Эссе по книге Г. Тукая. Стихи

Вашему вниманию Мышалет желает представить книгу стихов Габдуллы Тукая «Незабываемое время», которую я купил, посетив Казань в марте этого года. Книга издана Татарским книжным издательством в 2019 г. Составитель - Люция Гиззатуллина. Переводчиков - целая плеяда. Б. Вайнер, В. Валиева, В. Тушнова, А. Ахундова, С. Ганиева.
Книга  содержит стихи для детей, сказки в стихах, автобиографическую повесть. Мышалету было интересно, так ли хороши сказки Тукая, как мозаики по его сюжетам в новейшем Казанском метро. На площади Габдуллы Тукая есть его могучая статуя, а на примыкающей к ней улице Баумана несколько скульптур — русалочки, четырех лягушек и другие.
Книга издана прекрасно — на двух языках, чтобы и русские и татары могли насладиться чтением. Предисловие написал сам Минтимер Шаймиев.

Габдулла Мухамедгарифович Тукай (1886-1913) – татарский народный поэт, публицист, переводчик, литературный критик и общественный деятель. Будучи основоположником школы поэзии, заложил крепкий фундамент татарского языка и литературы. Его отец был муллой – мусульманским священнослужителем. Он умер очень рано, когда Габдулле едва исполнилось полгода. Мать, оставшись одна с малышом на руках, также очень рано ушла из жизни. Детские годы Тукая прошли в родном селе Кушлавыч Казанской Губернии.
Оставшись круглым сиротой в четырехлетнем возрасте, Габдулла начал свое скитание по приемным семьям. Он видел мало внимания и заботы в свой адрес, и рос крайне болезненным и истощенным ребенком, который нередко слышал пожелания смерти в свой адрес. Краткая биография Тукая в детстве была полна лишений и бесконечных мытарств.
Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда он оказался в приемной купеческой семье Усмановых в Уральске. Здесь его отдали учиться в медресе – мусульманскую духовную семинарию. Во время учебы Габдулла показал себя очень способным учеником, который жадно впитывал новые знания.
В медресе способный мальчик стал посещать русский класс, где с большим удовольствием окунулся в мир русской литературы. Особенно привлекала его поэзия Лермонтова и Пушкина, которая в дальнейшем нашла свое отражение в работах Габдуллы.
Произведения русских классиков настолько повлияли на юного Тукая, что в возрасте 16 лет он начал сам писать стихи. Кроме того, он занялся переводом басен
 Крылова с русского на татарский, стал писать очерки и статьи на острые социальные и революционные темы, занялся общественно-политической деятельностью.
Как написано на одном из сайтов, посвященных его творчеству,  «будучи идеалистом и романтиком по натуре, Габдулла мало заботился о своем финансовом положении. Куда больше его интересовало бескорыстное служение народу, общественная и просветительская деятельность. Постоянно живя на грани бедности, Тукай существенно подорвал свое и без того хрупкое здоровье. Скончался молодой поэт 2 апреля 1913 года, совсем немного недожив до своего 27-летия. Причиной его кончины стала чахотка».
Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт...



Теперь о книге.

Стихи для детей на вкус мыша простенькие, напоминают Кольцова и Некрасова, Сурикова и Никитина. Простые запоминающиеся рифмы, поучительные выводы, назидание и воспитание.

***
Сказало Солнце: "Буду век светить,
Совсем не буду с неба уходить".
Ответил Дождь: "Я буду день за днем
Все заливать потоками кругом".
Сказало Солнце: "Но ведь ты - вода.
В грязь превращаешь землю ты всегда.
Ты знаешь лишь одно: ручьи текут,
Распутицу рождая там и тут.
Хлеба в полях гниют, скудеет дол,
И молится мужик, чтоб ты не шел".
А Дождь в ответ: "Ты ото дня ко дню
Все жарче, хлеб сжигаешь на корню"
От гнева Солнце запылало зло.
Пыланье все границы перешло.
Сказало Солнце: "От моих лучей
И плод, и свет земле обширной всей".
Ответил Дождь: "Уж если ты плоды
Плодишь, то как расти им без воды?
Идти не буду, влагу принося -
По высохнут сады и зелень вся".
Они так долго спорили в пылу.
Так друг на друга сыпали хулу,
Что под конец решили слово дать
Бесплодный этот спор не продолжать.
Они решили дело так вести,
Чтоб каждый был в почете и в чести.
Да будет Солнце в свой черед пылать,
Дождь в свой черед свой дар ниспосылать.
И Дождь, и Солнце с тех до наших пор
Не нарушают этот уговор.


Забавный ученик
 
- Стой, Акбай, на задних лапках, поучись-ка,  послужи!
Ну, не падай! Ну, не падай! Спину ровненько  держи.
- Мне учение - в мученье! Я же маленький,-  смотри!
Сколько от роду мне... Месяц? Или два? А может,  три...
Мне ли службой заниматься, мне бы, хвост задрав,  помчать!
Мне б на травке поваляться, научиться бы рычать.
Глупый пёс не разумеет - нет уж, сызмала учись!
Кости к старости твердеют, не согнёшься, как ни  гнись!


 А вот сюжетные сказки мне понравились больше.  Например, «Шурале».

Сказка повествует о смекалке молодого парня, который не только избавился от Шурале, но и оставил его в дураках. Шурале - это мифическое существо, дух леса. Он изображается как длинное нагое существо, похожее на человека, с длинными пальцами, которыми он щекочет людей до смерти, с рогом на лбу, уродливое и страшное. Он живет в лесу, нападает на людей и лошадей. На лошадях он катается, загоняя их до смерти.
В поэме-сказке "Шурале" говорится, что один парень поехал на запряженной лошади в лес ночью. Он стал при свете луны рубить деревья на дрова. Вдруг пришел к нему Шурале, услышав стук топора. Он стал приглашать парня поиграть в щекотку. А парень знал, чем это может закончиться для него. Он ответил Шурале:" Поиграем, только сначала помоги затащить вот это бревно в телегу". Шурале согласился. парень попросил его уцепиться пальцами за щель в бревне. Шурале уцепился, засунув пальцы в щель в бревне. Парень тогда выбил из щели клин и прищемил пальцы Шурале. Шурале кричал и плакал, просил отпустить его, обещал его больше не трогать, спросил как зовут парня. Парень ответил: "Былтыр(В году минувшем)" и уехал. Собрались сородичи Шурале, спрашивают что случилось. Шурале ответил:"Былтыр (В году минувшем) прищемил пальцы". Сородичи только посмеялись над Шурале:"Если в году минувшем прищемил пальцы, почему же в этом году плачешь?"
В этой сказке главная мысль - хитрость, смекалка и находчивость помогают выйти из безвыходных ситуаций, главное,не опускать руки. Главные герои - парень по имени Былтыр и Шурале, злой лесной дух.
Эта сказка настолько популярна в Татарстане, что есть много постановок в театре, картин по данному сюжету и даже скульптура на берегу озера Кабан в центре Казани.


Также есть романтическая сказка о Водяной и ее волшебном гребне.
***
Лето. Жаркая погода. Прыгнешь в речку — благодать!
Любо мне нырять и плавать, воду головой бодать!
Так играю, так ныряю час, а то и полтора.
Ну, теперь я освежился, одеваться мне пора.
Вышел на берег, оделся. Всюду тихо, ни души.
Пробирает страх невольный в этой солнечной глуши.
На мостки, зачем — не знаю, оглянулся я в тоске...
Ведьма, ведьма водяная появилась на доске!
Растрепавшиеся косы чешет ведьма над водой,
И в руке ее сверкает яркий гребень золотой.
Я стою, дрожа от страха, притаившись и ивняке,
И слежу за чудным гребнем, что горит в ее руке,

Что было дальше — почитайте. Признаться, на просторах интернета мышь находил более интересный перевод, более грамотный что ли..

***
Летний день. Горячий воздух. В нашей речке сам не свой.
Волны трогаю руками и бодаю головой.
Так играл, нырял, смеялся, может, час иль полтора
И подумал, что не скоро разберет меня жара.
Вдруг чего-то забоялся — из воды скорей бегом.
Никого со мною рядом, тишина стоит кругом.
Уходить уже собрался и увидел в трех шагах:
Ведьма страшная присела молчаливо на мостках.
И на солнышке сверкает гребешок златой в руке —
Он, волос ее касаясь, отражается в реке.

Биографическая повесть Габдуллы Тукая сопровождается историческими фотографиями, рисунками. Вообще, вся книга иллюстрирована великолепно. Ее приятно держать в руках. Рекомендую!


Рецензии