Страдать Володе полезно

Для творчества существует «хорошее» плохо и «плохое» плохо. Под «хорошим» я, кто бы сомневался, подразумеваю продуктивное. «Хорошее» — обычно резкое, больше похожее на удар резинкой по руке или ножом в живот, зависит от силы боли (а иногда коррелирует с вдохновением). Главное, чтобы несмертельное. Хотя от шедевра и умереть не жалко. 

«Плохое» — постоянная, ноющая боль. Она истощает ресурсы, не даёт писать и мучает, мучает, выматывает. Как будто что-то сильно не так внутри тебя. 

Страданий, из которых что-то рождается, может быть много. Одно, другое, третье — подряд. 

Но, к сожалению, нет неиссякаемого постоянного источника. Знаете, творчество в какой-то степени побуждает решать проблемы — иногда иначе ты не сможешь писать, а это та ещё мука. А иногда помогает жить с ними. 

Есть вещи, которые мы не можем изменить. Не можем изменить сейчас. Или никогда. Есть «большая картина», у творцов такие вещи часто вызывают больше эмоций, даже не относясь прямо к человеку, — государственный строй, глобальное потепление, насилие, войны, болезни... Ноющая, кажется, вечная, боль. Такая, наверное, была у Мунка и, возможно, у Ахматовой. И пишут люди. Не важно, стихи, картины. Вовсе не потому, что страдание помогает писать. А потому, что творчество от него спасает

15 августа.2019


Рецензии