Раскидало нас бездомных, все ищем Родину

   Марию Павловну, тогда еще Семенову, я помню двадцатилетней библиотекаршей. Она родилась в Белоруссии, на целину, в Северный Казахстан, приехала с родителями, когда училась во втором классе. У нее 35 лет библиотекарского стажа. Любимая профессия. Она любила малую прозу и стихи, а читатели ценили ее за душевность и внимание. Мы были знакомы почти полвека, она любила писать и получать письма хотя почта тогда уже работала со скрипом.

   В 1997 году в Петропавловске «оптимизировали», т.е закрыли 17 библиотек. Мария Павловна, как и многие, оказалась на улице без пенсии и работы. Муж – чернобылец, подрабатывал ремонтом квартир. И тогда они собрались в Калининградскую область, куда уже переселились дочь с семьей.

   Семь лет Мария работала там на заводе завхозом, не считала себя мигранткой, наконец, получила пенсию, много болела.

   «Настроение на нуле, так как продолжаю болеть – болит все, обострились все болячки.
   Три года прошло с нашей последней встречи. Как же быстро летит время (в юности было все же не так!) Вот что значит пожилой возраст, уже ничего не радует, ко всему наступает равнодушие. Куда-то уезжать, конечно, нужно, только куда?
Некоторые из приезжих хотят вернуться назад, если бы им оплатили проезд, провоз багажа, да вернули бывшее гражданство.
   У нас тут все лето идут дожди, на даче все вымокло. И куда мы попали? Иногда целыми неделями не видим солнца… Хочу желтых карасей и много-много грибов.
Недавно общалась со своим другом-поэтом, тот вообще о Петропавловске слышать не хочет, как будто бы Адыгея лучше. Раскидало нас бездомных, все ищем Родину…
   Все-таки моя душа – там, в Петропавловске, несмотря ни на что. Жизнь моя однообразна и какая-то суматошная, без смысла проходит. Этот, так называемый кризис, подкосил веру во всё и вся. Как выживают люди? Ловлю каждую информацию о РК. Жизнь не стоит на месте - может быть, и доживем до лучших времен? Будем надеяться и ждать. В РК хоть четко определено - 2030 год, а в России?..
Замучили болячки, но я мечтаю, как через четыре месяца поеду в Петропавловск, мне уже Лиля из Германии позвонила и приказала быть там в августе, будет встреча на высшем уровне.
   Кстати недавно в Петропавловске был и наш друг поэт. Съездил на родину, где не был около десяти лет. Говорит, что город стал ему чужим, многие улицы переименовали, он там даже блудил, а новоселы и молодежь старые названия не помнят…
   
    У нас всё по-старому – дом, работа, базарчик (походы туда). Ну и что ты там надумала с переездом, не передумала? Я часто думаю на эту тему – ничего в голову не идет. Куда ехать, зачем ехать? По ТВ смотрим «Беларусь» - какая там совершенно иная жизнь.

25.03.2011
   Ты по-прежнему рьяно рвешься в Россию? Ничего хорошего тут нет, только русская речь, пересыпанная матом… Там люди были гораздо культурнее.

   Ну где ты выдела, чтобы 80-летние старушки мели улицы, т.к. не на что жить.

   Снег выпал, затем растаял, снова выпал, в общем зимы нет и не предвидится…
   Я так устала лечиться, кажется, что весь мир болен.
   По ТВ ни слова о Казахстане, как будто бы его и нет. А там миллионы русских.

   Неделю были в Белоруссии. Там живут хорошо, на Лукашенко никто не жалуется. У всех квартиры в городе и еще по дому в деревне в 0,5 км от города. Везде чистота, цветы, люди улыбчивые, злых не видела. По-моему, там даже экономического кризиса не чувствуется. У всех все есть, даже зарплату всем платят».

   Маша умерла в феврале 2012 года.


Рецензии