Невыдуманные истории

Она всегда любила свою работу и выполняла ее добросовестно. С удовольствием вела занятия, интересно читала лекции. Любила и уважала студентов. Но именно этот случай помог ей понять, что студенты к ней не просто хорошо относятся. Они ее любят и могут поддержать в трудную минуту. И это не просто слова.

Случилось это, когда она работала в университете и была еще вполне молодой, жизнерадостной и чрезвычайно работоспособной дамой. И были у нее силы и умение, обаяние и веселый нрав. Правда, времена тогда были сложные. Ну, уж точно непростые времена…

 Чтобы понять тот случай, требуется небольшое пояснение. Студенты в шутку или всерьез (кто теперь упомнит) часто величали ее, объединив фактически ее имя и фамилию. Они звали ее Ариной Родионовной. Хотя (учитывая уровень образования молодежи) многие даже и не слышали о няне Александра Сергеевича Пушкина. Тем более что в том университете проходили обучение (зачастую «мимо проходили»)  студенты не только из России и «ближнего зарубежья» нашей страны, но и из многих стран развивающегося мира (как было принято классифицировать все отсталые страны).  Был как раз тот период в условиях только набиравшей мощь цифровизации «всего и вся», когда уровень образования и культуры молодежи начал катастрофически снижаться.

 Жалко их было. Она помнит даже случай, когда один из ее студентов сказал, что у него в жизни было всего две книжки – сказки и ее учебник по экономической географии (который она ему сама подарила как самому слабому студенту). Так и сказал: «Две книжки - сказки и ваша»… Родители студентов в те лихие «девяностые» пытались либо выжить, либо разбогатеть, причем сразу по-крупному (ну, у кого как получалось). Не до воспитания детей было в ту пору. Безусловно, нельзя все так упрощать и обобщать. Но мир вокруг изменился, страна изменилась, и сами дети изменились.

Но души их еще не были вконец испорчены рыночной экономикой и рыночными отношениями. Все это было еще впереди…Это были добрые дети, недавние школьники. И преподаватели высшей школы это понимали, так как тоже еще не были озлоблены в конец своей трудной жизнью и безденежьем, а также беготней по разным вузам, чтобы собрать копеечку на жизнь. Такие вот времена были. Но выходили люди из тех или иных ситуаций очень уж по-разному. «Порча» - вот именно то слово, которое подходит тому, что случилось с нашим населением. Девяностые и начало двухтысячных… Вот какое емкое определение дали люди этим годам.

Так вот. Величали ее Ариной Родионовной, на что она и не обижалась. Предмет-то ее был уж очень занимательный – экономическая география. И студенты ее с удовольствием слушали. Когда-то в ее детстве мама говорила, что любить надо не только умных детей, если решил их учить уму-разуму. Любить надо всех. И она любила всех.

Она преподавала и писала учебники для школьников и студентов. Переживала и  волновалась она, что не может всю имеющуюся у нее информацию дать им на своих занятиях. А студентов надо было учить. И, как она считала, надо хорошо учить. Поэтому и писала книги, учебники и учебные пособия. Кроме всего прочего она еще занималась воспитанием дочери и сына и не бросала свои научные исследования. Но это уже другая история.

 В общем, она думала, что так она помогает своим студентам. Печатала она свои учебники на машинке ночами (компьютеров тогда и в университетах было немного), и уж спустя некоторое время и на персональном компьютере. Дети, ее родные дети, ее принимали такой, какая она была – чрезвычайно работоспособной, увлеченной и целеустремленной. Она была кормильцем семьи… Как же она им благодарна!!! Говорят, что счастье, это когда у тебя выросли хорошие дети. Да, она счастливый человек. Хотя на склоне лет поняла, как мало у нее всегда оставалось свободного времени для общения с собственными детьми. И мысленно она всегда просила у них за это прощения.

Нашлось в то время небольшое издательство, которое выпускало разного рода литературу, в том числе учебную. Издательство и в самом деле было маленькое. Там работала группа единомышленников. Люди в нашей стране всегда отличались тем, что выживали в самых сложных условиях. Так вот - готовилась к изданию еще одна ее книжка. Что там готовилась. Уже был отпечатан тираж и подготовлен к отправке в книжные магазины в разные города страны.

В общем, учебник был готов, но…с корректурой недоглядели. Редакторов вообще в ту пору не приглашали. Не было средств ни у небольших издательств, ни, тем более, у авторов, чтобы кто-то вычитал текст. Поэтому опечатки (зачастую очень досадные) в книжках были частым явлением. Авторы печатали и даже вычитывали, если было время, свой текст. Кто же застрахован от мелких ошибок? Это уже были не советские времена, когда на вычитывание текстов уходили месяцы, а в издательствах работали чудесные и очень эрудированные научные редакторы. Забегая вперед, скажем, что ее учебники потом редактировали и многократно переиздавали солидные издательства. Все это будет, потом…годы спустя.
.
Какую такую опечатку или оплошность она заметила? В списке литературы в конце книги в фамилии одного из авторов случайно (конечно, случайно) пропала всего одна буква. Казалось бы - мелочь. Но буква была очень важная и нужная. В фамилии пропала буква «л», а фамилия была Гладкий.  Вот так. Ни много, ни мало. Что делать? И много лет спустя она не пожалела о том, что тогда сделала. Сначала она рассказала об этом в издательстве. Люди там работали порядочные (это очень важно для дальнейшего повествования). Они отнеслись к ее словам с пониманием. Да, хорошие и порядочные люди окружали ее всегда. Ей в этом смысле повезло в жизни. 

Но что можно было сделать? Тираж три тысячи экземпляров уже готов и упакован. Прямо в помещении издательства (не было тогда отдельных складских помещений) стояли ровные стопочки упакованных и перевязанных бечевками книг, ее книг. Выкупить испорченный тираж она не могла. И в издательстве ее поняли и распечатали тысячу новых листков с исправленным текстом списка литературы (уже с той самой пропавшей во время компьютерной верстки буквой «л»).  А дальше-то что делать? И вот тут произошло то, ради чего, возможно, она и отдавала все свои силы, опыт и знания студентам. Она им все рассказала.

Она была хорошим рассказчиком, и обладала чувством  юмора. Рассказ получился веселый. Но в ее глазах при этом стояли слезы. Только 25 человек эту горькую историю услышали из уст преподавателя. Своим коллегам она ничего не рассказала. И решение мгновенно созрело у студентов. Они предложили в каждом изданном учебнике вырезать одну «испорченную» страничку и просто вклеить новую во весь тираж.

Молодежь всегда уверена в своих безграничных возможностях. Помогло их воображение и способность «плыть против течения». С возрастом, вероятно, это бесстрашие и неоправданная уверенность в успехе совершенно безнадежного предприятия пропадает. Но она им поверила. Сказано – сделано! Несколько дней после занятий ее студенты с ней вместе ездили на окраину Москвы в издательство и со смехом, с шутками и прибаутками вахтовым методом по нескольку часов занимались этой работой. При этом делали это бескорыстно. В издательстве был длинный стол, за которым обедали сотрудники. И она там же кормила всю эту молодежную компанию, чем могла. Не сильно сытые были эти годы в стране. В общем, обходились малым. Как говорится, не хлебом единым… Позже в том самом издательстве сотрудники говорили, что столь шумных и веселых рабочих дней у них никогда не было. А шума и смеха было много, иначе столь монотонную работу невозможно было бы выдержать.

Одна группа студентов очень осторожно снимала упаковку (крафтовую бумагу), разрезая шпагат. Чтобы знали, крафт-бумаг — это высокопрочная оберточная бумага из слабопроваренной длинноволокнистой сульфатной целлюлозы. Потом в нее нужно было вновь  аккуратно упаковать книги. Другие – доставали книжки. Следующая группа студентов вырезала одну страничку. Другие – вклеивали новую. И последняя группа – вновь упаковывала книжки в ровные стопки и перевязывала их шпагатом. Чтобы не сильно уставать менялись операциями по восстановлению качества книги.
Несколько дней длилось это «действо». Да, ведь иначе его и не назовешь. Было общее дело, веселое, дружное. И все чувствовали его нужность и важность. Позже никто из студентов не попросил даже халявного зачета по ее предмету. А об оплате этого труда речи вообще не шло. Это просто была помощь своему преподавателю.

Думаю, что нынешним студентам этого уже не понять. Да и современные преподаватели вряд ли смогут рассчитывать на такое отношение к ним со стороны молодежи. А тогда – это было начало девяностых, и это еще было в порядке вещей. Не зря же она им столько рассказывала о социализме, о дружбе, о самопожертвовании, о Павке Корчагине, об их ровесниках-героях той самой Великой Отечественной… Она так жила сама, и ведь смогла достучаться до их сердец. Смогла этим вчерашним школьникам что-то объяснить. Объяснить, несомненно, что-то очень важное. И они совершили тогда свой маленький подвиг! Вот он «ноктюрн на флейте водосточных труб».

А она поняла: что такое любовь и уважение студентов. Не каждому педагогу  дано испытать это в жизни. Но ей крупно повезло. Ей вообще везло в жизни, в ее очень непростой жизни. А разве бывает простая жизнь? Да, кстати, тираж книги разошелся по магазинам. И потом книга выдержала еще три издания. Как оказалось, книга была нужна людям. А у нее и по сей день сохраняется вера в дружбу, любовь и взаимовыручку. Она очень надеется, что и ее молодым друзьям эта вера помогает жить.


Рецензии
Замечательная история и, что радует, такие случаются в жизни!

Татьяна Герасименко   31.03.2020 22:02     Заявить о нарушении