Как влюбляются в кукол

   История реальная, ничего прибавлять для красного словца здесь не надо, как это делают почти все без исключения поэты и писатели. Но и убавлять здесь ничего нельзя. Всё по порядку.

   Когда моё кукольное хобби разрослось до серьёзных масштабов, я стала искать пути вовлечения в своё кукольное счастье и других людей. В школе мне вежливо  обрисовали  отсутствие помещений: школа, собственно говоря,  перешла на занятия в две смены. А в  нашем посёлковом  центре культуры покивали головой, вроде одобрительно, но по факту вышло, что занятия народными куклами и не очень вписываются в их планы. Однако без учеников я не осталась. Нашла выход  своей кукольной энергии. В психоневрологическом интернате, находящемся в нашем посёлке, волонтёрам всегда рады, встречают их радостно и с интересом. Тропинку туда я узнала ещё раньше: приглашали меня туда не один раз на встречи как одного из местных литераторов. Читала проживающим стихи – и свои, и любимых поэтов. Сказки читала. А потом настоятель нашего храма поручил мне ходить в часовню Блаженной Ксении Петербургской при интернате, чтобы собирать проживающих верующих на молитву. Матушка Ксения – моя любимая святая, она мне и помогает. И мастер-классы проводить тоже.

   Заведующая интернатом разрешила собирать женщин в художественной мастерской для занятий народной куклой.

   Была весна, шёл Великий Пост. Приближалось Вербное Воскресенье. И я начала  работу нашего клуба рукодельниц не с простой куклы, а сразу с более-менее сложной куклы Вербницы. Задумка была такая: чтобы не просто заниматься рукодельем, но и согласовать наши планы с настоящими традициями и обычаями, показать дух народных кукол, от языческих времён претерпевших изменения и получивших новое звучание. Хотелось  не только куклы делать, но и познакомить  людей со страницами истории народа.
 
   Вербницу мы делали два занятия, но получились куклы замечательные.
Культорг учреждения помогала тем женщинам, у которых были проблемы с руками – учреждение ведь социально-здравоохранительное, у  каждого  свои проблемы со здоровьем. А ещё с первых занятий стала помогать проживающим крутить куклы сопровождающая группу медсестра Раиса Александровна. Она полюбила кукол, а я полюбила её, замечательную помощницу. Две женщины, у которых есть одно общее  рукодельное увлечение, не могут не почувствовать себя сёстрами.

   Заготовки для кукол я делаю дома. Всегда рассчитываю на десять человек, лучше сделать лишнее, чем потом переживать, что не всем желающим хватило материала. И нитки приготовить, и стопочками лоскутки сложить: вот квадратики для головы и ручек, вот полоски для скрутки, а это цветные лоскутки для сарафанов. А ещё ветошь-наполнитель нужно найти, украшения всякие: ленточки, бусы, цветочки… Ну, и обязательно накануне мастер-класса делаю куклу  дома ещё раз: чтобы повторить все действия, знать всю последовательность работы. В школе усвоила: чем лучше подготовлен урок, тем больше удовольствия от его проведения получают не только ученики, но и сам учитель. А ещё готовлю рассказ о кукле: кто такая? для чего нужна? какие с ней поверья связаны?

   И вот прихожу я в интернат со всем своим багажом в учительском портфеле, а меня встречают радостные лица моих подопечных:
   – Здравствуйте! Мы вас ждали!
   – А что будем сегодня делать?
   – А я свою куклу медсестре подарила!
   – Как у вас дела?

   Ну, разве  не радостно, когда тебя ждут? И куклы мои радуются, что у них сейчас появятся сестрички, сделанные руками проживающих в интернате. А женщинам такие рукодельные занятия очень нужны. Ведь известно, что любые манипуляции, любые движения руками поддерживают когнитивные способности человека и укрепляют его душевное спокойствие.

   Ищу глазами Вику, Нину, Катю. На месте ли? Без этих постоянных участниц мастер-классов я уже себе «кукольные игры» и не представляю. Девочки схватывают всё на лету и в основном сами с работой справляются. И занятия пропускают крайне редко, только по болезни.  У каждой из девочек собралась самостоятельная коллекция народных кукол, ведь через мастер-классы  мы  познакомились уже с двумя десятками лоскутных барышень.

   И, конечно же, каждый раз радуюсь, увидев, что снова сопровождает  наш женский клуб Раиса Александровна. Она на занятиях и сама куклу сделает, и главное – женщинам поможет. У кого-то  после инсульта  плохо работает рука, кто-то не может запомнить действие, кто-то запутался в нитках. Если до десяти человек собралось, то мне нужны помощницы. Вот Раиса Александровна и Карина, культорг, и помогают.
Реплики Раисы Александровны я просто обожаю. Ведь это как раз тот случай, когда кукла, сделанная с любовью, начинает играть роль оберега.

   – Лялечка моя, – говорит Раиса Александровна, шутливо обращаясь к кукле, – какая ты у меня красивая вышла!
   – Таня, осторожно, ты её сильно перетянула, ей же больно…
   – Сейчас, Саша, и твою красавицу нарядим…
Подобные реплики говорят только тогда, когда кукла пробуждает в душе тёплые  родственные чувства. Раиса Александровна, мама и бабушка,  в творение кукол вкладывает и свои родительские чувства, её эмоциями заражаемся все мы, присутствующие на занятии, от мастерицы-учительницы до  мастериц-учениц.

   После длительного летнего перерыва встретились, обнялись. Вижу, что в глазах моей любимой взрослой ученицы что-то непоправимо изменилось. Глаза такие неизбывно печальные, застывшее горе в них.  Оказалось, что мужа летом похоронила. Царствие Небесное рабу Божьему Владимиру. Пусть его добрые Ангелы на небесах сопровождают...
 
   А куклы своё дело делают. Стали новую куклу крутить – потеплели  глаза у моей  любимицы-кукольницы, медсестры, которая кукол полюбила не меньше, чем своих подопечных, проживающих в интернате.

   Пока Раиса Александровна в отпуске была, я её всё ждала. Говорят, что нет незаменимых людей. Так-то оно так, но только по меркам человеческого равнодушия. А в свете Божьей любви любой человек незаменим.

   На последних занятиях Раиса Александровна уже не присутствовала. Сказали мне, что её перевели на другое место. Ну что ж, производственная необходимость – это вещь неоспоримая, но я всё равно жду   мою помощницу, вспоминаю ласковый голос  медсестры, обращённый к кукле:
   – Моя ж ты кралечка, какая ты  хорошенькая!

   Бабушка Рая внука воспитывает после смерти дочери, проблем и забот у неё хватает, и я очень  хочу, чтобы встречи с куклами были для неё той отдушиной, которая согревала  бы сердце в нелёгкой жизни. Психотерапевтическое действие кукольного рукоделия я на себе испытала, да и на проживающих в интернате вижу благотворное воздействие лоскутных барышень. Улыбаются, радуются, друг другу помочь стараются…

  Куклы способствуют проявлению любви человека к человеку. Поэтому ничего страшного, что взрослые женщины «играют в куклы» и влюбляются в них.

    С благодарностью вспоминаю Раису Александровну – моего доброго Ангела на мастер-классах. И надеюсь, что   мы снова встретимся.


Рецензии
Эх, Валечка, мне бы попасть на твой мастер-класс. Пыталась именно народные куклы делать - тяжело без живого примера. Не даются в руки...

Юлия Чечко   30.03.2020 21:38     Заявить о нарушении
Юлечка, не верю, что у тебя не получается, если ты вяжешь. Вязание гораздо сложнее)))

Валентина Яроцкая   31.03.2020 21:22   Заявить о нарушении
Ну так вот... Для меня легче, получается. А стану воротить-крутить - уродство сплошное.)))

Юлия Чечко   02.04.2020 20:45   Заявить о нарушении