Минное поле образования

               



             МИННОЕ ПОЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    (Другие статьи автора на портале  proza.ru Иван Мартынов)

Исход всех проблем, которые обострились в стране - экономические, политические, медицинские и другие,- решаются за школьной партой.   Классики советской педагогики Макаренко, а затем Сухомлинский били во все колокола, но не были услышаны. Одного и другого досрочно загнали в могилу.

Антон Семенович Макаренко, идеи которого взяли на вооружение Германия, Япония, Китай и другие страны требовал, чтобы любые реформы прорабатывались с педагогической позиции. Именно поэтому, что этого не делается, наши реформы часто пробуксовывают, тормозятся, особенно те, которые сопряжены с изменением общественных отношений.

Так еще в феврале 1926 года Макаренко анализирует первые шаги в коллективизации сельского хозяйства и пишет Горькому: «Нужно признать общую неудачу коллективных хозяйств…Коллективные хозяйства так легко решаемые экономически, совершенно не исследованы педагогически. Коллективизация прежде всего требует педагогического внимания и при этом очень осторожного, пристального и настойчивого, требует большего отбора форм и средств.»

Что же происходит в системе образования, в которой из-за низкого профессионализма руководителей отрасли  проблемы обострились до крайнего предела. Реформы накатываются одна за другой, как волны морские, губящие ещё кое-где живые уцелевшие оазисы творческой  жизни в школе. И не удивительно, коль в министерские кресла усаживают пусть и хороших людей, но ни дня не проработавших в школах. В советское время в кошмарном сне можно  было только зреть картину, что методистами работают, создают пособие для учителей, защищают диссертации лица, которые не работали в школе. Я учился в Могилёвском пединституте в 1958-1963 годах на физико-математическом факультете. В то время более половины преподавателей пришли из школы, среди них все методисты совмещали работу в вузе и в школе. Положение  с подготовкой кадров в системе образования хуже, чем в анекдоте поры нашей вузовской учёбы: кто умет тот делает сам, кто не умет – учить других как надо учить. Да и психолого-педагогический цикл для нынешних аспирантов даже педагогических специальностей слабее, чем был для подготовки учителей в советское время, как и педагогическая практика.

   К настоящему времени уже в периферийных вузах общеобразовательные дисциплины естественного цикла преподают преимущественно методисты. Это тоже самое, если бы физику и математику в старших классах преподавали учителя начальных классов лишь только потому, что у них есть диплом о высшем образовании. В создавшихся условиях представители  педагогической науки своими трудами обслуживают себя, а школьными проблемами там и не пахнет. Вот типичный образец – изданное недавно пособие «Семейная педагогика»  (я не указываю автора и год издание, это типичный образец). В качестве основной литературы постоянно указываются малоизвестные российские педагоги Кликова, Зритнева, Подластный, и местные Чечет (рецензент), Сермяжко. И только один раз ссылаются на Сухомлинского. Рецензенты отзывы составляют по принципу ты мне, я тебе.

Просмотрел  фонды областной библиотеки  по педагогической тематике. Даже в ней нет уже полного собрания А. Макаренко, которого ЮНЕСКО признало одним из четырёх выдающихся педагогов мира, и других известных русских и советских корифеев. Зато преклонение перед зарубежными авторами. Например, в рубрике «Воспитание и обучение детей» рекомендуются девять различных книг французского художника Оскара Брефинье.

Грустно и больно, что и луча солнца в конце тоннеля не видно.

Человечество живёт на пороховой бочке, и не одной. Четвёртая мировая война (Третья мировая война закончилась с исчезновением Советского Союза) может начаться в любой момент. Эскалация военной напряжённости, миграция населения, усиление религиозной составляющей в нарастании общественной безопасности являются тлеющим бикфордовым шнуром для пороховых бочек.  Для большей убедительности приведём конкретные примеры.

У иранских диспетчеров не было времени для определения типа самолёта –
пассажирский он или военный – и для перестраховки сбили пассажирский.   Слава Богу, что всё закончилось благополучно для мирового сообщества.

Или инцидент в Казахстане на юге границы с Киргизстаном. Чтобы его понять, попробуем поговорить языком математики, который по мнению Маркса самый убедительный: «Наука достигает зрелости, когда начинает говорить языком математики».

Никто не может объяснить, почему  в психологии в описании многих социальных  процессов фигурируют числа 95 и 5.   

Когда в государстве, в отдельном городе, учреждении и т.д.  инородцев не более 5 процентов, социуму ничего не угрожает. Первые проблемы возникают, когда их число приближается к 10 процентам.  При 15 процентах надо уже кричать – караул! Как показывают антропологические исследования при наличии в составе населения более 15 процентов носителей другого культурного кода, преимущественно молодого – до 40 лет – возраста, неизбежными становится культурная трансформация коренного населения. Одновременно резко, иногда на порядки, увеличивается доля межэтнических браков в общей численности вступающего в брак населения. Даже  проведение активной государственной политики, нацеленной на сокращение миграции, что пытаются осуществлять европейские страны, не приводить к ощутимым результатам.

Поэтому Западу и США надо думать  не о наказании России и Беларуси, вводя различные санкции и поощряя финансово пятую колонну в этих странах, а решать проблему сохранения государств.

В России до последнего времени конфликты на национальной и религиозной почве всегда сводились к обвинению русских, если они вставали на защиту своей жизни. Эти конфликты пошли на убыль, как только им стали давать соответствующую юридическую оценку, хотя рецидивы ещё имеют место.

В Белоруссии нет место ни национальной напряжённости, ни религиозной, так что почвы для таких конфликтов нет, так зачем же их создавать искусственно, заигрывая с оппозицией (таких примеров в моих статьях, которые я разместил в Интернете, в обращениях в различные инстанции с большими проблемами для себя, предостаточно).

Да и методы гашения таких конфликтов, если они возникли, должны быть адекватные,
а не по принципу: сила есть - ума не надо. В массовых беспорядках не более одного процента (они прошли обучение за рубежом и постоянно выезжают туда на переподготовку, жируют на западные подачи, за которые у них происходят драчки)  готовы идти на жертвы, чтобы завести толпу, которая по своему поведению аналогично поведению стада баранов.  Ответ должен быть соответствующим – изоляция «вожаков» баранов.

По своим психическим объективным параметрам  самая легко заводимая категория – студенты младших курсов и старшеклассники. Они являлись исходным материалом всех цветных революций.  Не все благополучно с кадровым составом преподавателей гуманитарного цикла в вузах. Не пора ли руководству России и Беларуси от заклинаний и благих пожеланий прейти к конкретным делам по духовному оздоровлению системы образования, чтобы педагог не стоял на коленях, а руководитель не стоял с протянутой рукой в поисках финансов.

Некоторые исторические факты об положении учителя.

Когда германский железный канцлер Отто Бисмарк поздравил своего императора
Вильгельма I с блестящей победой над французами в 1871 году, услышал в ответ: «Поздравьте школьного учителя, что сумел подготовить патриотичного солдата.».

В Финскую кампанию высокий патриотизм проявили финские воины, который привили им школьные учителя. За этим стоит интересный факт.  С 1932 года Маннергейм приказал деньги военных передать в школы. Да и в настоящее время профессия педагога одна из высокооплачиваемых в Финляндии.

Сегодня, как никогда, за школьной партой решается исход мирового противоборства. И чтобы оно было в нашу пользу, не много требуется – продолжить выполнение программы, указанной ещё Лениным и осуществляемой неукоснительно при Сталине. Главную мысль Ленина в после сталинское время цитировали в кастрированном виде. Вот её полный текст (опускаемые раньше слова выделены): «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это - истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное - над поднятием его материального положения.» (Странички из дневника).

Приведём таблицу, которая показывает, что в сталинские времена зарплата в системе образования, науке и культуры была  не ниже по народному хозяйству.

1. Данные в целом по народному хозяйству (в рублях).

2. Просвещение (школы, учебные заведения, научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения)

3. Аппарат органов государственного и хозяйственного управления и общественных организаций (без Минобороны, партийных и комсомольских организаций).



Годы 1940 1945 1950 1952 1954

     1 339 442 646 674 699
     2 337 488 697 722 739

     3 387 504 683 710 768

Зарплата преподавателя кандидата наук была без дополнительных статьей выше чем у первого секретаря обкома партии, зарплата Президента Академии наук СССР была в два раза больше зарплаты Председателя правительства.

В Беларуси зарплату в системе образования можно поднять уже сейчас не менее чем в два раза, если силовые органы поработают так, как они поработали в медицине и
по сахарному делу.
Иван Мартынов,
Доцент, кандидат физико-математических наук.
Электронный адрес ivan-ivan-mart@yandex.by


Рецензии