Интервью М. Сафиулина для МГП

Максим Сафиулин: За успехом мужчины всегда стоит терпение и мудрость его женщины
(интервью Международной гильдии писателей, Германия)


Максим Сафиулин – поэт, член Международной гильдии писателей, композитор, автор-исполнитель, играет любые мелодии на расческе и газете; руководитель творческого объединения «СТИМУЛ». Автор 5 книг.

Лада Баумгартен: Максим, вы с крайнего севера. Еще совсем недавно крайней точкой, где проживают наши МГП-вцы, был Красноярск. А теперь, благодаря вам, мы уже почти на Ангаре. Ведь река Илим, на которой расположен ваш город, – это приток Ангары, верно? Интересно, что когда-то в ваши места был сослан первый революционер демократ А. Н. Радищев. А я-то думала, ваш город совсем молодой… Расскажите, пожалуйста, о ваших краях, чем и кем они еще известны или знамениты.

Максим Сафиулин: Усть-Илимск в этом году празднует юбилей – 45 лет. Наш город молодой и очень красивый. Расположен как раз на реке Ангаре. Не могу сказать, что это крайний север. По сравнению с морозами Якутии и Чукотки, у нас вполне тёплая зима. Хотя минус 35-40 градусов для нас, сибиряков, пустяк. Сейчас, конечно, зимой столбик термометра редко опускается до отметки «минус 40». Хотя старожилы помнят морозы и до минус 57. И все работали. Строили город.  В то время, когда в этих местах был А. Н. Радищев, на месте нашего города была глухая тайга. Потом появился палаточный городок, потом посёлок Усть-Илим, и 27 декабря 1973 года посёлку был присвоен статус города, и называться он стал Усть-Илимск. Хотя и до сих пор первостроители города, приехавшие когда-то по комсомольским путёвкам «за мечтою и за запахом тайги», называют его, как и раньше, – Усть-Илим. Наш город знаменит, в первую очередь, песней, которая в этом году тоже отмечает юбилей – 55 лет. Песня «Письмо на Усть-Илим» была написана в далёком 1963 году (слова Н. Добронравова, С. Гребенникова, музыка А. Пахмутовой) и сразу полюбилась всем молодым тогда комсомольцам, которые превозмогая лютые морозы, ливни, жару и тучи мошкары и комаров, пели эту и другие комсомольские песни под гитару у костра. Кстати А. Н. Пахмутова является первым почётным жителем города Усть-Илимска.
Рассказывать о городе можно много. Он невелик, но очень уютен. В нём есть всё для нормальной культурной жизни – дворцы культуры, краеведческий музей, картинная галерея, школы искусств, где дети обучаются игре на музыкальных инструментах, танцам, театральному и художественному мастерству. Есть первая и пока единственная в области «Школа народных ремёсел». С гордостью могу сказать, что всем, что в Усть-Илимске есть культурного, город обязан моей маме – Татьяне Геннадьевне Сафиулиной (одна из школ искусств г. Усть-Илимска с этого года будет носить её имя). Она очень много сделала для того, чтобы культура города всегда была на достаточно высоком уровне.
Приятно пройтись по Усть-Илимску в любое время года и в любую погоду. Люди добрые, вода чистая и вкусная (у нас можно пить её прямо из-под крана). И вся наша жизнь, как эта вода, течёт спокойно и легко, оставляя лишь приятное послевкусие, свежесть и чистоту.

Лада Баумгартен: Познакомившись с вами на фестивале «Русский Stil-2018», я открыла для себя, что вы не только талантливы разносторонне, но и начитаны, эрудированы, а главное – беззаветно любите свою Родину. Чаще ее – матушку – критикуют, чем восхваляют. А вы нет. Что для вас родной край? Кто привил вам любовь к отчизне? Может быть, корни исходят из семьи? Кто ваши родители?

Максим Сафиулин: Я, действительно, с большой любовью отношусь к своему городу, области и стране. И вообще стараюсь смотреть на жизнь с оптимизмом и верой в будущее. Мой город – это место, куда хочется возвращаться. Там, где тебя любят и ждут, где есть твой дом, работа и дело, которое тебе по душе. Где тебе комфортно и уютно. Наверное, это и есть Родина. Никогда не было мысли и желания переехать в другой город, а тем более, покидать Россию. Чувствую, что могу ещё послужить отчизне.
Что же касается чувства патриотизма, то, наверное, оно от семейного воспитания и понимания с малых лет, что ты должен сделать что-то хорошее, что-то полезное, чтоб жизнь твоя не была прожита зря. Родители всегда учили меня поступать по совести, слушать голос сердца и быть добрее к людям и окружающему миру. Я, конечно, на митинги с транспарантами не хожу (хотя медаль за гражданскую позицию и патриотизм имеется), но стараюсь в стихах и песнях славить родной город и свою страну, пропагандируя любовь и доброту. Совсем не обязательно писать гимны и оды стране, чтоб признаться ей в любви и верности. Важнее делать добрые дела во славу Отечества. Делать тихо и без огласки.
Мои родители – люди творческие. Мама, Татьяна Геннадьевна, больше 20 лет проработала начальником Управления культуры г. Усть-Илимска. Не устаю гордиться и восхищаться этой великой женщиной! Она покинула этот мир три года назад, но я часто чувствую, как она посредством других людей помогает и ведёт меня по жизни. Я стараюсь продолжать её дело – провожу бесплатные мероприятия на благо культуры города и его жителей.
Папа, Сергей Нургаянович, по первому образованию – дирижёр духового оркестра, по второму – мастер-энергетик. Преподавал в школе, как, кстати, и мама, музыку, а также рисование, физкультуру и автодело; в армии был старшиной военного оркестра, играл в КВН, занимался клоунадой, работал на заводе, много лет пел в Народном ансамбле песни и танца «Сибирь», который существует и по сей день.
Родители мои с юных лет играли на музыкальных инструментах: мама – на баяне, аккордеоне, гитаре, барабанах; папа – на гитаре, баяне и тубе. Поэтому музыка сопровождала меня и старшего брата всю жизнь. Брат Александр сейчас живёт с семьёй в Иркутске.

Лада Баумгартен: Вы – поэт, композитор, музыкант, руководитель хора и детского фольклорного ансамбля, руководитель Творческого Объединения «СТИМУЛ», организатор пушкинских и есенинских чтений. У вас большое количество публикаций. Как вы все успеваете? Есть ли у вас помощники?

Максим Сафиулин: Конечно, я не справился бы один, не будь со мной дорогой и верной супруги, члена Союза журналистов России, поэта, прозаика, координатора Творческого Объединения «СТИМУЛ» – Ольги Фокиной. Она моя надежда, поддержка и опора. И если бы не она, мы бы вряд ли с вами познакомились. Она отправляет заявки, пишет сценарии и статьи, занимается документацией и ведёт учёт всех наших мероприятий. Поэтому и мне, и ей отдыхать некогда.
Говорят, чем больше человек занят, тем больше у него свободного времени. Своим «трудоголизмом» я в маму. Она тоже всегда и всё успевала. Я никогда не испытывал дефицита её любви, заботы и внимания. Она была везде, каждому умела уделить время, каждого выслушать и дать совет. Она умела работать быстро и качественно. В том же ритме работали и все её подчинённые. С таким начальником иначе было нельзя.
Я стараюсь ставить цели и достигать их. Но без помощи Ольги у меня вряд ли что-нибудь получилось. Ведь за успехом мужчины всегда стоит терпение и мудрость его женщины.

Лада Баумгартен: А муза – самая настоящая, живая – есть? Та, от которой волнение в крови и строчки просятся на лист бумаги?

Максим Сафиулин: Моя муза и мой критик – это Ольга. Хотя мы, наверное, критики и первые слушатели друг друга. Я стараюсь не ждать, пока придёт вдохновение, а садиться и работать. Для меня вдохновение – это труд, а не еле уловимый солнечный луч, которого ещё дождаться надо. Меня вдохновляет всё – музыка, общение, театр, фильмы, картины. Всё, что способно вызвать живую положительную эмоцию. Тогда строчки на лист ложатся легко и непринуждённо.

Лада Баумгартен: Вы еще и играете на расческе. До встречи с вами я не предполагала, что такое возможно – ну причесаться, погадать… Как вам пришла идея использовать данное приспособление в качестве музыкального инструмента?

Максим Сафиулин: Когда-то, лет 25 назад, играть на расчёске научил меня папа. А его, наверное, мой дед. Играли раньше все. Это было детской забавой, и никто не принимал расчёску всерьёз. Я же, благодаря вере в меня моих родителей и Ольги, стал более серьёзно подходить к звукоизвлечению, музыкальным тонкостям и репертуару.
«Расчёска+газета» – инструмент  универсальный. На ней можно играть всё – от народной до современной музыки и от классики до джаза. Диапазон этого инструмента – это диапазон исполнителя, который на этой расчёске играет. Я практически пою в расчёску через газету. Поэтому здесь важно всё – дыхание, чистота интонирования и даже дикция.
Раньше расчёску я использовал очень редко. Но сейчас, после участия во многих международных музыкальных конкурсах, и увидев, как оживлённо реагирует на расчёску публика, стал использовать её чаще. Ни одна презентация наших с Ольгой книг не обходится без расчёски и газеты. Я пока единственный в Иркутской области (про всю страну говорить не берусь), кто умеет профессионально играть на расчёске и газете. Уровень исполнительства высоко оценили члены жюри многих международных конкурсов. В итоге с этим необычным инструментом я стал победителем музыкальных конкурсов и фестивалей в России, Испании, США, Франции, Польше, Германии.

Лада Баумгартен: Какие мелодии вы исполняете на расческе? Играете только соло или в том числе под аккомпанемент иных музыкальных инструментов?

Максим Сафиулин: Играть можно что угодно и с кем угодно. Чаще в своих выступлениях я исполняю инструментальные попурри. Есть детские, военно-патриотические, классические, хиты 80-х и 2000-х, попурри из индийских фильмов и многое другое. Использую для выступлений фонограмму-минус, если нужно, пишу аранжировку сам. Если нет возможности представления расчёски под «минус», играю без музыкального сопровождения. В любом случае, расчёска в моих руках звучит необычно и интересно. Под живой аккомпанемент симфонического оркестра работать пока что не приходилось, но верю – всё впереди!

Лада Баумгартен: А подопечных из детского фольклорного ансамбля «Илимские лучики» вы обучаете игре на расческе?.. Есть у ребят желание стать таким же виртуозом, как их руководитель?

Максим Сафиулин: Ученики, наблюдая за моими выступлениями и творческими успехами, стараются брать с меня пример. Сейчас детей очень сложно заставить что-то делать. А тем более надеть народный костюм и петь народные песни. Я тоже выхожу петь с ними, показывая своим примером, что петь на сцене – это великое счастье, которое не каждому дано. А особенно, когда поёшь о любви к Родине, тем самым культурно и нравственно обогащая свой внутренний мир и воспитывая в себе чувство коллектива и патриотизма.
Что же касается конкретно игры на расчёске, то играть на ней я никого не учу. Уверен, что пока я ещё могу научить и дать людям больше в литературной, вокальной и музыкальной сферах. Расчёска – это интересно. Но этот музыкальный инструмент, как любой другой, требует терпения, усидчивости, трудолюбия и наличие музыкального слуха. Поэтому играть на расчёске качественно – это не просто и не все к этому готовы.

Лада Баумгартен: Какой возраст у ваших воспитанников и есть ли у коллектива достижения на музыкальном поприще – фестивали, конкурсы, концерты?

Максим Сафиулин: Участники ансамбля «Илимские лучики» – неоднократные лауреаты и дипломанты международных, всероссийских, региональных и городских конкурсов, а также участники городских концертов. Возраст участников от 10 до 15 лет. Но я также преподаю игру на синтезаторе и эстрадный вокал. В этих номинациях дети тоже с удовольствием участвуют в конкурсах и, что приятно, побеждают. Есть и дети, и взрослые. Поэтому работать могу с каждым, независимо от возраста и пола.
 
Лада Баумгартен: Не сложно работать с ребятами? Хотя, вы ведь по образованию психолог… помогают эти знания в работе с детьми?

Максим Сафиулин: Работать с детьми – интересно и увлекательно. И пока они чувствуют интерес преподавателя к общему делу, они будут стараться делать всё как можно лучше. Если дети будут видеть, что ты тоже заинтересован в их успехе, когда поймут, что успех каждого участника – это наш общий успех, а чтоб достичь общего успеха, должен постараться каждый, тогда они будут ощущать себя частью коллектива и будут чувствовать свою индивидуальность, необходимость и значимость. Чтобы уметь ладить с детьми, не нужно быть психологом. Достаточно просто быть добрым человеком.

Лада Баумгартен: И снова вернусь к литературной теме. Скажите, а когда и почему вы решили стать писателем?

Максим Сафиулин: Писатель – это очень громкое слово. Для того чтоб называться писателем, нужно что-то гениальное написать. А понимание этого, как и признание, приходит с годами. Решать только читателю – читать ему дальше произведения этого автора, перечитывать и учить наизусть, рекомендовать ли прочитать его труды другим или, однажды познакомившись, не возвращаться к книгам этого автора никогда. Я пишу стихи о людях и для людей. Для обычных людей, как мы с вами. Пишу о добре и свете, о жизни и о том, как я эту жизнь понимаю.
В наш суматошный век люди забыли, что они живут не одни, что вокруг такие же люди, и все они хотят одного – нормально жить. Вот только норма у каждого своя. Я стараюсь своими стихотворениями сделать мир добрее, напомнить людям, что жизнь прекрасна, и может стать ещё лучше, если мы все будем благодарны друг другу за то, что живём на этой планете – планете, которая нуждается в нашей помощи и которую нужно беречь. Возможно, кто-то скажет, что я вижу мир сквозь розовые очки. Вовсе нет, я просто радуюсь тому, что имею. Дайте мне возможность говорить и быть услышанным. Большего мне не надо. И если мне всё ещё не стыдно перед самим собой за поступки, мною совершённые, значит, я живу правильно.  Говорят, богат не тот, у кого много, а тот, кому хватает.

Лада Баумгартен: Помните свои первые произведения, в каком возрасте они появились и о чем?

Максим Сафиулин: Первые стихи были написаны мной, конечно, о любви. Любовь была разной. И стихи, соответственно, тоже. Только спустя много лет, я понял, что влюблённость и любовь – вещи разные. В 2001 году, как только я окончил школу, так и начал пробовать себя в поэзии. Но серьёзно заниматься и работать в этом жанре стал лишь с 2013 года, когда встретил Ольгу. Она рассказала мне о глагольных рифмах, о шаблонах, о плоской, если можно так сказать, и широкой поэзии. С её приходом я по-другому взглянул на своё творчество и всю свою жизнь. С этого момента я начал изучать основы стихосложения, участвовать в мастер-классах, литературных вебинарах, совещаниях писателей, отправлять работы на конкурсы разного уровня, получая конструктивные советы и рецензии от членов Союза писателей России, тем самым знакомясь с профессиональными литераторами страны и мира. Появилось желание писать на разные темы. Теперь, кроме любовной лирики, появились также философская, пейзажная, гражданско-патриотическая, социальная, религиозная. Своё место в моём творчестве также заняли юмористические «коротыши» и стихи для детей. Я стараюсь постоянно совершенствоваться и не останавливаться на достигнутом.

Лада Баумгартен: Вы были в этом году в Болгарии вместе с нашими писателями на литературном фестивале. Несколько слов о ваших впечатлениях? И, как думаете, нужны ли вообще литераторам подобные мероприятия? Ведь немало есть скептиков, считающих: ты – писатель, вот сиди и пиши, а все эти тусовки – лишь трата времени…

Максим Сафиулин: Я твёрдо убеждён, что подобные фестивали, где люди могли бы встречаться, общаться, знакомиться с творчеством друг друга и иметь возможность показать себя, узнать что-то интересное и ценное на мастер-классах, обогатить свой внутренний мир, почерпнуть новые идеи для дальнейшего творчества, – всё это просто необходимо для творческих людей. А когда это происходит в таких живописных и гостеприимных странах, как Болгария, – это дорогого стоит. Особенно, когда за 10 дней ты успеваешь познакомиться с пятью прекрасными городами, их культурными традициями, насладиться солнцем, морем и приятным общением с интересными, талантливыми людьми из разных стран мира. Уверен, что каждому, кто смог приехать на этот замечательный фестиваль, Болгария запомнилась на всю жизнь. К сожалению, у нас нет финансовой возможности и времени, чтобы посещать подобные фестивали чаще. Очень важно, когда люди, собравшиеся вместе, пишут на одном языке – языке добра. Это очень ценно для меня.

Лада Баумгартен: Сегодня вы член Международной гильдии писателей. Почему вы выбрали нашу организацию?

Максим Сафиулин: Всё просто. Находясь рядом с вами, я почувствовал, что все мы – разные по месту проживания, возрасту, литературному опыту и взглядам на жизнь – едины в одном – мы пишем о хорошем. Ведь «чем больше хорошего есть в человеке, тем меньше плохого он видит вокруг». Сейчас всё чаще встречаются «лунные поэты», а «солнечных поэтов» не найдёшь днём с огнём. Какое счастье, что все они собрались на замечательном фестивале – «Русский Stil»! Надеюсь, смогу быть полезным нашей дружной организации.

Лада Баумгартен: Ваши планы на будущее?

Максим Сафиулин: О будущих планах стараюсь громко не говорить. Нужно не говорить, а делать. Есть желание творить дальше, лучше и чаще. Главное - принимать с благодарностью всё то, что даёт тебе этот мир. И хоть иногда делать мир добрее – тоже из чувства благодарности.
А вот творить добро нужно легко и просто, благодаря небесные силы за возможность помочь, но ничего не требуя взамен. С одной стороны, всё кажется излишне запутанным, но с другой стороны всё просто – делай добро и не жди благодарности!
Планов у нас очень и очень много. Были бы время и возможность реализовать всё, что нами задумано. А главное в любом деле – это сменить желание на намерение и, сделав шаг к своей цели, сдвинуться с мёртвой точки. Поэтому по мере сил будем стараться развиваться и двигаться вперёд!

05.11.2018
Ссылка на интервью https://ingild.com/maksim-safiulin-interview/


Рецензии