Загадки географии. Йемен. Панхейя

А ты ищи меня на карте!

Новелла шестнадцатая. Йемен. Панхейя

Из страны Гангга Негара с побережья Малайзии возьмем курс на запад к берегам Африки и Аравийского полуострова. Наша цель – священный остров богов Панхейя – место  человеческого благоденствия и совершенного общества.

В древности остров Панхейя для просвещенных греков и римлян, вероятно, не был чем-то неизвестным. При этом упоминание о нем, из тех текстов, которые дошли до нас, впервые встретилось не у географа, либо историка, а у поэта Лукреция, жившего в 99-55 годах до р.Х. Лукреций в поэме «О природе вещей»  пишет [23]:

«Всё, наконец, что для чувств хорошо или кажется плохо,
Разнится между собой и несходные формы имеет;
Так, не подумай, что в дрожь приводящий, пронзительно-резки!
Визг от пилы состоит из гладких равно элементов,
Как и пленительный звук, что певец извлекает искусный,
Беглыми пальцами струн пробуждённой касаясь кифары.
И не считай, что по форме похожие первоначала
В ноздри проходят людей, когда трупы зловонные жгутся
Или когда окропят киликийским шафраном подмостки
И по соседству алтарь благовоньем ПАНХЕЙСКИМ дымится.

В приведенном отрывке описана церемония сжигания усопшего, и Лукреций применяет термины «киликийский шафран» и  «благовонье панхейское» как не требующие объяснения для своего читателя.

Поэт Овидий, живший в с 43 года до р.Х. по 18 год по р.Х., уточняет, что на земле панхайской собирают благовония: амом, корицу, нард, ладан, мирру. Читаем в его «Метаморфозах» [24]:

«За исмарийский народ и за нашу я счастлив округу,
Счастлив, что эта земля далеко от краев, породивших
Столь отвратительный грех. О, пусть амомом богаты,
Пусть и корицу, и нард, и из дерева каплющий ладан,
Пусть на ПАНХАЙСКОЙ земле и другие родятся растенья
Пусть же и мирру растят! Им дорого стала новинка».

Исследователь творчества древнегреческого автора Евгемера Марек Винаржик насчитал упоминания о Панхейе у восьми античных поэтов, более того он высказал мнение, что прилагательное «панхейский» стало у латинских поэтов «locus communis» - общеприменимым [25]:

«В произведениях восьми латинских поэтов (с 1-го века до н.э. до 5-го века н.э.) упоминается Панчайя / Панхейя как страна, откуда пришли благовония, в этих работах мы также находим прилагательные, такие как панхейский, панхейские,
панхайского,  вместе с существительными, такими как запах, аромат и т.д. Самое раннее такое  упоминание появляется в творчестве Лукреция, и именно поэтому предполагалось, что все другие поэты опирались на него. Мне кажется, однако, что эти выражения стали поэтическим locus communis: вот почему мы не должны исследовать вопрос, на какой источник полагался каждый поэт».

Винаржик исследует работу «Sacra historia» - «Священная история»  греческого философа Евгемера из Мессены, который жил в 340 – 260  годах до р.Х. Именно в
работе Евгемера описан маршрут, по которому философ достиг острова Панхейя. Но работа Евгемера не сохранилась, и мы фрагментарно о ее содержании знаем из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека» [26]. Диодор жил в 90 – 30 годах до р.Х., был современником Лукреция, и написал о Панхейе примерно в одно время с Лукрецием. Диодор использовал в своей работе труды не только Евгемера, но и многих других авторов, и имя Евгемера он не упоминает, однако, нам дает пояснение об авторстве текста о Панхейе  Евсевий Кессарийский, живший в 265 – 340 годах. Поэтому воспользуемся его сочинением [27]:   

«(1) Это рассказывает Диодор в третьей книге. Те же теологические воззрения он подтверждает и в шестой книге, опираясь на произведение Евгемера Мессенского, и пишет дословно следующее:…».

«Итак, Евгемер был другом царя Кассандра. Вынужденный поэтому выполнять некоторые царские поручения и совершать далекие путешествия, он посетил южный Океан. Отправившись из Счастливой Аравии, много дней плыл он по Океану, пока не добрался до островов посреди открытого водного пространства, один из которых называется Панхея, и наблюдал обитающих там панхеев, которые отличаются особым благочестием и почитают богов необычайно пышными жертвоприношениями и замечательными посвятительными дарами из золота и серебра. (5) Остров этот — священный остров богов.».

Далее Евгемер, и с его слов Диодор, и со слов Диодора – Евсевий описывают общество на Панхейе, которое было последующими исследователями классифицировано как древний коммунизм, а философия, проповедуемая Евгемером, стала называться «евгемеризм» [28].  И все сообщение Евгемера про остров Панхейя было записано в древние утопии. Фантазия исследователей нашла множество подтверждений этому – в том числе  близость текста Евгемера – Диодора к рассказу философа Платона про Атлантиду.

Но как в этом случае быть с текстами латинских поэтов? Они упоминают Панхейю только применительно к благовониям, не рассказывая ни о каком справедливом обществе. Разумеется, главным кандидатом на роль Панхейи был остров Сокотра и его ближайшее морское окружение. Благовония на Сокотре произрастают, но грекам он был известен как Диоскурида. А люди на острове Диоскурида жили не ранее 900-800 года до р.Х.  Значит, Сокотра – Диоскурида не может быть древним обиталищем богов?

Наше путешествие близится к завершению – перенесемся в наши годы.  В октябре 2008 года произошло удивительное событие – корреспондент ИТАР-ТАСС Жуков, помогавший российским  археологам на йеменском острове Сокотра, нашел орудия, изготовленные человеком из окремнелого сланца. Археологи провели датировку орудий,- и пришли к  ошеломляющим выводам – орудиям с острова Сокотра 1 млн. 400  тысяч лет!

Статья об археологической сенсации была опубликована в журнале РАН «Природа» [29]:

«Первые находки орудий, изготовленных из окремнелого сланца, были сделаны в октябре 2009 г. В.А.Жуковым — корреспондентом ИТАР-ТАСС, работавшим на Сокотре в составе Российской археологической экспедиции в Республике Йемен  (начальник экспедиции А.В.Седов). Эти каменные изделия, найденные в нескольких пунктах к востоку и западу от Хадибо, не имели геолого-стратиграфических привязок, не был ясен не только геолого-геоморфологический, но и собственно археологический контекст».

«Для проведения дальнейших необходимых исследований на Сокотру в феврале 2009 г. была организована специальная поездка Х.А.Амирханова и В.В.Наумкина. Ввиду ограниченности времени и средств поиски решено было сосредоточить на Хадибской приморской равнине северного побережья».

«В итоге проведенных работ установлено, что преимущественно в устьевых частях трех вади (Хажря, Динагхен, Хадибо) сосредоточены остатки десятков (а скорее сотен) стоянок».

«Но главная интрига состоит в том, как датировать эти памятники? Обычно из-за отсутствия прямых данных решить такой вопрос либо весьма проблематично, либо вообще невозможно. В нашем случае, однако, он предстает в виде несложной задачи с двумя известными: мы знаем, откуда этот тип культуры мог проникнуть на остров и откуда он проникнуть не мог ни при каких обстоятельствах. Из геологической истории региона следует, что территорией исхода могла быть только Северо-Восточная Африка, а технико-типологические характеристики указывают, что тип культуры, представленный вновь открытыми памятниками, мог попасть сюда никак не позднее примерно 1.4 млн. лет назад».

Российские археологи сделали сенсационное открытие, но никак не связали древние стоянки человека (сотни стоянок) с возможной исторической ролью Сокотры как острова богов. Но этот вывод напрашивается сам собой – люди на Сокотре жили с очень давних времен. Вернее они жили там именно в те далекие времена, а потом неожиданно исчезли, и следов более поздних стоянок человека каменного века там нет. И авторы статьи завершают ее философски [29]:

«Сокотра не стала «обителью благодати» для своих первых насельников эпохи олдована. Изучаемые нами памятники предстают свидетельством драмы, когда мир, ограниченный островом, оказался по известной библейской аналогии последним пристанищем для одного из «колен» древнейшего рода человеческого на пути его первоначального расселения из своей прародины — Восточной Африки — по всей планете».

Но автор данной статьи не согласен с вышеприведенным выводом российских археологов, что Сокотра стал «последним пристанищем» для одного из колен рода человеческого. Почему не предположить оптимистический сценарий, что люди с острова Сокотра уплыли на север к берегу Аравии, прошли по будущему караванному пути к тому месту, которое мы изучили в новелле «Загадки географии. Аравия. Герры. Герра»  и оттуда пришли в Палестину, Малую Азию, Грецию. И в этом случае остров Сокотра занял свое легендарное место, как Панхейя - «Остров богов».

Иллюстрация к новелле выполнена на основе фрагмента карты Ортелио из атласа «THEATRVM ORBIS TERRARVM » [22].


Литература к новелле шестнадцатой.

22. Abrahamo Ortelio «THEATRVM ORBIS TERRARVM », Antverpianvs, 1570.
23. Лукреций «О природе вещей», М.: Изд. АН СССР, 1947.
24. Публий Овидий Назон. «Метаморфозы», М.: «Художественная литература», 1977.
25.  M. Winiarczyk «The “Sacred History” of Euhemerus of Messene»: Beitr;ge zur Altertumskunde.
26. Диодор Сицилийский. Греческая мифология (Историческая библиотека). М.: «Лабиринт», 2000.
27. Евсевий «Подготовка к “Евангелиям”», ед. Gifford, Oxford, 1903.
28. «Общая история Европейской культуры», т. 2, Р. Пёльман «История античного коммунизма и социализма», С-Пб.: Изд. Брокгауз-Ефрон, 1910.
29. Амирханов Х.А., Жуков В.А.,  Наумкин В.В., Седов А.В. «Эпоха олдована открыта на острове Сокотра», журн. РАН «Природа», №7, 2009.


Рецензии