Бумажные куклы родом из детства

   Попалась на глаза статья в Интернете о бумажных куклах. Я порадовалась, что бумажными куклами девчонки до сих пор играют, несмотря на обилие в наше время разных всевозможных кукол. Дефицита кукол на прилавках детских магазинов теперь нет, поэтому трудно поверить, что и бумажные красавицы  востребованы и находят место в сердцах девчонок. Однако находят – и не только в девчачьих играх.
Совсем недавно я встретила взрослого человека, в семье которого была традиция: собирать наряды для бумажных красавиц. Причём не в Интернете встретила, как нынче принято, а своими глазами видела альбомы с кукольными нарядами и общалась с этим человеком. Это была моя бывшая ученица Фаина К.

   Не виделись мы давно, и когда случайно встретились, обрадовались друг другу. Я ушла на пенсию, когда класс Фаины закончил  девятый год обучения, так что  два последних года  русскому языку и литературе её обучала другая учительница. А потом Фаина училась в педагогическом колледже, жила в другом городе. Я не сразу узнала  в улыбчивой красивой молодой девушке свою бывшую ученицу, которую видела ещё в том возрасте, когда нескладная, угловатая фигура девочки-подростка  только начинает формироваться в будущую женственность.

   Меня пригласили в библиотеку на конкурс чтецов в качестве члена жюри. Фаина была среди взрослых конкурсантов – выступала в номинации «Художественное слово». Я смотрела, слушала, вспоминала Фаину в школе и поражалась тем переменам, которые произошли в ней. Кто бы мог подумать вообще, что она выберет педагогический колледж? Успехами в учёбе она не отличалась, в лидерах не была, нескладная девочка, срывающимся от волнения голосом читавшая наизусть стихи, а отвечать устно не любившая ни на уроках русского языка, ни на литературе.  Вот только помню, что когда она подходила ко мне сдавать стихи наизусть одна, то уж не просто читала, подтверждая знание наизусть текста, как обычно  «для зачёта», а читала стихи «с чувством, с толком, с расстановкой», вживаясь в образы стихотворения. И кто бы мог подумать, что эта девочка с возрастом не только не перестала играть в куклы, но превратила своё увлечение в замечательное педагогическое средство, средство общения с детьми. Обо всём этом мне рассказала сама Фаина.

   После её выступления на конкурсе, после подведения итогов конкурса, где декламация  Фаины  безоговорочно была признана лучшей, мы разговорились. О том, как прошло то время жизни, пока мы не виделись. Огромный отрезок времени для Фаины – в её двадцать один год, и небольшой кусочек жизни для меня, в моём пенсионном возрасте. Конечно, я сказала о своём увлечении народными куклами и своей навязчивой идее увидеть когда-нибудь в посёлке музей народной куклы…

   Неожиданно Фаина предложила:
   – А я могла бы помочь в оформлении выставочного пространства. Я умею делать мебель для кукол. Это моё хобби.
   Я  обрадовалась:
   – Нет, случайных встреч точно не бывает. Люди встречаются по определённому замыслу.

   Мы обменялись номерами телефонов и договорились, что Фаина придёт в гости в самое ближайшее время и покажет мне свою кукольную мебель.
Фаина пришла через несколько дней. Я ахнула, увидев изделия её рук: шкафчик размером с маленькую книжку и два шикарных креслица, обитых  какой-то нарядной красной тканью.

   – Это ты всё сама?
   – Да я ещё в школе этим увлекалась. Я ведь не просто в куклы играла, я им быт настоящий налаживала, устраивала им жизнь, замуж выдавала, на учёбу отправляла – всё как в настоящей жизни, – без тени смущения говорит мне Фаина, радуясь, что есть кому рассказать о своём увлечении.

   «Как мало мы знаем своих учеников, – думаю я. – Как жаль, что в основном  видим их только на уроках и не знаем, чем они  живут. Конечно, если ты классный руководитель, то участвуешь в жизни детей больше, а если вот так, как с Фаиной, когда я была у неё только учителем-предметником, а  классов таких у меня обычно было не меньше пяти… И настоящие интересы детей проходят мимо нас, взрослых…»

   – Фаина, из чего сделана эта прелесть? – спрашиваю я, не скупясь на  комплименты и любуясь миниатюрной мебелью для кукольного домика.
   – Да это простой картон. Картон, ножницы, клей – больше ничего и не нужно.
   – Нет, ты не права, – возражаю я. – Ещё нужно умение и терпение.
   – Да, когда девчонки на дискотеки бегали, я вот сидела и мебель клеила. Мне так нравится это занятие. А маме все подруги и знакомые говорили: « Ну, что она у тебя до сих пор в куклы играет, сходила бы погулять, на танцы бы пошла». А мне и не хотелось на дискотеку, там столько пьяных бывало, и шумно очень…
Фаина предваряет мой шутливый вопрос о том, как же она со сверстниками общалась, если всё время была куклами занята. Она продолжает, как будто услышала мой вопрос, хотя я его не озвучивала и вообще из деликатности спрашивать бы не стала:
   – А вокруг меня  всегда девчонки соседские собирались, из младших классов. Они ко мне приходили домой, и мы играли не в куклы, а в жизнь. У наших кукол было всё, что есть в жизни взрослых. Куклы и в магазины ходили, и в банке деньги  снимали, и сантехников вызывали, – смеётся Фаина. – Всё то,  с чем столкнётся потом взрослый человек.

   Я изумляюсь ещё больше. Оказывается, когда Фаина сидела у меня на уроке и слушала мою вдохновенную речь о каких-нибудь определительных местоимениях или лингвистических сочинениях (я вдохновлялась лингвистикой, а им, ученикам-то, с чего этими сочинениями было вдохновляться?)… Так  она ничего и не слышала, а думала в это время, какое задание дать сегодня своему маленькому классу, составленному из соседских девчонок. И кто больше пользы принёс делу воспитания –  это ещё неизвестно. Учительница, рассказавшая о том, на какие виды делятся придаточные предложения, или девочка-девятиклассница,  рассказавшая подружкам о будущей взрослой жизни. «С послушной куклою дитя приготовляется шутя к приличию – закону света, и важно повторяет ей уроки маменьки своей», –  вспомнила я   известные пушкинские строки.

   А дальше гостья открывает два своих альбома – и опять мои комплименты и улыбка Фаины! Листаю альбом – страница за страницей. За целлофановыми файлами там хранится настоящее сокровище.

   – Я очень любила, да и сейчас люблю, бумажных кукол наряжать. У нас это семейная традиция. И бабушка, и мама этим занимались. А мне от них передалось увлечение.
   – Фаина, да этим нарядам бы позавидовала любая королева, – с искренним восхищением я смотрю на бальные платья восемнадцатого века.
   – У меня тут разные бальные платья собраны, – поясняет  девушка. – А здесь вот одежда повседневная.
   – Да ты настоящий модельер женской одежды! Вот чем тебе нужно заниматься! У тебя же талант!
   – Нет, мне с детьми нравится работать. Я это своё увлечение уже на практике использовала. Девочкам очень понравилось.

   Фаина декламирует, изобретает новые модели одежды для кукол, делает кукольные домики с  настоящим интерьером, пишет стихи. О  стихах она говорит с некоторым смущением:
– Да это так, я  пробую…

   Для меня человек, пишущий стихи, уже вроде сестры или брата, я понимаю и смущение, и боязнь критики. Но видеть мир так, как видит Фаина, – это счастье. Это я заключаю по прочитанным ею стихам, хотя, как  учительница, деликатно указываю на некоторые речевые недочёты. Да ведь она затем мне стихи и показывает, чтобы я поправила, подсказала, подредактировала…  Фаина не обижается, понимает.
А я говорю искренне и от души, что научиться справляться с речевыми недочётами можно, а вот талант видеть красоту мира даётся далеко не каждому. А в её стихах мир красив и гармоничен.  И её бумажные куклы с роскошными нарядами, кукольные домики с трогательной обстановкой тепла и уюта – это ещё одно свидетельство, что красота мира ей открыта.

   Показываю и я Фаине своих кукол, дарю на память о встрече сборник своих стихов. Расстаёмся, очевидно, опять надолго, потому что Фаина уезжает на постоянное место жительства в другой город.

   После встречи с Фаиной я часто вспоминала бумажные куклы родом из детства. Ведь и мы с сестрёнками вырезали таких кукол, наряжали их в самодельные бумажные одёжки. Вот куклу в школу отправляем – форма с белым фартуком, так как  праздник  будет. Вот кукла уже дома – меняем школьную форму на зелёный домашний халатик в белый горошек. А  вот наша барышня собралась в гости – нарядное платье с бантом на поясе.
 
   Конечно, игры наши не достигали того совершенства, как у Фаины, мы  вообще были «книжные девочки», «книжные мышки» – сидели по норкам и грызли книжки, то есть, конечно, читали, это   я тут метафору ввернула для красного словца.
Популярные детские журналы «Весёлые картинки», «Пионер», «Мурзилка», которые в нашем детстве выписывали в каждой семье, при получении мы сразу же  пролистывали с нетерпением: есть ли там бумажные куклы с  нарядами? Поскорее их вырезали,  наряжали кукол. Взрослые журналы «Работница» и «Крестьянка» тоже часто приходили с  кукольными  вкладками. Мы их тоже любили. Но чтобы так, как Фаина, собирать альбомы с нарядными платьями, включать кукол в игру…

   Удивительное увлечение. И я  очень люблю увлечённых людей, которые коллекционируют, берегут, собирают изделия своих рук. А куклы могут  быть любыми, от пластиковых до бумажных – материал не так важен, как важно отношение человека к кукле, к игре.

   «Из детей, рано разучивающихся играть, вырастают самые несчастливые взрослые», – говорил психолог Владимир Леви. Из маленькой девочки Фаины выросла взрослая женщина, которая обязательно проживёт счастливую жизнь, потому что она  умеет играть по-настоящему.

   По телефону спрашиваю внучку:
   – Дашенька, а твои подружки играют бумажными куклами?
   – Бабушка, так и у меня есть бумажная кукла. Ты же мне вырезала, когда приезжала. У неё и наряды всякие есть.

   Надо же, а я и забыла! Точно, так, между делом показала внучке, какие мы куклы в детстве  рисовали и вырезали. Не выбросила ведь, хоть и куколку я нарисовала не такую уж красивую, просто  хотела быстренько показать, что можно сделать игрушку из любого материала, а кукла и бумажная для игры подходит. Только нужно включить воображение и фантазию!

   Бумажные куклы из альбомов Фаины вспоминаются мне теперь часто. Мамы и папы, бабушки и дедушки! Имейте в виду, одно дело – принести девочке из магазина роскошную Барби со стандартными волосами, стандартной фигурой, стандартным набором одежды, а совсем другое – творить, создавать совершенно особенную куклу. Даже пускай из самого простого подручного средства – из картона и бумаги.
А ведь у бумажной куклы так много достоинств, нынче забытых. Её наряды и она сама занимают так мало места в детской, переполненной разными игрушками. А гардероб её научит маленькую модницу одеваться со вкусом, фантазировать, рисовать сложные наряды, сочетать цвета. Иногда это занятие поможет даже выбрать профессию. Вырезанные куклы развивают терпение и аккуратность, ведь в  гардеробе куклы порядок придётся поддерживать не самой кукле, а её хозяйке.

   Погружаясь в историю бумажных кукол, я открываю для себя целый мир, неизведанную область жизни и творчества.Оказывается, ещё в середине  семнадцатого века были распространены красочные листы с напечатанным на них гардеробом светской дамы. Журналов мод тогда ещё не было, распространить информацию о моде помогали такие листы.

   Плоская картонная кукла с гардеробом из бумаги стала чрезвычайно популярной в конце восемнадцатого века. Один из журналов мод писал тогда: «Новое, очень симпатичное изобретение – так называемые английские куклы, которые недавно получены из Лондона. Собственно, это детская игрушка для девочек, но такая привлекательная и забавная, что матери и взрослые женщины будут охотно играть ею, тем более, что здесь можно проявить свой хороший или дурной вкус в одежде или причёске, и, что существенно, – учиться». Первая бумажная кукла, маленькая Фэнни, была произведена Лондонской фирмой в 1810 году.

   Узнав, что первую бумажную куклу звали Фэнни, я ещё раз убеждаюсь: ничто в этом мире не случайно, всё  со всем незримо связано. Фэнни? Да это же почти Фаина! Разве это не магия имён? Шучу, конечно, но ведь, как говорят, «написано на роду».

   Нет, бумажные куклы – это не только история и далёкое прошлое человечества, это чудесное педагогическое средство растить Девочку, Девушку, Женщину, у которой будет доброе, любящее сердце, умелые руки, стремление к творчеству. Всё то, что нужно для счастья.

   Пусть рисуют, пусть вырезают кукол…
«Как весело рисуют дети доверчивые чудеса, не Истину и Добродетель, а человека или пса», –  писал Давид Самойлов.  Рисуют человека или пса. Или куклу. Пусть рисуют! Это всё «доверчивые чудеса» – лучше слова не найти.

   Пусть рисуют. Пусть вырезают. Пусть играют.


Рецензии