17-й запасной авиационный полк

17-й запасной авиационный полк.

(вч пп ?????)

(краткая историческая справка)

17-й запасной авиационный полк сформирован в июле 1941 года на аэродроме Молотов.

Нахождение в строю:

С июля 1941 года по 15 октября 1942 года.

В составе действующей армии:

Не находился

В составе Видов Вооружённых Сил:

С июля 1941 года по 15 октября 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С июля 1941 года по 15 октября 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Уральского Военного Округа.

Командир полка:

Герой Советского Союза майор Калачёв Владимир Николаевич – с августа 1941 года по 1942 год.
Майор Артамонов Иван Михайлович – с 1942 года по 1942 год.

Участие в операциях и битвах:

Подготовка лётчиков на самолётах Hurricane – c октября 1941 года по 15 октября 1942 года.

Вооружение:

Hurricane

Дислокация:

Молотов – с июля 1941 года по июнь 1942 года.
Терновой – с июня 1942 года по 15 октября 1942 года.

15 октября 1942 года на аэродроме Терновой 17-й запасной авиационный полк преобразован в Учебно-Тренировочный Центр Истребительной Авиации ПВО Территории Страны

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку.

Баршт Абрек Аркадьевич – с 1941 года по 1942 год.
Калачёв Владимир Николаевич – с августа 1941 года по 1942 год.
Молодчинин Алексей Егорович – с 1941 года по 1942 год.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку:

Молодчинин Алексей Егорович – с 1941 года по 1942 год. Побед в составе полка нет.
Московенко Василий Иванович – с 1941 года по 1942 год. Побед в составе полка нет.
Попов Иван Феоктистович – с 5 августа 1941 года по март 1942 года. Побед в составе полка нет.

Личный состав полка:

Архипов Василий Михайлович
Баршт Абрек Аркадьевич
Вишняк Василий Дмитриевич
Калачёв Владимир Николаевич
Молодчинин Алексей Егорович
Московенко Василий Иванович
Попов Иван Феоктистович
Уткин Виктор Александрович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 29 марта 2020 года.

Баршт Абрек Аркадьевич

Родился в семье служащего. Еврей. Окончил среднюю школу во Владивостоке. В РККА с 1938 года. Окончил Батайскую военную авиационную школу в 1940 году.
В действующей армии с апреля 1942 года и с того же года член ВКП(б). К апрелю 1945 года совершил 365 боевых вылетов на разведку и корректировку артиллерийского огня. Его экипаж сбил 4 самолёта противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945 года.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Военно-воздушную академию. Командовал истребительным авиаполком МиГ-17 в составе Морской авиации Тихоокеанского флота. С 1965 года полковник А. А. Баршт — в запасе.
Жил в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Работал начальником гражданской обороны крупного ленинградского завода[уточнить], начальником учебно-летной базы Российского государственного гидрометеорологического университета, возглавлял планерный клуб. Являлся вице-президентом Северо-Западного регионального управления Федерации любителей авиации России, руководителем Северо-Западного отделения всероссийского фонда «Победа-1945».
Похоронен на Никольском кладбище Алекандро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Калачёв Владимир Николаевич

Родился 10 августа 1910 года в деревне Гора (ныне — Кирилловского района Вологодской области[2]) в семье учителя. Русский.
Жил в Череповце, с 1926 года — в Ленинграде. Окончив 7 классов, в 1926—1928 годах работал подрывником на станции Чупа в «Карелмуртресте», с июня 1928 года — учеником слесаря на Ленинградском заводе «Красный химик», с февраля 1929 года — слесарем на заводе «Красный путиловец». Член ВКП(б) с сентября 1931 года[4].
В Красной Армии с июня 1932 года — по комсомольской путёвке поступил на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В декабре 1934 года окончил Энгельсскую школу военных лётчиков[4]. Служил в частях Забайкальского военного округа: лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, с декабря 1938 года — комиссаром полка[5].
Участник боёв с японскими милитаристами у реки Халхин-Гол с 23 мая по 16 сентября 1939 года; в первых 9 воздушных боях сбил 2 японских истребителя[4][5]; был ранен.
В 1939—1941 гг. был военным комиссаром 35-го истребительного авиаполка, а затем инспектором по технике пилотирования 72-й истребительной авиационной дивизии Закавказского военного округа.
С августа 1941 года майор Калачёв командовал 17-м запасным истребительным авиаполком Уральского военного округа[5]. Менее чем за полгода под его руководством были подготовлены и отправлены на фронт 6 истребительных авиационных полков на английских самолётах «Харрикейн» и 100 лётчиков на советских самолётах МиГ-3.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1942 года. Командовал 15-м истребительным авиаполком[5].
В декабре 1941 г. 15-й иап был выведен в тыл на переформирование и направлен в Чебоксары для получения самолётов и доукомплектования личным составом. Полк получил 21 самолёт ЛаГГ-3. После переучивания на новый тип самолёта, в июне 1942 года под командованием майора Калачёва полк вошёл в состав 226-й истребительной авиадивизии 2-й воздушной армии.
28 июня стал для полка трагическим. Вылеты начались в пять часов утра. В восемь стало известно, что с задания не вернулось шесть самолётов… О их судьбе до сих пор ничего не известно.
Наш аэродром был хорошо замаскирован, самолёты стояли в капонирах на опушке леса. Около 12 часов с северо-запада к аэродрому летел немецкий разведчик «Хеншель-126». Люди на аэродроме прекратили всякое движение, чтобы не демаскировать себя. Но в это время после выполнения боевого задания пошли на посадку два наших истребителя. В их баках не оставалось горючего, и один из них был в бою изрешечён осколками снарядов. Их посадку заметил «Хеншель».
Майор Калачёв был уже в кабине самолёта и через несколько секунд взмыл в воздух. Враг-разведчик не должен уйти, иначе вскоре на аэродром упадут бомбы, уничтожат людей и самолёты. Калачёв настиг врага и атаковал его. «Хеншель» развернулся, полетел в нашу сторону, маневрировал, делая крутые развороты, взмывал вверх и опускался до земли. Калачёв его упорно преследовал. Ему удалось прижать врага к земле, беспрерывно стреляя. «Хеншель» полез вверх, намереваясь развернуться в сторону леса и скрыться на фоне зелёного массива. В это время у Калачёва кончились боеприпасы. Эфир донес голос командира полка:
— Кончились боеприпасы… Иду на таран!
Он дал полный газ, быстро настиг «Хеншеля» и правой плоскостью ударил его по хвосту. От сильного удара оба самолёта разлетелись на куски.
Похоронен в парке Пионеров города Старый Оскол Белгородской области в братской могиле № 1,

Молодчинин Алексей Егорович

Родился 5 марта 1915 года в селе Каргашино (ныне Сасовский район Рязанской области). В 1930 году окончил 7 классов, в 1931 году поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в Ленинграде. Работал слесарем на Балтийском судостроительном заводе. В 1934-1935 гг. проходил срочную службу. В 1937 году снова призван в ряды Красной Армии и направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1938 году. Служил в 29-м ИАП на Дальнем Востоке. В 1941-1942 гг. - командир звена в запасном авиационном полку.
С 12 марта 1942 года лейтенант А. Е. Молодчинин на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 1-го Гвардейского ИАП (ВВС Калининского фронта). Летал на "Харрикейне", Як-1 и Як-7. 21 августа 1942 года в районе Ржева, патрулируя по линии фронта, один вступил в бой против 6 истребителей противника, сопровождавших группу бомбардировщиков. Смело атаковав врага, сорвал попытку бомбить наши позиции, сбил один Ме-109. В этом бою его машина так же была подбита, лётчику пришлось покинуть её на парашюте.
К 26 февраля 1943 года командир эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) Гвардии капитан А. Е. Молодчинин совершил 163 боевых вылета, в 27 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 4 самолёта противника (согласно материалам наградного листа - 10 лично и 7 в группе). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1068).
В июле 1943 года Гвардии майор А. Е. Молодчинин назначен командиром 482-го ИАП (322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус), летал на Ла-5. С 23 октября 1944 года - в Управлении 2-го ИАК, где летал на различных типах самолётов. К концу войны Гвардии подполковник А. Е. Молодчинин выполнил около 250 боевых вылетов, сбил 18 самолётов противника лично и 5 в группе с другими лётчиками. Сражался на Калининском, Волховском, Брянском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. 1948 году окончил Высшие авиационные курсы. Несколько лет служил на Сахалине, осваивал реактивную технику. С 1958 года Гвардии полковник А. Е. Молодчинин - в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), работал старшим техником в Ленинградском государственном ордена Ленина институте им. С. И. Вавилова. Умер 18 февраля 1978 года, похоронен на Аллее Героев Колпинского кладбища.
Награждён орденами: Ленина (24.08.1943), Красного Знамени (26.08.1942, 19.02.1943, ...), Суворова 3-й степени (22.09.1944), Красной Звезды (дважды); медалями.

Московенко Василий Иванович

Родился 8 августа 1915 года в селе Гаршино (ныне Чистопольский район Кокчетавской области Республики Казахстан). Окончил 2 курса кооперативного техникума. С 1936 года в рядах Красной Армии, по специальному набору отправлен в Сталинградское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1938 году. Служил в одном из полков 31-й САД на Дальнем Востоке. До зимы 1941-1942 гг. работал инструктором запасного авиаполка на Урале.
С марта 1942 года младший лейтенант В. И. Московенко на фронтах Великой Отечественной войны в составе 1-го Гвардейского ИАП. Был рядовым лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена. Летал на "Харрикейне", Як-7, Як-1 и Як-3. В мае 1942 года был ранен, но сумел посадить повреждённый самолёт в расположении наших войск. Перенеся 5 операций, в июне 1942 года вернулся в полк.
К концу войны командир звена 1-го Гвардейского ИАП истребительного авиационного полка (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант В. И. Московенко совершил более 140 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил лично 15 и в группе 1 самолёт противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7957).
После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов. С 1954 года Гвардии майор В. И. Московенко - в запасе. Жил в Житомире (Украина), а с 1999 года - в Ростове-на-Дону. Умер 1 августа 2001 года.
Награждён орденами: Ленина (27.06.1945), Красного Знамени (08.08.1943, 05.04.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (12.07.1944), Красной Звезды; медалями.

Попов Иван Феоктистович

Родился 25 сентября (по другим данным - 30 декабря) 1911 года в городе Тихорецке (Краснодарский край). В 1927 году окончил 7 классов средней школы. По 1930 год учился в профтехшколе, одновременно работал слесарем на паровозоремонтном заводе в городе Тихорецке. В 1932 году окончил рабфак Ростовского автомобильно-дорожного института. С декабря 1933 года работал слесарем-механиком на заводе им. Менделеева в Ленинграде. В мае 1934 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. В августе 1936 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 60-й ИАЭ ВВС Московского военного округа (в Монино). В сентябре 1937 года (в составе эскадрильи) переведён на Дальний Восток, где служил командиром звена. С сентября 1938 года лейтенант И. Ф. Попов - командир звена в 3-м ИАП, с июня 1940 года - помощник командира эскадрильи. С февраля 1941 года учился на Курсах усовершенствования начсостава (в Полтаве), где и встретил начало войны.
С 5 августа 1941 года служил в 17-м ЗАП (город Пермь) в должности заместителя командира эскадрильи, с января 1942 года - командир эскадрильи. С апреля 1942 года - командир эскадрильи 435-го ИАП (ВВС 19-й Армии, Карельский фронта), летал на "Харрикейне". С июля по октябрь 1942 года - командир эскадрильи 835-го ИАП (Карельский фронт), продолжая летать на "Харрикейне". С апреля 1943 года воевал в составе 812-го ИАП, где летал на Як-1 и Як-9. С июня 1943 года капитан И. Ф. Попов - штурман полка, с 10 января 1944 года - командир полка. Сражался на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском и 1-м Белорусском фронтах.
11 декабря 1944 года командир 812-го истребительного авиационного полка (265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронта) подполковник И. Ф. Попов погиб в авиационной катастрофе. Всего совершил более 150 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 24 самолёта противника. Похоронен в братской могиле посёлка Домачево (Брестская область).
Награждён орденами: Красной Звезды (20.06.1942), Красного Знамени (24.12.1943, 10.09.1944), Александра Невского (29.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (25.05.1944); медалью "За боевые заслуги".


Рецензии