Шпонка

     Было это в начале девяностых, еще до путча. Конец июня, начало июля.   Я еще не преподавала  в  ВУЗе, а была просто младшим научным сотрудником  в НИИ после защиты кандидатской… Жизнь тогда была вольнее и свободнее. До отпуска еще оставалось немало времени.  Мысленно в голове вертелись поляны с созревшей лесной клубникой. Это - шпонка, так  местные называли тогда лесную клубнику.  Видимо, неслучайно. Ягоды были продолговатой формы, напоминали продолговатые  детали  машин, механизмов. И  от земляники шпонка отличалась.  Крупные, твердые, мясистые ягоды, сладкие как ананас. Из  шпонки варили шикарное варенье.  Но, как говорится, «око внемлет, да зуб неймет». Я вспоминала ,  как много ее сейчас  на  лесных полянах деревни Нижняя Вырка. Она, как и моя деревня Сивково,  стояла на Оке, только от Сивкова  через лес надо было пройти, перейти речушку Вырку, впадающую в Оку,   и выйти в деревню.
     И вот я решилась. Попросила начальство разрешить мне исчезнуть дня на три в счет отпуска или как-то иначе, а я потом отработаю свое отсутствие.  Поскольку на потоке работ  в тот период не было, меня легко отпустили. Я пошла в наш большой «Детский мир» на Лубянке, купила себе свободную мальчиковую рубаху и джинсы по размеру,  чтобы было в чем ходить в деревенских лесных местах.  Купила все это  тогда за копейки.   Собрала провиант. Села в электричку и поехала в родные до боли места. Дорога занимала 5-7  часов — это не шутки в электричке и после нее.   Потом по Калуге перебежками, пересадками, автобусом,  потом по шоссе до поворота на «Вырку» и , наконец, в свое родное Сивково.   Это 4 км лесом и полем. Я была счастлива,  достигнув своей избы 1918 года рождения. Тишина и никого вокруг. В избе после зимы  пахло спертым воздухом, и  я открыла окна.  Поток свежего воздуха пахнул мне в лицо.   Купила молока, попросила у соседей картошки и завалилась спать.   С утра пораньше  я направилась к Нижней Вырке.  Одна, через лес, и мне не было страшно. Была какая-то внутренняя цель и радость. Цель - собрать шпонку, радость - что добралась благополучно  до родных мест.    Мои предчувствия оправдались.  Я достигла любимых полян. А пока шла по лесной дороге, то даже кадры из  фильма  шведского режиссера Ингмара Бергмана  «Земляничная  поляна» успела вспомнить. Там главный герой, ученый с мировым именем,  едет получать высокую награду,  Нобелевскую премию.  И попутно — разные встречи, общение, но вспоминается ему все же именно детство и те моменты, когда вместе с другими детьми он бегал по земляничной поляне.  Эти воспоминания всплывают как самые дорогие и яркие в пролетевшей жизни.   
     Перейдя вброд Вырку, я поднялась в гору и через деревенский проулок Нижней Вырки  вышла к родным полянам  в лесу, протянувшемуся  вдоль Оки.  Я торопилась, потому  что уже припекало солнышко  и дело шло к жаре.   Ни одного человека кругом —  одна я как царица этими полянами владею. То ухожу  от солнца под дубы, то  на солнечные места возвращаюсь.  За короткое время я собрала большое лукошко  шпонки.     Солнце было уже в зените. Я понимала, что пора возвращаться. Ведь дорога обратно до Сивкова около трех километров. А уже жарит-жарит. И…и  я завернула к Оке. Захотелось искупаться, я вся взмокла от сбора шпонки.  Снова тихо, нет никого на берегу  Оки в рабочий день, , но и купальник я не взяла.  Я подходила все ближе и ближе к воде . Там устье Нижней Вырки,  его я перебежала.  Неся ответственность за собранную ягоду, я поставила в тень корзину с ней, сняла с головы платок и накрыла ее. Ну как не поплавать, раз такой шанс выпал мне?  Я несколько раз оглянулась вокруг… Никого. Никого. Фактически в костюме Евы я поплыла.  Какое же блаженство это было в такую жару!  Где-то вдали залаял пес, прервав мою плавательную нирвану.   Я вылезла из воды в кустарник ивы  и быстро оделась.  Пес замолк,  и  по-прежнему вблизи  никого не было. Я поднялась на  гору и повернула к себе на Сивково. Я не беспокоилась, меня ведь никто не ждал.  Однако здесь я ошибалась.  Подходя к дому, навстречу мне вышла наша соседка тетя Таня. Оказывается, она следила за мной, видела мой ранний уход и ждала моего возвращения.  Я помню ее взволнованное лицо. «Иде тебя носило?»  («Иде» —  это  у нее «где»). … « Да я в Оке искупалась, очень жарко, тетя Таня …». Она не умела плавать, хотя родилась на Оке и всю жизнь там прожила.  Не понимая моего восторженного состояния и достижения цели,  добавила: « Чтоб тебя водяной достал» . Ну и все в таком роде, даже ругань была. Тетя Таня была остра на язык. Но вскоре она смягчилась.  «Пойдем пить чай, самовар готов».
  «Как? Я даже его с палатей не снимала» - удивленно возразила я. «Да я свой поставила.  Оставляй корзину в хате, и пойдем ко мне…».
 Я так и сделала, отсыпав ей  часть ягод и взяв свои продукты из Москвы.  Запах  закипевшего самовара, поставленного на сосновых щепках,  добавил мне какой-то романтики , которой я давно уже не испытывала.. Ну и спиртное тетя Таня достала в честь моего приезда..Отказаться было невозможно, это кончилось бы ее обидой, а мне этого не хотелось.
  «Ты надолго?» -спросила она. « Да нет, меня отпустили на три дня, завтра  назад  поеду».  Она промолчала.  Видно было, что расставаться ей  не хотелось… «Я вернусь, тетя Таня, только в отпуск надо уйти» . Она продолжала:  «Чего тебе дать на дорогу? Возьми яиц с собой, и грибов есть чуток».  «Да ничего не надо, тетя Таня,.   мне бы только  шпонку довезти». Уезжая, мы обнялись, но я обещала, что скоро вернусь и мы вместе начнем ходить за грибами.. Одна она почему-то боялась, говоря о разных  опасных встречах.
    Я вернулась ко времени на работу. И тоже принесла туда отборной  шпонки. Все были очень рады. Кто-то даже не заметил моего исчезновения, хотя появилась я сильно загоревшей.  Начальник, увидев меня, спросил: « Ты хочешь в отпуск?» .  «Да, но я обещала отработать».  « Да ладно, отработаешь осенью, там дела будут».  И он как в воду глядел .
Приближался август  девяносто первого… Путч.    Но в тот момент мы  еще этого не знали. Я вспомнила свое обещание, данное тете Тане, написала заявление на отпуск,  и шеф, улыбаясь, подписал его.   До путча оставалось чуть больше месяца. Мы даже не представляли, на какие иные рубежи жизни придется выйти.  Все еще  шло как обычно, как все предыдущие годы нашей научной жизни.
   
     29 марта 2020,  Прп. Иоанна Лествичника.


Рецензии
Добрый вечер, Дорогая Елена!
Очень понравился рассказ!!!
Пахнуло запахами лета, земляникой!!!
Живописно и радостно написано, соприкоснулась с красотой лета и ощутила счастье!!!
«Перейдя вброд Вырку, я поднялась в гору и через деревенский проулок Нижней Вырки вышла к родным полянам в лесу, протянувшемуся вдоль Оки. Я торопилась, потому что уже припекало солнышко и дело шло к жаре. Ни одного человека кругом — одна я как царица этими полянами владею. То ухожу от солнца под дубы, то на солнечные места возвращаюсь. За короткое время я собрала большое лукошко шпонки.»...
Благодарю!
Светлый и добрый рассказ!
В нашей жизни так не хватает добрых и светлых историй, которые несут умиротворение и простые радости!!!

Всего самого Светлого!!!

Хорошего настроения в звуках солнца летнего!!!

Счастья, вдохновения и радости!!!

С теплом и
Музыкой
Приветствия,
Цветами полевыми
И ароматом ягод))
Дарья

Дария Павлова   04.06.2020 21:01     Заявить о нарушении
Дорогая Дария!
Очень рада весточке от Вас на Прозе.ру! Рада. что рассказ Вам понравился. Скоро опять появится шпонка и земляника. Но, к сожалению, время уже другое, чем то, которое описано в рассказе. Счастья Вам и легкости перенесения вынужденной изоляции в наши трудные дни.
С самыми теплыми пожеланиями, Елена

Елена Фанталова   05.06.2020 11:13   Заявить о нарушении