Ч. 17 Неспокойный архипелаг

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2020/03/26/1971

Советских шахтёров и обслуживающий персонал со Шпицбергена приняли на борт лайнера «Empress of Canada». Их оказалось 2175 человек. Затем лайнер в сопровождении лёгкого крейсера «Nigeria» и трёх эсминцев направился в Архангельск, куда прибыли 29 августа.

Англичане передали советских людей властям, взяли 200 французских солдат, которые сумели бежать из немецких лагерей и каким-то образом попали в СССР, и отправились снова на Шпицберген.

Не имея намерения уходить далеко от главного повествования, я не стал докапываться, как эти французы в 1941 году оказались в Архангельске. Отряд прибыл на Шпицберген 1 сентября. Там приняли на борт лайнера оставшихся норвежских шахтёров и жителей, после чего отправились 3 сентября в Скапа-Флоу.

Чтобы ввести немцев в заблуждение, в течение всей операции «Gauntlet» радиостанция на Шпицбергене постоянно вела переговоры с контролируемыми немцами норвежскими радиостанциями.

В радиограммах сообщали фальшивые прогнозы погоды, в частности, - густой туман и низкую облачность, чтобы немецкие разведывательные самолёты не обнаружили проведение англичанами операции по эвакуации людей с архипелага.

Чуть не забыл упомянуть, что до этой операции крейсер «Nigeria» с тремя эсминцами в густом тумане захватил в июне у острова Ян-Майен немецкое метеорологическое судно «Lauenburg», команда которого так спешила покинуть его, что не успела уничтожить шифровальную машину Enigma и шифровальные коды.

А 1 августа крейсер участвовал в операции по уничтожению метеостанции на острове Медвежий и эвакуации с острова норвежцев. Немцы потом в конце войны снова организовали на острове метеостанцию, которую обслуживали два предателя: норвежский коллаборационист и бывший советский военнопленный.

При возвращении в Англию британский отряд встретил немецкий конвой. В результате короткого боя немецкий артиллерийский тренировочный корабль «Bremse» был потоплен, но крейсер «Nigeria» получил повреждения от взрыва мины, однако благополучно прибыл в базу.

Немецкое командование встревожилось, когда в порты из Шпицбергена не пришли транспорты с углём. Замолчала и радиостанция. Тогда к архипелагу направили самолёт-разведчик, пилот которого доложил, что остров покинут людьми.

Немцы решили немедленно отправить на Шпицберген команду для организации метеостанции. Этой операции и метеостанции присвоили кодовое наименование «Bans;». Руководил всеми работами бывший полярный исследователь геофизик Эрих Этьен, который окончил Оксфордский и Лейпцигский университеты.

Этьен выбрал для метеостанции залив Адвент, на который выходила широкая долина, где можно было устроить посадочную площадку для самолётов. Немцы использовали хижину, построенную датским охотником Хансом Лундом в качестве диспетчерской и радиостанции.

Радиопередачи со Шпицбергена не оказались незамеченными английской службой радиоперехвата. По указанию из Адмиралтейства четыре британских тральщика, следовавших из Архангельска, направились к Шпицбергену.

С немецкого самолёта разведки погоды заметили отряд британских тральщиков. Двумя транспортными самолётами персонал метеостанции и оборудование эвакуировали в безопасное место. Когда корабли ушли, немцы вернулись.

Они создали ещё одну метеостанцию на  северо-западе Шпицбергена. В мае 1942 года на Шпицберген самолётом доставили автоматическую метеостанцию. Следует отметить высокое мастерство немецких лётчиков, которые доставляли оборудование и людей на необорудованные площадки в сложных полярных условиях. Немцы были очень серьёзным противником.

Англичане решили прекратить их бурную деятельность на Шпицбергене. Операцию по ликвидации немецкого присутствия на Шпицбергене назвали «Fritham». 30 апреля 1942 года группа норвежских коммандос отправилась из Шотландии, чтобы ликвидировать немецкие метеорологические станции.

Командовал группой норвежец подполковник Эйнар Свердруп. Группа шла на двух траулерах, «Selis» и «Isbj;rn». Когда суда пришли к Шпицбергену в Зелёную бухту, их атаковали четыре немецких разведывательных бомбардировщика и потопили.
 
Свердруп и ещё одиннадцать человек погибли, одиннадцать других были ранены, оставшиеся в живых члены отряда оказались без продовольствия, которое находилось на потопленных судах.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/04/01/1498


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.