Об именах. Сергей Гурзо в роли Серёжки Тюленина

Нахожусь в самоизоляции в связи с мировой пандемией по коронавирусу. Радуюсь тем возможностям, которые даёт интернет. Когда мы только что приехали в Германию, жили в общежитии и у нас не было интернета, а по телевизору показывали только на немецком языке, я думал, что  сойду с ума. Мне каждую ночь снилось детство, снилось в таких подробностях, словно я только что побывал в родном доме, в родном дворе, на той улице, где всё знакомо,  где каждый камень помню, каждый куст цветущего  татарника манит, каждая кулига калачиков, их ещё называли просвирниками, привлекает. А сколько соседей встретил и каждого из соседей знал по имени и фамилии...

За два месяца до отъезда в Германию я провёл по родной улице сына, и он мне сказал, что по такой улице можно скучать. Но я-то мечтал не о такой встрече. Мне хотелось его провести по всей улице из конца в конец, заглянуть в каждый двор, показать бывшим соседям, какими мы стали, рассказать, чего мы добились. Но это было уже невозможно. Незадолго до этой поездки я раздобыл диск с фамилиями всех жителей Челябинской области, с его помощью познакомился со списками жильцов родной улицы Герцена и обнаружил, что только двое однофамильцев остались от прежних соседей и ещё двое, тоже Ерошкиных, в начале  соседней улицы. Этот диск я взял с собою в Германию. Здесь он открылся один-единственный раз, потом сработала защита, которая мне не была известна. Техника подвела, а память вдруг открыла такие глубины, о которых я не догадывался.

Мы жили в общежитии.  Однажды мне приснился фильм «Максимка». Я понял, почему он мне приснился. Сергей был на спортплощадке на соседней улице, а там собирался весь интернационал. Его удивило, что одного негритёнка называли Максимкой.
 Пришлось рассказывать ему  о старом кинофильме, снятом в 1952 году  по мотивам «Морских рассказов» Константина Станюковича. Русский корвет «Богатырь» в водах Атлантического океана встретил в море американское судно с живым товаром в трюме   — неграми. Через два дня матросы «Богатыря» снимают с обломков разбитого штормом американского корабля мальчика-негра. Мальчик запуган и забит работорговцами, а русские матросы к нему  добры и отзывчивы, его сделали юнгой на корвете, он стал всеобщим любимцем. Но прежде он снова попал к американскому рабовладельцу и помог спастись от рабства матросу Лучкину (актёр Борис Андреев).

И вот этот фильм мне приснился со всеми деталями, а я его смотрел, правда, не один раз, а пять или шесть, ещё в свои  дошкольные годы. Даже песня, которую пел русский матрос, вспомнилась, и я её пропел утром. «Ой, ты степь широкая, степь раздольная». Потом, когда я нашёл диск с этим фильмом, я понял, что моряк пел другую песню, про калинушку-малинушку, а я в своих растолковках уже успел рассказать, что матрос на палубе на фоне бескрайнего неба и бескрайнего моря поёт протяжную песню про бескрайнюю степь и Волгу-матушку. Подвела меня память.

Несколько раз я пытался составить перечень кинофильмов, на которых вырос и которые запомнились. Но их было очень много. А вспоминались не все. Вот и сейчас, находясь в самоизоляции, вспомнил фильмы и даже записал их, а потом понял, что все они связаны с именем одного актёра, яркого, улыбчивого, смелого.
Воспроизведу этот список:

 «Смелые люди» (1950),
«Тревожная молодость» (1954),
«Рождённые бурей» (1957),
«Застава в горах» (1953),
«Далеко от Москвы» (1950).

В каждом из них заметную роль сыграл актёр, которого я называл Серёжкой Тюлениным.

В фильме «Молодая гвардия», снятом режиссёром Сергеем Герасимовым в 1948 году, Серёжка Тюленин вышел ярким и неповторимым, он не потерялся на фоне таких актёров, как Вячеслав Тихонов, Глеб Романов, Инна Макарова, Георгий Юматов, Нонна Мордюкова. Пока я смотрел этот фильм на Ютубе, пришло печальное сообщение:  в Москве в возрасте 93 лет скончалась народная артистка СССР Инна Макарова, сыгравшую яркую роль Любки Шевцовой.  А мне казалось, что уже давно нет никого из актёров, игравших в этом фильме. И я только сейчас узнал, что Серёжку Тюленина сыграл блестяще советский актёр театра и кино Сергей Гурзо.
 
Не понимаю, как случилось, что имени этого актёра я не знал, не запомнил, хотя много раз смотрел этот  фильм, а ещё,  правда, в короткой версии,  показывал его своим ученикам при изучении романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» на уроках литературы.

Итак, самый лучший Серёжка Тюленин – это актёр Сергей Сафонович (Сафронович) Гурзо (1926 — 1974). Так он представлен в Википедии.

Сергей Гурзо сыграл в этом фильме почти ровесника. Родился он 23 сентября 1926 года в патриархальной московской семье. Его дед был протоиереем, отец — врачом, мать преподавала точные науки в Гнесинке. Дядя Сергея — Иван Михайлович Кудрявцев был народным артистом, играл на сцене МХАТа.  Для сравнения: Герой Советского Союза Сергей Гаврилович Тюленин родился 12 августа 1925 года в селе Киселёво Новосильского уезда Орловской губернии (ныне Корсаковского района Орловской области). В 1926 году семья Тюлениных переехала на Украину в посёлок Сорокино (с 1938 — город Краснодон  Ворошиловградской  (ныне Луганской) области). Здесь же Сергей окончил 8 классов школы № 1.

В семье Гурзо было трое детей, жили они в коммунальной квартире в старом доме на Кузнецком мосту. Из этого дома Сергей в шестнадцать мальчишеских лет ушёл добровольцем на фронт. К этому времени он уверенно играл на гармошке, на гитаре и балалайке, был душой по сути любого коллектива. В Польше в 1944 году он получил тяжёлое ранение. Год лечился в госпиталях, после чего решил поступать во ВГИК – Всесоюзный  государственный институт кинематографии. Прошёл с первой попытки, учился в мастерской Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой.

Роль Сергея Тюленина  стала для Сергея Гурзо дебютом, да таким, что его игру стали считать  одной из главных удач картины. По себе помню, с каким  замиранием сердца я следил за тем, как Серёжка Тюленин кидал с чердака школы бутылки с зажигательной смесью в окна бывшего треста, поджигал немецкую биржу, устанавливал флаг над городской управой в ночь на 7 ноября 1942 года.

Посмотрел  я  не так давно и телесериал «Молодая гвардия» (2015). Актёр Юрий Борисов создал какой-то карикатурный временами образ Сергея Тюленина, очень далёкий от героя романа Александра Фадеева, от всего того, что мы узнали о молодогвардейцах. Мне кажется, это образец того, как не надо экранизировать популярные книги, как исподволь сеять сомнения в том, настоящие ли они герои или авторский вымысел. А ещё  взгляните на  YouTube , какие кадры представлены к каждой серии. Это же лица актёров, сыгравшие предателей и фашистов. Оправдано ли это, если фильм о сопротивлении фашистам?

Сергей Гурзо сыграл Сергея Тюленева неповторимо, и это было оценено современниками.  Сергею Гурзо за исполнение роли Сергея Тюленина в фильме «Молодая гвардия» была присуждена Сталинская премия первой степени (1949).  Когда я работал в школе, об этом факте нигде не сообщалось.

В Указе о награждении  СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИЕЙ  1 СТЕПЕНИ 1949 ГОДА значатся: 
ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинарьевич, 
РАПОПОРТ Вульф (Владимир) Абрамович, 
ИВАНОВ Владимир Николаевич,
МОРДЮКОВА Нонна (Ноябрина) Викторовна,
ГУРЗО Сергей Сафонович,
МАКАРОВА Инна Владимировна,
ШАГАЛОВА Людмила Александровна,
ХОХРЯКОВ Виктор Иванович — за кинокартину «Молодая Гвардия» (1948).

Кстати, сегодня принято оплёвывать те годы, принижать их значение, а ещё осмеивать то, что с ними связано. А между прочим, Сталинские премии просто так не давались, а только за выдающиеся успехи. И суммы этих премий были очень значительными. Объявляли лауреатов 21 декабря с 1940 по 1953 год, в день рождения Иосифа Виссарионовича Сталина. Первая премия – 100 тысяч рублей, вторая премия – 50 тысяч рублей, третья премия – 25 тысяч рублей.

А деньги-то  были не чета сегодняшним, которых,  благодаря политике Центробанка в угоду самозваным хозяевам планеты, требуется всё больше  для обмена на резаную зелёную  бумагу с изображением американских президентов.  На Гайдаровском форуме 15 января 2020 года заявили, что скоро доллар будет стоить 100 рублей. К этому либералы в финансовом крыле власти и ведут. С дешёвым рублём легче торговать ресурсами страны.

Это американская валюта дутая, как мыльный пузырь, а каждый рубль заработать надо. Рубль обесценивается – цена товаров растёт, вот тебе и инфляция, с которой власти борются, как они говорят, дённо и нощно. Пора национализировать не только Центробанк, но и российскую элиту, иначе они доведут народ до ручки. И сами сгинут. Ума подумать о своей перспективе у них, похоже, не хватает.

В период Великой Отечественной войны рубль не менял номинала. Спекулянты наживались. Где без этого? Но в госторговле хлеб всю войну был по государственной цене и в Москве, и на Урале или в Сибири. Вот образец для нынешних банкиров, типа Эльвиры Набиулиной и Ксении Юдаевой. А ныне рубль превратился  - не знаю с чем сравнить денежную единицу, которая меняет свою ценность по несколько раз в день. Тряпка на ветру, флюгер…

В послевоенные годы государственная цена автомобиля «Москвич» - 9 тысяч рублей, «Победа» - 16 тысяч. Хлеб стоил 3 рубля за килограмм, сахар – 15 рублей, один литр молока – 4 рубля, а бутылка водки «Московская» - 60 рублей. А первого апреля традиционно каждый год  снижали цены на основные продукты и промышленные товары. По инициативе И.В.СТАЛИНА в апреле 1937 года вышло постановление СНК СССР. В соответствии с этим документом с 1 июня того же года были снижены цены на промышленные товары. В годы войны эта мера не действовала, а в 1947 году цены вновь стали снижать в масштабах всей страны. И после смерти Сталина уже в 1954 году прервали эту практику, ведь она повышала уровень жизни каждого человека, а не только олигархов, как это делается сегодня.

В 1950 году на экраны вышли три фильма с участием актёра Сергея Гурзо. Это проектировщик нефтепровода Петя Гуткин в фильме «Далеко от Москвы» по книге Василия Ажаева.

Это матрос-подводник Панычук в кинорассказе о нескольких днях из жизни подводников в обычное мирное время. Но  во время боевых учений начинается столкновение с иностранной разведкой.

А третий фильм – «Смелые люди». Этот фильм я смотрел в раннем детстве не меньше десятка раз. Мне нравились лошади, мои предки были в своё время связаны с лошадьми, а у нас осталась конюшня со множеством предметов, связанных с упряжью, с лошадиным духом, с сабаном на заднем дворе. Но лошади у нас уже не было: в начале войны хозяина, первого мужа моей матери, забрали на фронт, а лошадей конфисковали на завод. Моя мать сберегла всю упряжь, но она уже не потребовалась, частично высохла и пошла в печку.
 
К лошадям меня всегда тянуло. В стройотряде дали нам тяжеловоза Машку.
- Кто запрягать умеет? – спросил командир нашего стройотряда.
- Я видел, как запрягают лошадей.

И меня отправили на конюшню. А там мне показали: вот висит хомут, вот узда, вон там телега, а Машка вот в этом загоне… Взял я уздечку, подхожу к лошади, дал ей кусок хлеба… Она сама сунула голову в уздечку, пошла за мною и стала задом к телеге  между оглобель.  Запряг, как мог, подозвал мужиков с конюшни: «Посмотрите, всё ли правильно?»
- Где научился?
- В первый раз…
- Молоток…

Месяц мы строили свинарники, летний лагерь, роддом, а на лошади подвозили лес, щебень, известь, другие грузы. На лошади работали разные люди, но из всех она выделяла меня. Я приходил за нею каждое утро, а каждый вечер ставил в стойло. Давал корму, заезжали на поле за овсом с горохом… Когда расставались и я отвёл её в стойло, увидел, что глаза у Машки стали влажными, а у меня потекли слёзы… Уходил с конного двора  через дальние ворота, чтобы мужики не увидели моих слёз…

«Смелые люди» - один из самых памятных для меня фильмов. Последний раз смотрел со слезами на глазах. Словно я сам был участником тех событий. Тут у Сергея Гурзо самая главная роль.  СССР, довоенные годы. Молодой работник конного завода Василий Говорухин принимает роды, кобыла пала, а он воспитал отменного коня по кличке Буян; но в выдающихся качествах коня сильно сомневается Вадим Николаевич Белецкий, жестокий тренер.

Когда началась Великая Отечественная война и немцы заняли городок, Белецкий  оказался немецким офицером, работая тренером, он заранее готовился передать советских элитных лошадей фашистам. Василий Говорухин вместе со своим преданным конём Буяном показывают чудеса храбрости и находчивости; вместе они разоблачают  вражеского шпиона,  спасают своих лучших лошадей от вывоза в Германию и освобождают женщин, детей и стариков, которых  в качестве заложников посадили в вагон, прицепленный к составу с лошадьми.

Всякий раз после просмотра этого фильма я чувствовал учащённое биение своего сердца и искренне радовался, что наши победили.

На днях я видел в сводках наши самолеты с военными медиками, прилетевшими в Италию на помощь бороться в пандемией коронавируса. Мне почему-то показалось, что это те всадники из фильма «Смелые люди» шагнули в наш век и встали на борьбу за справедливое устройство мира.

Сталинская премия второй степени (1951) присвоена Сергею Гурзо за исполнение роли Василия Терентьевича Говорухина в фильме «Смелые люди» (1950).

Википедия, да и многие другие источники в интернете указывают, что помимо актёрской работы Сергей Гурзо писал стихи и песни, успел опубликовать сборник «Далёкое, близкое…», выступал с концертами, но подробностей пока никаких. Видимо, его время ещё не подошло.

Во многих фильмах – он любимец женщин. А как в жизни?

Обращаемся к Википедии. В 1946 году, во время учёбы на втором курсе ВГИКа, Сергей Гурзо  женился на Надежде Васильевне Самсоновой. В этом браке 2 ноября 1947 года появились близнецы — дочь Наталья и сын Сергей (оба тоже стали актёрами).

Значит, есть ещё актёр Сергей Гурзо младший?

Позже брак распался, Сергей уехал жить в Ленинград и женился на актрисе Ирине Губановой. В этом браке родилась дочь Анна Губанова (1959—2007).

Позднее расстался и с ней, женившись на другой. В последнем браке у него родилось две дочери.

Имел несколько фактических браков. Среди его любовниц была артистка цирка Гитана Леонтенко.

Сергей Сафонович Гурзо умер в ленинградской больнице 19 сентября 1974 года. Четырёх дней он не дожил до своего 48-летия. На его похороны в субботу 21 сентября на Южном кладбище Ленинграда собралось много людей, хотя официальных сообщений о кончине не было. Несмотря на сложности последних лет жизни, его всё ещё помнили и любили. Это сообщает Википедия

Осталось назвать основные роли и фильмы.
1. 1948 — Молодая гвардия — Сергей Тюленин
2. 1950 — В мирные дни — Павло Панычук, матрос-торпедист
3. 1950 — Далеко от Москвы — Петя Гудкин
4. 1950 — Смелые люди — Василий Терентьевич Говорухин
5. 1952 — Навстречу жизни — Виктор Басов
6. 1953 — Застава в горах — сержант Кулешов
7. 1953 — Тревожная молодость — Яшка Тиктор
8. 1956 — Беспокойная весна — Женька Омега
9. 1957 — Рождённые бурей — Андрей Птаха
10. 1959 — Всё начинается с дороги — Александр Коршунов
11. 1961 — Горизонт — водитель грузовика
12. 1961 — Две жизни — Филька / Гвоздь и солдат
13. 1961 — Дипломат (короткометражный)
14. 1962 — Первый мяч (короткометражный)

Это, так сказать, основные фильмы и роли. И всё-таки возникает вопрос, а чем он занимался последние 12 лет?  Это задание на  ближайшее будущее.


Рецензии
А я вот почему-то запомнил Сергея Гурзо только в "Молодой гвардии" и в "Смелых людях", а потом я как-то видел его в каком-то фильме, где он мне не понравился и я потерял его навсегда и не знал,куда он делся.

Павел Каравдин   29.03.2020 16:36     Заявить о нарушении