Уникальная история Колымо-Индигирского пароходства
Колымо-Индигирское речное пароходство на базе Дальстроя организовали 80 лет назад.
Сначала на базе Колымского речного управления Дальстроя и Индигирского эксплуатационного участка Якутского территориального управления Главсевморпути 10 мая 1939 года организовано Колымо-Индигирское речное пароходство Главсевморпути (КИРП). К этому времени речной флот пароходства состоял из 152-х судов, в том числе 28-ми самоходных (на реке Колыма – всего 141 судно, в том числе 26 самоходных, на реке Индигирка – 11 и 2 соответственно). Управление базировалось в поселке Зырянка, первым начальником КИРП стал инженер-водник А.Е. Леликов. В мае 1941 года Колымо-Индигирское речное пароходство перешло в ведение Дальстроя. В 1958 году, с его ликвидацией, пароходство было передано Министерству речного флота РСФСР.
Так укрупнённо выглядит поистине уникальная организационная схема КИРП, когда оно стало в 1958 г. пароходством в составе Минречфлота.
Но заглянем в предыдущую, тоже уникальную, историю.
Открытие в Колымском бассейне богатых месторождений золота предопределило создание в нем крупного промышленного очага. С этой целью постановлением Совета Труда и Обороны от 13 ноября 1931 года был создан Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе верхней Колымы, преобразованный в марте 1938 году в Главное управление строительства Дальнего Севера (Дальстрой).
Создание этой государственной организации послужило началом транспортного освоения Колымы. Однако отсутствие шоссейных дорог и воздушного сообщения значительно затрудняло снабжение продовольствием и техникой открывающиеся прииски и население горных предприятий. Поэтому руководители Дальстроя обратили особое внимание на развитие речного транспорта по центральной водной магистрали — реке Колыме.
В 1932 году трест «Дальстрой» приступил к разведке и промышленному освоению полезных ископаемых в бассейне Колымы. Посёлок Зырянка (где ныне находится дирекция ОАО "КСК") возник по воле начальника «Дальстроя», латыша Эдуарда Петровича Берзина, как база Колымо-Индигирского речного пароходства для транспортировки угля Зырянского бассейна. Приказом № 251 от 22 декабря 1932 года, за подписью Берзина, образуется Колымо-Индигирское Управление речного транспорта, с подчинением тресту «Дальстрой». Вначале оно базировалось в посёлке Лабуе, Среднеколымского района. Генрих Ягода незамедлительно приказал выделить для «Дальстроя» «16 тысяч вполне здоровых заключённых»[2]. Однако, данный план был "недовыполнен". Поздней осенью 1932 года на Колыму было доставлено 12 тысяч заключённых. Итог: никто из ЗЭКов[3], охранников и овчарок не пережил Колымской зимы[4]. В 1933 году Колымо-Индигирское Управление речного транспорта было переименовано в Колымское речное управление «Дальстрой» (сокращённо – КРУДС). Из заключённых 2-й очереди, доставленных на Колыму осенью 1933-го зиму пережил каждый 50-й. "Счастливее" оказалась 3-я очередь 1934 года: большинство выжило[4]. Именно в этот год на Колыме начинается масштабное строительство дорог, речных портов, аэродромов, посёлков и «столицы» лагерного края - Магадана.
Магадан построен на голом месте руками ЗЭКов.
Объясним это слово – ЗЭК. Изначально оно представляло собой аббревиатуру заключённых-каналоармейцев(сокращённо — з/к). Термин з/к широко применялся в деловой переписке, периодической печати (газетах, журналах), для наглядной агитации и пропаганды (в виде лозунгов на плакатах и транспарантах). Также этот quasi-юридический термин нашёл отражение в поэзии и прозе того периода. Ещё шире распространился он в устной речи - в форме ЗЭК, перекочевав (именно в этой форме) в позднейшую мемуарную литературу. Слово «зэк» стало поистине крылатым!..
Между тем, из-за отдалённости посёлка Лабуи от основного места добычи и погрузки каменного угля, постепенно были образованы дополнительные затоны: Старая Зырянка и Ат-Тёбёлёх. И в 1935 году правление пароходства было переведено в Старую Зырянку, а Лабуя стала ремонтной базой. В 1936 году КРУДС было переведено в Новую Зырянку, удобно расположенную для судоходства в устье реки Ясачной. По удивительному совпадению, Зырянку начали строить именно на том самом берегу Ясачной, куда 28 августа 1891 года ступил Иван Дементьевич Черский – первооткрыватель зырянского угля.
А история названного в начале статьи флота КИРП тоже уникальна. В Интернете есть описания перегонов судов Севморпутём на Колыму. Есть удивительная история, как на Сормовском заводе в Горьком строили суда для Колымы, и в разобранном на части виде отправляли по железной дороге и далее морским путём на Колыму.
У автора данной подборки есть личное воспоминание о чём-то подобном этой эпопее. В 1955 г. я в должности капитана парохода «Клязьма» участвовал в перегоне судов на реку Лену из Тюмени. Это была эпопея! Причём эти суда в Тюмени только собирались, а основные механизмы на Тюменский завод были присланы с завода «Ленинская кузница» (Киев и Архангельск). Вот так осваивали Сибирь, могуществом которой Россия прирастает (Ломоносов).
Такова предыдущая история. Ну а после 1958 г. происходил ряд трансформаций.
На основании приказа Министра речного флота РСФСР за № 13 от 3 февраля 1972 г. произошло объединение Ленского Управления речного пароходства с Колымо-Индигирским пароходством, в результате чего образовалось Ленское объединенное пароходство МРФ (ЛОРП).
КИРП трансформировался в Зырянский порт на Колыме и Белогорский на Индигирке.
В 1993 году на общем собрании трудового коллектива предприятие «Зырянский речной порт» снова поменяло своё имя, будучи преобразовано в Акционерное общество «Колымская судоходная компания». На сегодняшний день ОАО «Колымская судоходная компания» успешно функционирует, способствуя сохранению жизнедеятельности Колымского региона (с 1953 г. - Магаданской области).
Свидетельство о публикации №220032900222