Упокоение. Охота на слова

В трагедии Александра Пушкина «Пир во время чумы» Мери поёт грустную песню. Это о лондонской чуме 1665 года.

Было время, процветала
В мире наша сторона:
В воскресение бывала
Церковь божия полна;
Наших деток в шумной школе
Раздавались голоса,
И сверкали в светлом поле
Серп и быстрая коса.

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, —
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
УПОКОИТЬ души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

Жуткое впечатление, когда могилы жмутся. В теленовостях из Италии показали зал похоронного бюро, в нём дожидаются погребения десятки гробов. Это всё умершие от коронавируса. Среди заболевших в современном мире – члены королевских семей, яркие политические деятели, певцы мирового уровня, артисты, звёзды мировой эстрады. Правда, если внимательно к ним присмотреться, все они – кандидаты на бал ста королей.

Помните? В  романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть очень яркая антибожественная литургия сатаны, дьявольская пасхальная служба. Великий бал у сатаны.  Очень впечатляет. Я уже десятки лет не связан со школой, не веду уроков литературы, но не представляю, как на уроке вести разговор о бале у сатаны. Души школьников просто не готовы к восприятию всего того, что они прочитают в романе, услышат или увидят в  телесериале  режиссёра  Владимира Бортко. Произведение это включили в школьную программу. Зачем?  Чтобы посеять сомнения в неокрепшие души, убедить, что любой грех допустим, а любой порок рано или поздно прощается?

Грандиозный бал у сатаны происходит в ночь со страстной пятницы на Великую Субботу. По канону это время телесной смерти Христа на кресте и его погребения. Все события романа разворачиваются в предпасхальные дни предположительно 1935 года в стране побеждающего атеизма.

Священнодействия Божественной Литургии основаны на символическом воспроизведении тайной вечери и искупительной жертвы, которая была принесена Христом за грехи всего человечества.

Балу у сатаны предшествует пародия на Божественную Литургию. Мы видим в нехорошей квартире, которую избрала для своих оргий команда Воланда, все атрибуты православного празднования. «Дубовый на резных ножках стол» стоял прямо перед кроватью хозяина, а в семисвечнике горели восковые (как и положено по церковному уставу) свечи. Второй стол, «с какой-то золотой чашей» и также с канделябром, стоял в отдалении—прозрачный намек на жертвенник, располагающийся в алтаре в северо-восточной части, в нескольких шагах от престола. Запах серы и смолы, замеченный Маргаритой,—прямое следствие каждения ( от глагола кадить) «чертовым ладаном». Воланд возлежал за столом—то есть на так называемом «горнем месте».
Черная литургия Воланда начинается со сцены омовения в крови и облачения Маргариты в «священнический» наряд. Перед балом у Сатаны персону королевского происхождения омывают в бассейне с кровью. Причем стоит отметить, что кровь, в которой омывают Маргариту, также осквернена. Жила в прошлом «знаменитая» графиня Батори, принимавшая ванны из крови девственниц.

Потом идут сцены прибытия гостей, они поочередно покрывают поцелуями колено Маргариты. Они не только оскверняют Маргариту, они  забирают у неё часть жизненной силы. Нечисть может существовать только за чужой счет. Все должны эту истину усвоить. Коровьев не случайно предупреждает: от невнимания королевы гости могут «захиреть». Это значит, что каждый из мертвецов, пришедших на бал, должен получить от хозяйки бала порцию жизненной силы. Понятно, что через некоторое время Маргарита в изнеможении едва не валится с ног, и лишь повторное омовение в кровавом бассейне, о котором рассказывает Булгаков, но которого нет в телесериале,  дает ей силы продержаться до конца действа.

Стоит отметить и еще одно обстоятельство, которое важно для осмысления сцены. На бал прибывают не просто грешники. Даже простой грешник, раскаявшийся в последний момент или после смерти, по христианскому пониманию, достоин осуждения Христом на Страшном суде, но осуждения оправдательного. На бал к Воланду прибывают не просто грешники, а не раскаявшиеся грешники. Несмотря на общественное мнение, они не признают за собою греха, они не просто не раскаявшиеся, они  идейные грешники, для них зло — это часть их бытия, они другими быть не смогут. Своим существом они оправдывают не только свое злое существование, но и само зло, и свое служение злу. Таким образом,  фактически на бал прибывают апологеты, то есть убеждённые сторонники сатаны.

Правила сатанинской литургии требуют отличия от христианской, не просто отличия, а прямого контраста, вывернутости на изнанку.  Это должна быть пародия на христианскую литургию, и сатана выставляет себя на место Бога в «горнем месте». Я не знаю тонкостей христианской литургии, в каких одеждах должен выходить архиерей, но тут мы видим, что одежда дьявола - длинная ночная сорочка, грязная и залатанная на левом плече.

Важно усвоить, что сторонники зла и служители злу, убеждённые или случайные, то есть заблудшие, думают и поступают часто совсем не так, как обычные люди. Время наше таково, что многое тайное быстро становится явным,  и обнажаются пружины, с помощью которых идёт управление общественными процессами.

Я когда-то с интересом относился к телеведущему Владимиру Познеру, а потом стал всё чаще замечать русофобские нотки в его примерах. Я помню, как он обвинял русских в незнании европейского этикета. Русские не знают, с каким вином какое мясо или какую рыбу употреблять. Шампанское они могут закусывать селёдкой. Я вот оказался из числа таких неучей, но я не считаю, что я в чём-то виноват перед европейцами. Познер перепутал нормального человека с официантом в ресторане. Это официант, к которым Познер сам себя относит, должен знать, какую закуску к какому вину подавать. В те годы, когда отец Познера преподавал сыну нормы европейского этикета, моя мать, оставшись без мужа, поскольку он погиб за две недели до конца Великой войны, думала о том, как прокормить семью. И на мою жизнь трудностей досталось немало.

В общем, мне не до тонкостей ни в одежде архиерея, ни  в одежде сатаны перед балом ста королей, как нет дела до европейского этикета. Я понимаю суть.  Там, где русский ради идей справедливости идёт на самопожертвование, европеец  готов не только на подлость, но и на насильственное убийство. Это надо не просто знать, а зарубить себе на носу, чтобы вновь не оказаться в числе жертв. Мир жесток, и нам нельзя расслабляться даже в условиях самоизоляции.

И в мартовские дни 2020 года мы опять видим несовместимое: США и страны Евросоюза, военный блок НАТО отказываются помочь Италии преодолеть пандемию коронавируса. Американцы отказывают в приборах для принудительного дыхания. Чехи перехватили груз для итальянцев с предметами защиты.  А  находящиеся под санкциями якобы цивилизованного Запада Китай, Россия, Куба и Венесуэла посылают в Италию медиков, средства защиты и приборы для искусственного дыхания. Видите, как не совпадают цели тех и других. Правда, Германия приняла в свои клиники некоторых больных из Италии. А Польша не пропустила военные самолёты из России в Италию. В своё время поляки  не дали возможности пройти советским войскам, чтобы помочь Чехословакии бороться с оккупировавшими её фашистами. Это предрешило и судьбу самой Польши. Она была следующей жертвой Гитлера.

Мы живём в очень жестоком мире, где все спорные вопросы решаются не за столом переговоров, а силою оружия, силою санкций, давления под смехотворными предлогами, с помощью организаций госпереворотов и цветных революций.

А как человечеству хочется пожить без войн и насилия. Как там у Александра Блока?

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

А у Иосифа Бродского свой вариант расшифровки блоковской строки:

И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.

И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть ещё Бессмертье...
... А мы хотели просто уцелеть.

Простите нас.
Мы до конца кипели,
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.

...Скажите... там...
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
...Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы?..

А теперь обратимся к словарю Владимира Даля:

УПОКОЕВАТЬ (упокоивать), упокоить кого, доставлять покой, спокойствие, успокоенье; призреть, дать приют. Дети на возрасте упокоевают родителей. Благодарим за ночлег, за хлеб-соль, упокоили нас! || Сокротить, убить. Больную лошадь упокоили, пристрелили. Смерть упокоевает. Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости. упокоеваться, страдат. и возвр. по смыслу. Да упокоятся кости его, аки жернов мельничный! Упокоенье, упокой действ. по глаг. || Состоянье по глаг. Он ушел на упокоенье в монастырь, на покой, спокойствие. Еже было творите отроку моему, то сам есмь творил, не дая себе упокоя, Мнмх. Молимся за упокой души усопших. От детей никакого упокою нет, новг. || пск. твер. тул. тамб. покой, комната, горница. Первый блин за упокой (на масляне). Мир праху, костям, упокой! Мертвому вечная память; дураку со святыми упокой; Упокойный, покойный, спокойный, затишный и приютный. Упокойное (место), кладбище. Упокойник, упокойница вор. ниж. арх. покойник, умерший. Упокоительный, упокойный, упокоивающий, покоящий. Упокойчивый хозяин. Упокойливый нрав, человек, кроткий. Упокоиватель, упокоитель, упокоительница, упокоивший кого-либо. Толковый словарь живого великорусского языка


А завершить растолковку хочу стихами Владимира Высоцкого «Песенка о переселении  душ»:

Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Иисуса,
Кто ни во что не верит - даже в черта, назло всем,-
Хорошую религию придумали индусы:
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

Стремилась ввысь душа твоя –
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья –
Останешься свиньею.

Пусть косо смотрят на тебя - привыкни к укоризне,-
Досадно - что ж, родишься вновь на колкости горазд.
И если видел смерть врага еще при этой жизни,
В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.

Живи себе нормальненько –
Есть повод веселиться:
Ведь, может быть, в начальника
Душа твоя вселится.

Пускай живешь ты дворником - родишься вновь прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь,-
Но, если туп, как дерево - родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком,-
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?

Так кто есть кто, так кто был кем?- мы никогда не знаем.
С ума сошли генетики от ген и хромосом.
Быть может, тот облезлый кот - был раньше негодяем,
А этот милый человек - был раньше добрым псом.

Я от восторга прыгаю,
Я обхожу искусы,-
Удобную религию
Придумали индусы!
1969.


Рецензии