейкемии в 2006 году он регулярно совершал пожертвования на исследования способов лечения рака и диабета. Вместе с супругой основал семейный фонд Madoff Family Foundation, который жертвовал миллионы долларов на театры, музеи, образовательные учреждения и еврейские благотворительные организации.

Идеологическая и политическая устремленность Мейдоффа проявилась в том, что он был казначеем совета поверенных школы бизнеса еврейского Иешива-университета и членом совета поверенных Университета Хофстра. Совершал пожертвования на избирательные кампании американских политиков, в основном, членов Демократической партии.

Мой коммент.

Евреи, оказывается тоже жульничают и воруют. А я-то думал ... :) Придется учитывать это обстоятельство при собственных усилиях по интеграции в НАСТОЯЩИЙ Израиль. НАСТОЯЩИЙ - не фейковый типа всяких сомнительных «академий», «институтов»,...

В 2008 году Мейдофф был обвинён в создании крупнейшей в истории финансовой пирамиды. 29 июня 2009 года за свою аферу приговорён судом Нью-Йорка к 150 годам тюремного заключения. Как сказано в Википедии, «по предварительным оценкам специалистов, это крупнейшая в истории финансовая афера. Количество потерпевших составляет от одного до трёх миллионов человек и несколько сотен финансовых организаций, ущерб оценивается в сумме около 64,8 млрд. долл». (ru.wikipedia.org/wiki/Афера_Бернарда_Мейдоффа)

4.Родительский «праздник души» оплачивается жизнями детей.

10 декабря 2008 года Мейдофф, как утверждают, сказал своим сыновьям, что его бизнес - «одна сплошная большая ложь» по схеме Понци. Сыновья передали эту информацию властям. На следующий день Федеральное бюро расследований арестовало Мейдоффа.
11 декабря 2010 года один из сыновей Бернарда Мейдоффа, Марк был найден повешенным в своём доме в Нью-Йорке; по предварительным данным, покончил с собой. Марк проходил свидетелем по делу отца, и ему не было предъявлено обвинение как соучастнику. Но в 2009 году ему предъявили обвинения в незаконном приобретении элитного жилья в Нью-Йорке и Коннектикуте, общей стоимостью 66 млн долл.
В 2017 году вышел фильм «Лжец, Великий и Ужасный», роль Мейдоффа сыграл Роберт Де Ниро.

«Схема Понци» - концепция ПЕРВОЙ финансовой пирамиды, организованной в 1920-х годах американцем НЕ ЕВРЕЙСКОГО, итальянского происхождения Чарльзом Понци (1882-1949). Пройдоха начинал свой «праздник души», имея в наличии лишь $150. Ему удалось обмануть более 17 тысяч вкладчиков. Был осуждён на пять лет, отсидел и продолжил заниматься финансовыми махинациями. Его «выгнали» - депортировали на итальянскую родину. Вывез с собой свое приобретение - владение английским языком. Поработал переводчиком с английского, а, позже, по протекции Муссолини, переехал в Рио-де-Жанейро работать представителем «Итальянских авиалиний».
Умер в благотворительном отделении больницы в Рио-де-Жанейро от кровоизлияния в мозг, оставив после себя 75 долларов, на которые и был похоронен. В 2013 г. был сделан телефильм «Схема Понци».

Выводы.
 
1)Крутое жульничество для проживания себя в состоянии «праздника души», действительно, может обеспечивать 1.долгое и большое удовольствие от самого себя, 2.прижизненную и посмертную славу, 3.даже, запечатлевание в кино и телефильмах. Правда, расплачиваться за жизнь в варианте «праздника души» могут собственные дети-внуки-правнуки качеством их жизни или самой жизнью. Но, для крутого мена или крутой вумен такая плата не проблема.

2)Ну, а если тебя ведет обеспокоенность за судьбу детей-внуков-правнуков (своих и не своих, включая и тех, за муки и гибель которых надо, хоть, в принципе, расквитаться - в назидание современным и будущим искателей «праздников души»), то будь настороже, будь готов нарваться и противостоять жуликам и грабителям.

Приложение.

В ориентации на русскоязычных иммигрантов - для помощи в адаптации и интеграции в наиболее доступную им американскую среду - раввин Иосиф Телушкин написал книгу «Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии». (https://jhist.org/teacher/01-000.htm)

Книга признана одной из наиболее популярных еврейских книг на русском языке как доступный источник основных сведений о вере и жизни евреев, который может быть использован и как учебник, и как справочное издание, и позволяет составить целостное впечатление о еврейском мире. Ее достоинства - энциклопедичность, сжатая форма и популярность изложения.
Своего рода энциклопедия, которая содержит систематизированный свод основных знаний о еврейской религии, истории и общественной жизни с древнейших времен и до начала 1990 х гг. Мир еврейской религиозной традиции представлен главами, посвященными Библии, Талмуду и другим наиболее важным источникам, этике и основам веры, еврейскому календарю, ритуалам жизненного цикла, связанным с синагогой и домом, молитвам. Краткое описание основных событий в истории еврейского народа от Авраама до конца XX столетия, с отдельными главами, посвященными государству Израиль, Катастрофе, жизни американских и советских евреев.

Не читамши всю книгу рава Йосефа Телушкина сходу вычитал краткую главку 254 из раздела «Этика»:

Почти первое, что Библия сообщает об Адаме, - что он создан «по образу Б-га» (Брейшит, 1:27). ...

В каком смысле следует понимать «образ Б-га»? В отличие от животных человек может мыслить и отличать добро от зла. Люди говорят, например, о «хорошей» собаке, но имеют в виду послушную собаку. Собака, обученная партизанами для нападения на нацистов, была ничем не лучше собаки, обученной нацистами для нападения на евреев в концлагере. Животные не могут мыслить и делать моральный выбор; люди - единственные живые существа, способные на это. Именно в этом смысле люди созданы по «образу Б-га».

Мои размышления по вычитанному:

1.Определение «моральный выбор» неадекватно реальности и отражает некоторую поверхностность рава и его советчиков, которые помогали ему определиться с текстами формируемой книги. Адекватно различать смежные, но сущностно отличные вещи - мораль и нравственность. Мораль - это договорные, частично навязанные, нормы или правила поведения животной общности. В стадах, стаях устанавливаются свои правила. Для человеческих сообществ такие нормы, правила называются моралью. В конкретных ситуациях различные моральные нормы могут оказываться противоречащими одна другой; возникают проблемы морального выбора. В среде животных тоже могут встречаться подобные ситуации; каждая конкретная особь переживает конфликт побуждений и «делает моральный выбор».

В процессе эволюции животного мира, как средство обеспечения сохранности вида, развилась так называемая «естественная мораль» в животном мире. Животные одного вида не убивают друг друга. У оленей во время драки, когда противник подставляет ему свой бок и олень может его пропороть, инстинктивно голова отворачивается – он отдергивает свои рога, чтобы не пропороть бок противника. И это несмотря на то, что у самцов настоящая схватка! Змеи не используют ядовитый зуб в драке друг против друга.

Мораль - это изобретение природы, которое существует для того, чтобы вид выживал! Если в механизме действия естественной морали будет ошибка, то весь вид вымрет.

Особенность человека - способность делать НРАВСТВЕННЫЙ выбор. Нравственный выбор - проявление человека на основе СОБСТВЕННЫХ убеждений, присвоенных из опыта, под воспитательным воздействием различных влияний, но, именно, - ПРИСВОЕННЫХ, собственных. У животных такого явления нет. Вот, в этом - подобие человека Богу.

2.В сообществе, объединенном иудаизмом, работает иудаистская КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ мораль, нормы которой записаны в конфессиональных книгах и утверждаются конфессиональным активом, организованным или инициативным.

3.Фокусируя внимание на «морали» и отвлекаясь от явления нравственности, лидерское - организованное или инициативное, ядро еврейской общины ПОДЧИНЯЕТ своему влиянию остальную массу людей общины. Здесь используется, в частности, уподобление человека Богу через факт необходимости совершеть моральный выбор во множестве жизненных ситуаций.

Нравственность - это внутренняя, самостоятельная работа личности. Мораль - подсконтрольность личности внешним контролерам.

Следующая главка раздела «Этика» - 255: «Пред слепым не клади претыкания».
Цитирую:

... под «слепым» подразумевается всякий, кто не понимает, что у него на пути. Сегодня это одна из труднейших для соблюдения заповедей.
... Наиболее часто применяется этот закон в сфере дачи советов. Когда лицо просит совета, оно вправе считать, что совет дается исключительно в его интересах. Если по какой-либо причине некто не в состоянии дать незаинтересованный совет, он должен объяснить это или вовсе не давать никаких советов. Особенно важен запрет обещать помощь и прикрываться дачей совета для того, чтобы на самом деле обеспечить собственную выгоду. Это тоже рассматривается как использование чужой «слепоты».

Мне представляется, что в обучении, чтении лекций и частных собеседованиях - следование этому закону означает, что учительствующий, информирующий, собеседующий честно, содержятельно и четко объясняет читателям, слушателям, собеседнику а) свой интерес и б) понимание интереса аудитории, собеседника. И все свои сообщения, призывы и т. д. четко и содержательно соотносит с этой парой интересов.

Конкретно, рав в своих лекции, обращенной к конкретной аудитории, ясно и содержательно определяет свой интерес в восприятии аудиторией его сообщения и определяет соотнесение своего интереса с интересом аудитории.
Еще конкретнее. Когда предлагается книга, ориентированная на евреев-новых иммигрантов в Америку, надо в этом предложении ясно и содержательно определить тот интерес, который видится у евреев-новых иммигрантов в Америку.

Представление в Предисловии к книге того круга лиц, которые влияли на формирование или развитие ИНТЕРЕСА рава Йосефа Телушкина при подготовке книги, в принципе дает самомму раву Телушкину отрефлексировать свой интерес в работе с его целевыми аудиториями. В каком состоянии этих аудиторий и ПОЧЕМУ (= в связи с каким более общим интересо рава) он заинтересован. С каким интересом рав Йосеф Телушкин «пять лет преподавал в образовательных семинарах для взрослых, которые Си Эль Эй Эль организует по всей территории США»?

CLAL (National Jewish Center for Learning and Leadership - Национальный еврейский центр обучения и воспитания лидерства).  Институционально это - учебное заведение; заявленная миссия - служить в качестве центра межконфессионального сотрудничества в американском иудаизме. функционально - мозговой и ресурсный центр, призванный, через проработку проблем еврейской идентичности и религиозной практики, содействовать расширению границ общинной жизни. Центр межконфессионального характера - участвуют раввины из всех основных еврейских конфессий в Северной Америке. Обучение и предоставляемые материалы имеют междисциплинарный уровень.

Конкретно - рав Телушкин «глубоко признателен раби Ирвину Гринбергу за предоставленную возможность в последние пять лет преподавать в образовательной семинарии RIETS для взрослых», которые Си Эль Эй Эль организует по всей территории США. В четырехлетней учебной программе семинарии основной акцент делается на образовании в вопросах классического и современного еврейского закона.

Семинария - одна из базовых компонент Yeshiva University, занимающаяся подготовкой раввинов ортодоксального направления. В основе - синтез Торы и науки; по окончании обучения в ешиве равы получают различные гранты для продолжения образования в областях права, образовательной деятельности, психологии, академических исследований в иудаике и прочих научных дисциплин.
Очень многим обязан и раби Гринбергу; его трактовки иудаизма глубоко повлияли на собственные понимания рава Телушкина.

Раби Гринберг является одним из основателей и директором Eshel - некоммерческой организацией в Соединенных Штатах и Канаде , добивающейся одобрения общественности для лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов (ЛГБТ) евреев и членов их семей в ортодоксальных еврейских общинах. Ведет образовательную и пропагандистскую работу.

Многие равы протестовали против такой деятельности раби Гринберга; овновной тезис: эта практика ведет к представлениям, что «возможны альтернативные способы прочтения Торы, что элементы еврейской религиозной традиции являются предметом переговоров, что Тора, подобно сценарию голливудского кино, может быть отправлена обратно на переписывание».

Мое мнение.

В такой обстановке при обращении к светской аудитории ортодоксальный рав должен четко определить, почему позиция Еврейского Закона в его представлении является действительно и единственно истинной. Без такого доказательного определения лекция рава приобретает характер манипулятивного воздействия.

Еще глава - 256. «Правды, правды ищи».

«Тора с пафосом провозглашает: «Правды, правды ищи». Повторение слова «правда» в этом стихе иногда интерпретируется как указание на то, что справедливыми должны быть и средства и цели. Справедливость рассматривается как обязательная для Б-га и для людей. ...»

И раби Телушкин рассматривает две области справедливости - благотворительность и неотмщение врагу:

«... В еврейском праве тот, кто не оказывает благотворительность, не просто немилосерден, но и несправедлив. Еврейские суды без колебаний принуждали людей оказывать благотворительность.

Евреев часто обвиняют в разжигании чувств мести во имя справедливости. В декабре 1989 г. во время посещения Иерусалима лауреат Нобелевской премии епископ Десмонд Туту сказал, что пришло время простить нацистов за убийство шести миллионов евреев. Туту говорил, что прощение должно распространяться и на престарелых военных преступников, живущих на свободе. Почти все евреи нашли советы Туту оскорбительными. Во-первых, еврейская традиция считает аморальным прощать убийства, совершенные в отношении любых народов. К тому же несправедливо, если убийцы мужчин, женщин и детей будут продолжать жизнь ненаказанными. Мнение Туту о том, что массовое убийство должно оставаться неотмщенным, поразило большинство евреев как квинтэссенция несправедливости, а значит, - и нееврейской позиции».

Мое мнение.

Обсуждать справедливость только в связи с благотворительностью, значит, предъявлять частное вместо целого. Это - целенаправленная ложь. Почему и зачем преследуется такая цель?

Концентрация внимания на мести за злодеяние тоже уводит от более существенной проблемы - своевременное распознавание угрозы будущего зла и осуществление заблаговременных парирующих действий - для предотвращения или ослабления зла.
Опять-таки, приходится сомневаться в доброкачественности поучений со стороны именитых и не именитых равов.

Книга раби Телушкина, на мой взгляд, не более, чем набор поводов для размышлений и обсуждений.

=== Завершающий вывод к вебинару. Лукавство в отношении рефлексии. ===

Основное, к чему призывает (направляет) участников вебинара рав А. Бургер, это к использованию нами рефлексии своих проявлений. Объект рефлексии - соответствие того, что мы делаем, той цели, которую мы перед собой поставили, или той, задаче, которую поставили перед нами. Сами цель или задача ясно не обсуждаются, навязывается ощущение, что цель или задача уже поставлены, ясны, соответствуют нашим объективным обстоятельствам и субъективным интересам - надо только эффективно целесообразно, или задачеобразно, повести себя.

Вот в этом некоторое лукавство. Цель должна быть релевантна нашим объективным обстоятельствам или исходным личным интересам. Тоже - задача, которую мы принимаем, как свою цель, если она соответствует важным для нас нашим объективным обстоятельствам или исходным личным интересам. Такие цель или задача должны быть релевантны.

Поэтому, надо рассматривать системно-целостный пакет «релеваниная цель и рефлексия целесообразности действий в сочетании с уточняющей рефлексией цели».
Это условия, похоже, что раби целенаправленно, сознательно (он умен, грамотен и опытен), нарушает, обходит.


Рецензии