Момент под названием Счастье. Размышления поэта

Максим Сафиулин.
Момент под названием «Счастье». Размышления поэта


Я не мечтаю о популярности…

Я не мечтаю о популярности.  Я стремлюсь стать успешным и известным.
Хочу, чтоб мои стихи читали и учили наизусть. Перечитывали и рекомендовали читать другим. А главное – были добрее от услышанного и умнее от прочитанного.
Быть популярным и быть известным – совсем не одно и то же.
Популярность – вещь более легковесная и недолговременная.
Знаменитый человек зависит от уровня популярности и должен постоянно что-то делать, чтоб интерес к нему не иссяк, и его не забыли. Популярность временна. Она циклична и существует, пока в неё вкладываются деньги. 
Известный человек постоянно работает, но он никому ничего не должен. Только себе.
Он может написать за всю жизнь всего один роман или исполнить только одну песню и стать известным. Люди будут знать, что именно этот автор написал именно этот роман или этот певец исполнил именно эту песню, причем  певец иногда является просто исполнителем, а не автором. Чаще всего, он оказывается в нужное время в нужном месте или ему просто повезло. Существует огромное количество исполнителей, которые стремятся быть популярными и оставаться «на волне», пишут огромное количество «хитов», но публика почему-то знает их только по одной известной и полюбившейся ей, публике, песне.

О разнице известности и популярности…

Известность связана с успехом, а успех с работой автора. А работа – это постоянный труд. Работать должен сам автор, чтоб стать успешным, а затем известным.
Популярность связана с пиаром. Пиар – это тоже работа, но работа целой команды, которая существуя в связке, выдаёт зрителю готовый продукт. Зрителю, а не публике.
Чем отличается зритель от публики, я скажу чуть позже.
А пока команда работает, выходят песни, снимаются клипы, артист постоянно на гастролях и вынужден работать день и ночь, чтобы оставаться популярным и не покрыться пылью забвения.
Он является рабом собственной популярности, и его жизнь никогда не станет прежней.
Популярный человек вынужден отказывать себе в мелочах. Он не может никуда выйти, чтобы его не узнали, не может съесть всё, что хочется, он теперь не принадлежит самому себе. Он принадлежит зрителю, который ждёт встречи, следит за личной жизнью, с нетерпением ждёт новой информации, новых песен и новых клипов. Зрителю нужно постоянно напоминать о себе, иначе забудет, переключится и разочаруется. Популярность – вещь опасная. Пока есть популярность, есть зрительский интерес. Но не любовь публики.    
Зритель – человек, который есть везде. Он есть в Интернете, на телевидении и на радио, в  местах общественного пользования, а так же на светских закрытых вечеринках, где вход только для «избранных».
Но зрительская аудитория – в зале, а публика – в театре. 

Зрители и публика…

Зритель приходит на концерт к артисту, и каждый хочет услышать и увидеть что-то своё.
Зрители друг другу ничего не должны, как не должны ничего артисту. Они купили билет и ждут зрелищ.  Ждут шоу, за которое они заплатили.
А публика ждёт встречи. Она принимает и любит артиста таким, какой он есть. Она готова слушать и умеет слышать. Она будет с артистом до тех пор, пока спектакль не закончится. В крайнем случае, пока не объявят антракт. Артисту перед публикой ничего не нужно доказывать. Ему надо лишь хорошо делать свою работу.
Важно, чтобы зрители в зале не были отстранёнными, а были единым организмом. Чтобы они были все вместе. Вместе дышали, вместе реагировали, вместе аплодировали, вместе смеялись, вместе сопереживали. Артист может управлять вниманием публики и для большего восприятия лучше акцентировать какие-то моменты в спектакле. Если зрители не становятся единым организмом – публикой – артист не может испытать радость от работы, не в силах чётко отдавать себе отчёт в правильности подачи текста и успешности своих действий, он начинает сомневаться и быстро устаёт. А задача артиста – сделать так, чтобы зрители стали публикой – единым, общим организмом, после встречи с которым, у артиста тоже наступает усталость, но эта усталость приятная. После неё артист не чувствует себя разбитым.  И готов уверенно работать дальше.
Другое дело, если вместо зрителя – читатель, а вместо спектакля – книга.

Книга – это…

Книга для автора – это его мнение и видение того, какой должна быть современная литература.
Каждое моё стихотворение – это часть жизни. Стихи, которые были написаны мной  5 лет назад, отличаются от тех, что написаны недавно. И это нормально. Они милы, немного несуразны и нелепы, но это часть моей прошлой жизни, к которой я отношусь с благодарностью. Это предел моих возможностей  того прошлого отрезка моей жизни – с тем уровнем и тем багажом знаний.  Поэтому свои стихи я стараюсь не править и не изменять, так как отношусь с уважением к тому времени, когда они были написаны. Выходит книга, значит, изменить уже ничего нельзя.
Но улучшить уровень и качество будущих стихотворений, исходя из прошлого опыта, необходимо.   
Труд писателя, конечно, труден и сложен. Хотя настолько же приятен и интересен.
Автор день и ночь старается для того, чтоб труд его был увиден, прочитан, оценён читателем по достоинству.
Ведь нет большего разочарования для автора, как то, что его труд неинтересен читателю. Ведь о литературе может судить всякий, кто умеет читать. Толстая книга или тонкая, с картинками или без, понятна она или муторна.  Ведь для читателя она и написана.
Автор должен понимать ДЛЯ ЧЕГО и ДЛЯ КОГО он пишет ту или иную книгу.  Кроме того, автору самому необходимо создать для себя условия для написания своей рукописи, а также условий, чтобы книга дошла до читателя.
Бывает, что и книга интересная, а читатель не может её отыскать среди тысяч других именитых авторов, у которых многотысячные тиражи.  Пробиться трудно. Но не невозможно.

Поэтому стремиться и упорно двигаться к читателю автору необходимо всегда и постоянно.  Потому что пока книга нужна только автору, она не нужна никому. Создавая целостное произведение, автор собирает его из кусочков и отрывков, что-то дорабатывает, изменяет, выкидывает лишнее.  Потом проект превращается в продукт.
Из проекта книги отрывок может выкинуть автор или редактор. И она после этого может стать лучше или хуже. Решит читатель, как только книга выйдет из печати.
С того момента, как только появляется возможность почувствовать, полистать книгу, дать почитать её другому, ничего из этой книги невозможно будет убрать или переделать.  Как вырванный из книги отрывок будет безжизненным и мёртвым, так и книга без такого отрывка будет неполной и бесполезной.


Писательский труд…

Писательский труд прекрасен тем, что он одиночен.  А произведение прекрасно тем, что человек может создавать его только один, и читать готовое произведение может тоже только один человек. Один на один. И в этом труде никто никому не может ни помочь, ни помешать. Ведь нет большей помехи, чем чужая помощь.
Многие писатели часто закрытые и угрюмые люди. Они часто находятся в поиске,  склонны к затворничеству и одиночеству. Причём считают одиночество великим благом, когда можно творить и работать. Они стремятся к самоизоляции, называя её гармонией. 
Однако я стараюсь быть ближе к людям, стремлюсь развиваться, расширять мир познаний, обогащаться за счёт общения.
Я – открытый человек, ведь  на то, чтоб быть закрытым, нужно потратить гораздо больше сил. От этого я ещё больше устаю.

Твою книгу кроме тебя самого никто не напишет. Если у тебя есть замысел, его нужно реализовать. Если есть поэтическая строчка, она непременно должна превратиться в стихотворение, иначе она так и останется черновиком, который никто из читателей никогда не увидит. Со временем память сотрёт и черновик, а автору останется только сокрушаться, что так и не успел, не смог донести до читателя мысль – очень важную мысль, но которую и сам позабыл.
Не получилось реализовать – не сокрушайся. Ищи дальше. Хотя если внутри тебя живёт замысел, ты будешь гореть желанием, чтоб крохотная идея выросла во что-то большее. Чтоб донести свои мысли до читателя, чтоб читатель прочёл, осознал. Он может принять или не принять точку зрения автора, может соглашаться или не соглашаться с ним. Но главное, чтоб читатель не был равнодушным и не оставил книгу пылиться на полке, так ни разу её не открыв. А для того, чтобы быть ближе и понятнее, автору надо работать. Работать над текстом и над самим собой.
Но вернёмся к замыслу.

Я не жду вдохновения…

В работе над произведением автору необходимы наличие замысла и свободного времени.
Если эти два компонента присутствуют, можно надеяться на положительный исход.  Сложнее настроиться на приём этого замысла, поскольку он всегда приходит неожиданно.
Я не жду вдохновения. Если есть замысел и время, вдохновение приходит само. Главное – поймать момент. Поэтому если у меня есть замысел и время, я сажусь и работаю.
Если у меня нет замысла, но есть время – я буду долго себя ругать и мучиться, поскольку буду лениться и впустую ждать Музу, которая, как правило, не приходит, или заниматься ерундой, смотреть телевизор, пытаясь этот замысел найти. И я буду уставать и мучиться.
Если у меня есть замысел, но нет времени, я буду мучиться оттого, что не могу работать, но относиться буду к себе с уважением и испытывать жажду от желания работать. Нужно только найти время.   
И пусть его, времени,  не всегда хватает, но главное иметь желание работать. Чем сильнее родится желание действовать и творить что-то новое, тем скорее появится возможность для реализации задуманного замысла.

Человек, который всегда в движении и всецело отдаётся творческой или  иной деятельности – счастливый человек. Если ты что-то можешь сам, а главное – если предмет твоего труда нужен ещё кому-нибудь, кроме тебя, значит – это твоё предназначение, это твой путь.


Найти свой путь…

Найти свой путь очень сложно. А порой и невозможно. Это как найти своего единственного в жизни человека. Его можно только повстречать. Человек выбирает тебя. И счастье, если ты тоже выбираешь его. Точно также и путь – он находит и  выбирает тебя, а не ты его.
Если путь для тебя слишком сложен, тебе приходится постоянно плыть против течения и  кому-то что-то доказывать, ты утомляешься, значит – это не твой путь. Нужно просто выбрать своё течение – свой ритм, свой пульс, своих людей. Не нужно падать с одной и той же скалы, снова и снова разбивая голову, в надежде полететь. Надо приобретать опыт в общении с людьми и делать верные выводы. Возможно, для полёта пока просто не пришло время или это просто не твоё. Но чтобы полететь, необязательно быть пилотом, можно быть и пассажиром. Поэтому нужно искать и пробовать. Дорогу осилит идущий, а лень постигнет лежащий. Главное – принять решение и идти вперёд.  Ведь человек, принявший твёрдое, как камень, решение, становится неуязвимым.
И пусть иногда меня сопровождает усталость, связанная с большим количеством работы, но понимание того, что мой труд не напрасен и нужен кому-то ещё, кроме меня, не даёт мне опустить руки. Я двигаюсь вперёд. Усталость – явление временное.

Мы устали от жизни…

Самое главное – это не устать от самой жизни.
Я часто встречаю людей, среди которых всё больше молодых, которые недовольны своей жизнью.
Им кажется, что всё вокруг не так: люди не те, не та страна, не тот город и даже погода не та. Всё не то.  Они, как  «старики-молодняки» - у них на всё есть своё мнение, но нет опыта, их беспокоит действительность, но они не готовы к диалогу, а тем более к действию, они всё знают и никого не слушают, хотя сами не в силах сформулировать то, отчего они так раздражены и подавлены. И это касается не только молодых, а вообще нации. Народ перестал чувствовать вкус жизни. Он чувствует лишь её запах.      
И ничего не пытаясь изменить, ему остаётся ныть и жаловаться. Это как забитый в многоэтажке мусоропровод. Весь дом мучается и ждёт, когда придёт ОДИН человек, чтобы жизнь всего дома сразу стала лучше.  Почему НАМ вечно кто-то что-то должен? Почему МЫ никому ничего не должны? Важно уметь задавать вопросы самому себе, а не предъявлять претензии к другим.
Но мы нервничаем, ругаемся, гневаемся друг на друга, забывая, что гнев ослепляет и оглушает человека. Он даёт ощущение убеждённости в своей правоте и справедливости происходящего.
Поэтому мы пытаемся докричаться, совсем друг друга не слыша. Каждый слышит только себя, не давая возможности высказаться другому. От своего гнева мы сами себя губим и устаём ещё больше. И нам ничего не интересно. МЫ ничего никому не доказываем и НАМ ничего доказать невозможно.  Мы всё знаем и везде были.
Но человек, который всё знает и всё видел – бедный человек. Он ничему не удивляется и его ничего не радует.  Поэтому он быстрее утомляется и устаёт от жизни. Он не любит жизнь и не хочет жить. Он лишь существует и не чувствует жажды самой жизни. Он более подвержен депрессии, раздражительности и частой смене настроения.  Поэтому никого не любит, никому не доверяет и относится к окружающим, как с подозрением, так и с безразличием. Если человек одинок, он винит в этом кого угодно, но не себя. Ему легче быть одному и отвечать только за себя, чем помогать, поддерживать, заботиться и брать ответственность за другого. Он путает понятия «эгоизм» и «самостоятельность», «агрессия» и «уверенность в себе», «хамство» и «свобода слова», «распущенность» и «раскрепощённость».  Продолжать можно долго и много.

Люди боятся…

Люди боятся верить друг другу, ожидая от ближнего предательства и коварства.
Один думает, что все такие, значит, и я буду таким же – коварным предателем.
Другой наоборот ведёт себя тише воды – ниже травы, он будет всего опасаться и постоянно вздрагивать. Зачем высовываться, выделяться и умничать? Таких в наше время не любят.

В моде «премудрые пескари», которые боятся впускать в свою жизнь другого, предпочитая одиночество,  ведь другие делают больно. Поэтому не доверяй. Другие ломают двери твоей души. Поэтому закрой эту дверь и выброси ключ. В окна проникает противный солнечный свет, который раздражает глаза. Занавесь окна чёрной шторой. Вот теперь тихо. Холодно, зато свежо.   Лучше быть одиноким, зато живым. Там, в жестоком мире, затопчут и сожрут, поэтому никому нельзя доверять. Даже самому себе. Что остаётся? Бояться. Бояться жить и развиваться. Лучше тихо существовать и уставать. Уставать от жизни. Но такая жизнь скучна, пуста и бессмысленна. Она чёрно-бела, где все дни похожи один на другой. И так всю жизнь.      

Но лучше не знать, как жить…

Но лучше не знать, как жить. Стараться постигать, набивая шишки, но набираясь тем самым опыта, а затем и мудрости.  Можно не знать, как жить, но очень любить жить.
Жизнь – это не книга. В жизни композиции нет, а в книге она должна быть обязательно.
Но вкус жизни ты начинаешь чувствовать тогда, когда что-то можешь дать другому и сделать его жизнь пусть капельку, но лучше. А если этот человек делает лучше твою жизнь, ты становишься счастливым.
Как сказал кто-то из великих, человек может быть счастлив только тогда, когда забывает и не думает о смерти в процессе дружбы, любви и любимой работы.
Но человеку, который увлечён каким-то делом – делом важным для других – некогда думать о смерти.  Ему некогда жаловаться на жизнь и предъявлять претензии к окружающим. Ему некогда завидовать и сомневаться в себе. Он идёт своим путём.
Только в постоянном труде и возможности делиться продуктом своего труда, можно постичь интерес и любовь к жизни.
Если ты не бесполезен, ты можешь стать нужным. Если твой труд не бесполезен – он должен стать важным. Для тебя и остальных.
Как только понимаешь, что старался не напрасно и что потратил свои силы и время не зря, наступает момент, который я называю просто – Счастье.


Рецензии