22-й запасной авиационный полк

22-й запасной авиационный полк.

(вч пп ?????)

(краткая историческая справка)

22-й запасной авиационный полк сформирован 25 сентября 1941 года на аэродроме Кинешма.

Нахождение в строю:

С 25 сентября 1941 года по 30 января 1946 года.

В составе действующей армии:

Не находился

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 25 сентября 1941 года по 30 января 1946 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 25 сентября 1941 года по 30 января 1946 года – в составе Военно-Воздушных Сил Московского Военного Округа.

В составе бригад:

С 15 мая 1942 года по 30 января 1946 года – в составе 6-й запасной авиационной бригады.

Командир полка:

Подполковник Бочаров

Участие в операциях и битвах:

Подготовка маршевых полков на истребителях американского и английского производства

Награждены орденами СССР:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года. Москва.

Друзенков Павел Иванович. Лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года. Москва.

Шеберстов Константин Яковлевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами №067/н от 7 октября 1944 года. Москва.

Афанасьев Юрий Васильевич. Лейтенант. Помощник начальника отделения кадров полка. Орден Красного Знамени.

Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами №09/н от 21 февраля 1945 года. Москва.

Голдобин Михаил Александрович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красной Звезды(2)

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

Дислокация:

Кинешма – с 25 сентября 1941 года по март 1942 года.
Иваново – с марта 1942 года по 30 января 1946 года.

30 января 1946 года на аэродроме Иваново 22-й запасной авиационный полк преобразован в 51-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку.

Грязнов Кирилл Васильевич – с 1941 года по июнь 1942 года.
Докашенко Николай Григорьевич – с 1943 года по июнь 1944 года.
Оборин Александр Васильевич – с июня 1943 года по август 1943 года.
Образцов Борис Александрович – с декабря 1945 года по 30 января 1946 года.

Герои России проходившие службу в полку.

Шикунов Фёдор Иванович – с июня 1942 года по октябрь 1943 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку:

Артемченко Степан Савельевич – с сентября 1942 года по апрель 1943 года. Побед в составе полка нет.
Благов Виктор Алексеевич – с декабря 1942 года по январь 1943 года. Побед в составе полка нет.
Докашенко Николай Григорьевич – с 1943 года по июнь 1944 года. Побед в составе полка нет.
Оборин Александр Васильевич – с июня 1943 года по август 1943 года. Побед в составе полка нет.
Филиппченко Фёдор Васильевич – с апреля 1943 года по июль 1943 года. Побед в составе полка нет.
Шеберстов Константин Яковлевич – с августа 1942 года по 30 января 1946 года. Побед в составе полка нет.
Шикунов Фёдор Иванович – с июня 1942 года по октябрь 1943 года. Побед в составе полка нет.

Личный состав полка:

Андреев Борис Иванович
Артемченко Степан Савельевич
Афанасьев Юрий Васильевич
Благов Виктор Алексеевич
Вермин Николай Никифорович
Вирич Дмитрий Васильевич
Володкин Серафим Иванович
Голдобин Михаил Александрович
Грязнов Кирилл Васильевич
Докашенко Николай Григорьевич
Друзенков Павел Иванович
Евдошенко Виктор Иванович
Жуков Александр Васильевич
Зинченко Михаил Матвеевич
Зубарев Пётр Николаевич
Кривц Лазарь Иосифович
Крутских Василий Романович
Крутьков Виктор Сергеевич
Оборин Александр Васильевич
Оботин Андрей Павлович
Образцов Борис Александрович
Перекрест Александр Иосифович
Полещук Николай Андреевич
Прокофьев Виктор Михайлович
Селиверстов Александр Дмитриевич
Тверетников Терентий Леонтьевич
Филиппченко Фёдор Васильевич
Филатов Дмитрий Трофимович
Хейфиц Владимир Соломонович
Цветкова Екатерина Васильевна
Чугунов Иван Алексеевич
Шеберстов Константин Яковлевич
Шикунов Фёдор Иванович
Школьников Арон Борисович
Шмачков Петр Петрович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 7 апреля 2020 года.

Артемченко Степан Савельевич

Родился 27 января 1922 года в селе Андреевка (ныне Бердянский район Запорожской области Украины). В 1937 году окончил 7 классов средней школы. Работал электриком на комбинате "Запорожсталь". С января 1941 года в рядах Красной Армии. В сентябре 1942 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил пилотом 22-го ЗАП (6-я ЗАБ в городе Иваново, Московский военный округ), с апреля 1943 года - пилот 17-го ИАП (6-я ЗАБ), с апреля 1944 года - лётчик 17-го ИАП (190-я ИАД).
С июня 1944 года младший лейтенант С. С. Артемченко на фронтах Великой Отечественной войны. Был лётчиком, затем старшим лётчиком в 17-м ИАП. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, взятии Кёнигсберга. Летал на "Аэрокобре". Совершил 101 боевой вылет, провёл 19 воздушных боёв, лично сбил 6 самолётов противника. 16 января 1945 года был сбит и до 7 апреля 1945 года находился в плену (в Кёнигсберге). После освобождения из плена вернулся в полк.
С июля 1945 года - командир звена 17-го ИАП (190-я ИАД, 9-я Воздушная армия, Приморский военный округ). Участник Советско-Японской войны 1945 года в должности командира звена 17-го ИАП (190-я ИАД, 9-я Воздушная армия, 1-й Дальневосточный фронт). Совершил 4 боевых вылета на "Кингкобре".
С апреля 1946 года - заместитель командира и штурман эскадрильи 17-го ИАП (190-я ИАД, 2-й САК, 9-я Воздушная армия, Приморский Военный округ), с апреля 1949 года - заместитель командира аэскадрильи 17-го ИАП (190-я ИАД, 6-й ГИАК, 54-я Воздушная армия), с марта 1950 года - командир эскадрильи 17-го ИАП (190-я ИАД, 65-й ИАК, 54-я Воздушная армия).
 25 марта 1951 года по 20 февраля 1952 года майор С. С. Артемченко находился в правительственной командировки в КНР, где участвовал в воздушных боях над территорией КНДР. В небе Кореи совершил 152 боевых вылета, провёл 64 воздушных боя, лично сбил 6 самолётов ВВС США.
С февраля 1952 года - старший штурман 303-й ИАД (54-я Воздушная армия, Дальний Восток). С ноября 1961 года полковник С. С. Артемченко - в запасе. Жил в городе Запорожье (Украина). Умер 17 августа 2009 года.
Награждён орденами: Красного Знамени (27.12.1944, 15.05.1945, 10.10.1951, 23.09.1952 ), Отечественной войны 1-й степени (30.09.1945), Отечественной войны 2-й степени (22.08.1944, 11.03.1985), Красной Звезды (14.05.1956, 30.12.1956); медалями.

Благов Виктор Алексеевич

Родился 10 февраля 1923 года в городе Раменское Московской области. В 1938 году окончил 7 классов средней школы. С декабря 1940 года в рядах Красной Армии. 27 сентября 1942 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В декабре 1942 года направлен пилотом в 22-й ЗАП (6-я ЗАБ Московского военного округа). С января 1943 года - лётчик 17-го ИАП (6-я ЗАБ МВО).
На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1944 года по 8 мая 1945 года. Был старшим лётчиком, затем командиром звена 17-го ИАП (190-я ИАД, 11-й ИАК, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский и 3-й Белорусский фронты). Выполнил 160 боевых вылета, провёл 15 воздушных боёв и сбил лично 3 самолёта противника. Участник войны с Японией в августе 1945 года, в качестве командира звена 17-го ИАП (190-я ИАД, 12-я Воздушная армия, Забайкальский фронт), выполнил 3 боевых вылета.
С декабря 1946 года старший лейтенант В. А. Благов - начальник воздушно-стрелковой службы 190-й ИАД (9-я Воздушная армия, Приморский военный округ). С октября 1948 года - командир звена, заместитель командира эскадрильи 17-го ИАП (303-я ИАД, 65-й ИАК, 54-я Воздушная армия, Приморский военный округ).
В период с 25 марта 1951 года по 25 февраля 1952 года - заместитель командира эскадрильи по лётной подготовке 17-го ИАП (303-й ИАД, 64-й ИАК), участник боевых действиях в небе КНДР. Совершил около 130 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв и лично сбил 4 самолёта противника.
С 19 февраля 1952 года - помощник ВСС командира 18-го Гвардейского ИАП (303-я ИАД, 54-я Воздушная армия, Приморский военный округ). С января 1954 года - командир эскадрильи 18-го Гвардейского ИАП, с сентября 1954 года - заместитель командира эскадрильи по лётной части 18-го Гвардейского ИАП. 19 декабря 1958 года майор В. А. Благов - в запасе.
Награждён орденами: Красного Знамени (06.05.1945, 17.02.1951), Отечественной войны 1-й степени (15.05.1945, 30.09.1945), Отечественной войны 2-й степени (28.08.1944, 11.03.1985), Красной Звезды (25.09.1952); медалью "За боевые заслуги" (17.05.1951).

Грязнов Кирилл Васильевич

Родился 25 июня 1921 года в селе Меховицы (ныне — Савинский район Ивановской области) в семье бухгалтера. Окончил неполную среднюю школу. Учился в Ивановском текстильном техникуме, одновременно занимался в аэроклубе. В 1940 году Грязнов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Учился в Алсуфьевской школе пилотов, затем был переведён в Балашовскую военную авиационную школу пилотов. Окончил последнюю в 1941 году. Служил в 22-м запасном авиаполку в Иваново. Начало Великой Отечественной войны встретил курсантом Краснодарского объединённого военного авиационного училища. С июня 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Служил на различных командных должностях, имел специальность корректировщика-разведчика. Эффективно производил воздушную разведку. Так, например, только за 7 февраля 1944 года Грязнов обнаружил 87 вражеских артиллерийских батарей. Зимой 1944 года под городом Идрица Псковской области самолёт Грязнова был сбит, лётчик приземлился на вражеской территории и в течение нескольких дней пробирался к линии фронта.
К октябрю 1944 года старший лейтенант Кирилл Грязнов был заместителем командира эскадрильи 206-го отдельного корректировочного разведывательного авиаполка 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. К тому времени он совершил 118 боевых вылетов на разведку и корректировку артиллерийского огня, доставив большое количество ценных данных о противнике.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» старший лейтенант Кирилл Грязнов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 4198.
Принимал участие в освобождении Прибалтики, боях в Восточной Пруссии. За время своего участия в войне Грязнов совершил 130 боевых вылетов, обеспечив уничтожение 29 артиллерийских батарей противника, сфотографировав около 24 тысяч квадратных километров площади его обороны. После окончания войны он продолжал службу в Советской Армии. В 1951 году он окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов. В 1957 году в звании полковника Грязнов был уволен в запас. Проживал в Краснодаре, до 1977 года работал инженером по благоустройству Пашковского поселкового совета, затем до 1993 года — инженером отдела кадров управления «Краснодаравтодор». Активно занимался общественной деятельностью. Скончался 23 сентября 2000 года, похоронен на Славянском кладбище Краснодара.
Был также награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Славы 3-й степени, а также рядом медалей.
Мемориальная доска в память о Грязнове установлена Российским военно-историческим обществом на школе села Вознесенье, где он учился.

Докашенко Николай Григорьевич

Родился 20 ноября 1921 года в селе Кондратовка, ныне Сумского района Сумской области (Украина). В 1939 году окончил 9 классов в селе Солохаты Сумской области и местный аэроклуб. С 19 июня 1941 года в рядах Красной Армии. В 1943 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 22-м запасном авиационном полку (6-я запасная авиационная бригада, Московский военный округ).
С июня 1944 года младший лейтенант Н. Г. Докашенко в действующей армии. По май 1945 года был лётчиком, затем старшим лётчиком (с ноября 1944 года) 17-го ИАП (11-й ИАК, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский и 3-й Белорусский фронты). Участвовал в освобождении Прибалтики, Кёнигсбергской операции. Летал на Р-39 "Аэрокобра". Совершил 113 боевых вылетов, провёл 7 воздушных боёв, лично сбил 2 самолёта противника. До июля 1945 года служил в Германии. Затем полк был переброшен в Приморский военный округ. Участник советско-японской войны в августе 1945 года в должности старшего лётчика 17-го ИАП (9-я Воздушная армия, 1-й Дальневосточный фронт). Летал на Р-63 "Кингкобра", совершил 3 боевых вылета, побед не имел.
С 31 марта 1951 года капитан Н. Г. Докашенко - заместитель командира эскадрильи по лётной части. С 19 февраля 1952 года - командир эскадрильи 17-го ИАП (303-я ИАД). Участник боевых действий в КНДР. В Корее совершил 148 боевых вылетов и участвовал в 45 воздушных боях, в которых лично сбил 9 самолётов ВВС США. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1952 года капитан Докашенко Николай Григорьевич удостоен звания Героя Советского Союза.
С ноября 1955 года майор Н. Г. Докашенко - помощник командира 17-го ИАП по огневой и тактической подготовке, а с апреля 1958 года подполковник Н. Г. Докашенко - заместитель командира 17-го ИАП по лётной части. В июне 1959 года прикомандирован к ДОСААФ. С июля 1959 года - начальник Курганского областного аэроклуба. С мая 1960 года полковник Н. Г. Докашенко - в запасе. Жил в городе Сумы. Работал в Сумском областном комитете ДОСААФ. Умер 22 февраля 1992 года.
Награды: орден Отечественной войны 1-й степени (15.12.1944 г. - за бои в ВОВ), орден Красного Знамени (06.05.1945 г. - за бои в ВОВ), орден Отечественной войны 1-й степени (15.05.1945 г. - за бои в ВОВ), орден Красной Звезды (30.08.1945 г. - за Советско-Японскую войну), медаль "За боевые заслуги" (19.11.1951 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (17.12.1951 г. - за бои в Корее), медаль "Золотая Звезда" № 10867 (22.04.1952 г. - за бои в Корее), орден Ленина (22.04.1952 г. - со званием Героя Советского Союза), орден Красной Звезды (30.12.1956 г. - за выслугу лет), орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. - к 40-летию Победы); медали.

Оборин Александр Васильевич

Родился 22 марта 1908 года в посёлке Нытва (ныне город Пермского края), по другим данным - в деревне Нижняя Гаревая (ныне Нытвенский район). Окончил 7 классов. В 1927-1929 гг. работал машинистом листопрокатного цеха Лысьвенского металлургического завода. С 1929 года в рядах Красной Армии. В 1932 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1933 году - 14-ю Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков.
С июля 1941 года батальонный комиссар А. В. Оборин на фронтах Великой Отечественной войны в должности комиссара эскадрильи 32 "А" ИАП, летал на И-16. С августа 1941 года по май 1942 года служил в 184-м ИАП в звании старшего политрука, продолжал летать на И-16. С сентября 1942 года по январь 1943 года командовал эскадрильей в 563-м ИАП (Сталинградский фронт), где летал уже на Як-1. В августе 1943 года майор А. В. Оборин назначен командиром 438-го ИАП, летал на американской "Аэрокобре". В мае и июне 1944 года воевал над территорией Румынии, затем полк был переведён на 1-й Украинский фронт, где участвовал в Львовско-Сандомирской операции.
7 августа 1944 года командир 438-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) подполковник А. В. Оборин в воздушном бою над Сандомирским плацдармом в районе поселка Лагув (31 км юго-восточнее города Кельце, Польша) таранил вражеский истребитель, но погиб и сам.
Всего совершил 283 боевых вылета, в 119 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 4 самолёта противника, уничтожил 1 аэростат наблюдения в паре. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1944 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами: Ленина (23.10.1942, 10.04.1944), Красного Знамени (30.10.1941, 07.11.1941, 03.04.1944), Красной Звезды (03.11.1944); медалями. Имя Героя занесено в книгу почётных граждан города Нытва. В марте 1975 года пионерской организацией школы № 1 было присвоено имя А. В. Оборина, а в парке школы воздвигнут памятник Герою.

Образцов Борис Александрович

Родился 7 апреля 1923 года в городе Вологде в семье рабочего. В 1940 году окончил 9 классов средней школы. С 1941 года в рядах Красной Армии, в июле 1941 года поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1944 году.
С июля 1944 года - лётчик 2-го запасного авиационного полка Московского военного округа. В этом же месяце был направлен в 853-й ИАП (2-я ЗАБ, МВО) для перегонки самолётов на фронт. В сентябре 1944 года вернулся и был направлен в состав 1-го ЗАП МВО. В октябре 1944 года вновь направлен в состав 853-го ИАП для перегонки самолётов на фронт.
С декабря 1945 года был лётчиком-инструктором 51-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка МВО, с июня 1946 года - на такой же должности в 50-м отдельном УТАП МВО. В сентябре 1946 года направлен для дальнейшей службы лётчиком в 171-й ИАП (14-й ИАК, 1-я Воздушная армия). В марте 1947 года - старший лётчик 171-го ИАП (315-й ИАД). В апреле 1949 года направлен для дальнейшей службы в 176-й Гвардейский ИАП (324-я ИАД МВО). В ноябре 1950 года - старший лётчик 176-го Гвардейского ИАП.
В декабре 1950 года вместе с полком убыл в правительственную командировку в КНР. В качестве старшего лётчика 176-го Гвардейского ИАП принимал участие в оказании интернациональной помощи народам КНР и КНДР в период войны на Корейском полуострове в 1950-1953 гг. С 1 апреля по 11 июля 1951 года совершил 56 боевых вылетов и участвовал в 18 воздушных боях, в которых лично сбил 4 самолёта противника. 11 июля 1951 года погиб в воздушном бою.
10 октября 1951 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, старшему лейтенанту Б. А. Образцову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 14 января 1952 года навечно зачислен в списки своего полка.
Награды: медаль "За боевые заслуги" (19.11.1950 г. - за выслугу лет), орден Красного Знамени (02.06.1951 г. - за бои в Корее), орден Ленина (10.10.1951 г. - за бои в Корее, посмертно), медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза (10.10.1951 г. - за бои в Корее, посмертно).

Филиппченко Фёдор Васильевич

Родился 28 октября 1915 года на хуторе (ныне село Весёлая Победа, Ростовская область). В 1931 году окончил 7 классов сельской школы, в 1933 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) Ростовского завода "Сельмаш", в 1934 году - 8-й класс вечерней школы при этом же заводе. С марта 1931 года по июль 1935 года работал на заводе "Сельмаш" токарем. С 22 августа 1935 года в рядах Красной Армии, по ноябрь 1937 года учился в 7-й Сталинградской военной школе лётчиков. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком в Киевском военном округе: до марта 1938 года - в 36-й ИАЭ (56-я ИАБ), до мая 1938 года - в 28-м ИАП.
Участник гражданской войны в Испании с 10 июня по 15 октября 1938 года. Был пилотом истребителя И-16, совершил 2 боевых вылета, участвовал в 2 воздушных боях, лично сбил истребитель противника. 23 июля 1938 года был легко ранен в левую руку и левую ногу во время воздушного боя над Валенсией, сел на повреждённом самолёте на ближайшем аэродроме. После лечения в госпитале, отправлен в СССР. 31 декабря 1938 года присвоено воинское звание "старший лейтенант".
Вернувшись в СССР, продолжал службу в Киевском военном округе. С октября 1938 года по июль 1939 года - начальник химической службы эскадрильи 28-го ИАП. Затем, до августа 1940 года, командовал 94-м отдельным звеном связи. С 15 сентября по 15 октября 1939 года участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. С августа 1940 года - заместитель командира эскадрильи и штурман эскадрильи 12-го ИАП.
С 22 июня 1941 года старший лейтенант Ф. В. Филипченко на фронтах Великой Отечественной войны в составе 12-го ИАП, летал на И-16. С июня по август 1942 года командовал эскадрильей в 13-м ИАП, летал на ЛаГГ-3. 19 сентября 1942 года за аварию самолёта приговорён к 5 годам лишения свободы, наказание заменено направлением в отдельную штрафную авиационную эскадрилью при 296-м ИАП (268-й ИАД). Будучи там командиром эскадрильи, по декабрь 1942 года выполнил 37 боевых вылетов на Як-1 и лично сбил 2 самолёта противника, искупив вину. Затем, до апреля 1943 года, командовал эскадрильей в 73-м Гвардейском ИАП, где продолжал летать на Як-1. К 6 февраля 1943 года выполнил 164 боевых вылета, в 64 воздушных боях сбил 5 самолётов противника лично и 4 в составе группы (по данным наградного листа имел 6 личных и 3 групповые победы). Сражался на Юго-Западном, Южном, Сталинградском фронтах. 25 марта 1943 года присвоено воинское звание "капитан".
С апреля по июль 1943 года служил в Московском военном округе, командовал эскадрильей 22-го ЗАП (3-я запасная авиационная бригада). Затем был назначен командиром звена в 1-ю КПАД ГВФ, и до конца войны в составе 20-го и 5-го ПАП перегонял американские самолёты по ленд-лизу с Аляски в Якутск. Лично перегнал 223 самолёта. Участник Советско-Японской войны в августе 1945 года.
С декабря 1945 служил в Южной группе войск (Венгрия). 31 октября 1946 года присвоено воинское звание "майор". С декабря 1950 года по ноябрь 1951 года - слушатель Липецких Высших офицерских лётно-тактических курсов. Затем продолжал службу в авиации ПВО. 23 декабря 1950 года присвоено воинское звание "подполковник", а 18 октября 1958 года - "полковник". С 30 сентября 1960 года - в отставке. Жил в Ростове-на-Дону. Умер 24 апреля 1992 года.
Награждён орденами: Красного Знамени (23.02.1939, 25.03.1943, 09.03.1956, 30.12.1956), Отечественной войны 1-й степени (14.09.1945, 11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями "За оборону Сталинграда" (22.12.1942), "За победу над Германией" (09.05.1945), "За победу над Японией" (1945), "За боевые заслуги" (06.11.1945), "30 лет Советской Армии и Флота" (22.02.1948).

Шеберстов Константин Яковлевич

Родился 14 марта 1919 года в деревне Дерябиха, ныне Кохомского района Ивановской области. В 1935 году окончил 8 классов местной средней школы. Через год поступил в аэроклуб, который закончил в 1939 году, после чего 25 декабря 1939 года поступил в Ульяновскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в конце 1940 года и был оставлен в ней на должности лётчика-инструктора.
С началом Великой Отечественной войны младший лейтенант К. Я. Шеберстов продолжал службу в качестве лётчика-инструктора в Ульяновской ВАШП Приволжского военного округа, готовил кадры для фронта. В июле 1942 года направлен в особую группу по перегонке самолётов Р-39 "Аэрокобра" на фронт, в которой находился более месяца. В августе 1942 года назначен лётчиком-инструктором в 22-й запасной авиационный полк Московского военного округа, в котором прослужил до конца войны, дослужившись до заместителя командира авиаэскадрильи по лётной части.
В течение войны Шеберстов дважды посылался на фронт на боевые стажировки. В сентябре 1943 года он и ещё несколько инструкторов 22-го ЗАП попали на 1-й Белорусский фронт в 30-й Гвардейский ИАП, в составе которого выполняли боевые вылеты в период с 15 сентября 1943 года по 28 февраля 1944 года. За это время лейтенант Шеберстов выполнил около 20 боевых вылетов на боевые задания, имел несколько встреч с самолётами противника, но побед не одерживал. За эту боевую командировку, а также за успешное обучение лётного состава лейтенант Шеберстов был награждён первым боевым орденом - Красной Звезды.
Вторая боевая стажировка у лейтенанта Шеберстова состоялась осенью 1944 года. На этот раз он попал на 1-й Прибалтийский фронт в 821-й ИАП, в составе которого воевал в качестве старшего лётчика с 5 сентября по 10 ноября 1944 года. За это время выполнил более 20 боевых вылетов, провёл несколько воздушных боёв, в которых лично сбил 2 самолёта противника. За успехи награждён вторым боевым орденом - Красного Знамени.
После окончания Великой Отечественной войны и расформирования 22-го ЗАП лейтенант Шеберстов в феврале 1946 года был направлен в 51-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк Московского военного округа на должность заместителя командира эскадрильи по лётной части, в составе которого он прослужил около полугода. В сентябре 1946 года специальной комиссией старший лейтенант К. Я. Шеберстов был отобран для прохождения службы в составе элитного 176-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД) Московского военного округа, куда он прибыл в конце сентября 1946 года. С апреля 1947 года - заместитель командира эскадрильи. В июле 1949 года присвоено воинское звание - капитан, в октябре 1950 года становится военным лётчиком 2-го класса и назначается командиром 1-й эскадрильи данного полка.
С декабря 1950 года по февраль 1952 года принимает участие в боевых действиях на территории КНДР в составе 176-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК), сначала в качестве командира авиаэскадрильи, а с 13 июня 1951 года в качестве помощника командира полка по тактике. С апреля 1951 года по февраль 1952 года Гварди майор К. Я. Шеберствов (звание присвоено ему 30 октября 1951 года) совершил более 120 боевых вылетов, участвовал в более 50 воздушных боях, в которых официально сбил 13 самолётов ВВС США.
После возвращения в СССР продолжил службу в составе 176-го Гвардейского ИАП (52-я Воздушная армия, ПВО Московского военного округа) на должности заместителя командира полка, а также лётчика-инспектора по технике пилотирования и теории полёта. 23 марта 1953 года погиб в авиационной катастрофе.
Награды: орден Красной Звезды (22.08.1944 г. - за обучение лётчиков в ЗАП), орден Красного Знамени (09.10.1944 г. - за боевую стажировку), орден Отечественной войны 1-й степени (27.12.1944 г. - за боевую стажировку), медаль "За боевые заслуги" (21.02.1945 г. - за обучение лётчиков в ЗАП), орден Красного Знамени (02.06.1951 г. - за бои в Корее), орден Красного Знамени (10.10.1951 г. - за бои в Корее).

Шикунов Фёдор Иванович

Родился 17 июня 1921 года в городе Майкопе (ныне столица Республики Адыгея). В 1938 году окончил среднюю школу № 9. Работал продавцом на лесомебельном заводе, в июне 1939 года окончил Майкопский аэроклуб. С 1 августа 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Таганрогскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком-инструктором.
С июня 1942 года лейтенант Ф. И. Шикунов на фронтах Великой Отечественной войны, был лётчиком-инструктором 22-го запасного авиационного полка (6-я запасная авиационная бригада, ВВС Московского военного округа). В действующей армии с 5 октября 1943 года в должности командира звена 69-го Гвардейского истребительного авиационного полка (23-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия), летал на американской "Аэрокобре". В ноябре 1943 года назначен заместителем командира эскадрильи, в апреле 1944 года - командиром эскадрильи. К июлю 1944 года выполнил 128 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 18 самолётов противника. Представлялся к званию Героя Советского Союза, но тогда оно не было реализовано.
15 марта 1945 года Гвардии капитан Ф. И. Шикунов был сбит зенитным огнём при выполнении боевого задания по блокированию с воздуха немецкого аэродрома Нейссе в районе города Фридевальде. Похоронен на центральной площади города Бриг (ныне город Бжег в Опольском воеводстве Польши). К тому времени выполнил 212 боевых вылетов, в 52 воздушных боях лично сбил 21 самолёт противника (из них 3 - не подтверждено). Указом Президента Российской Федерации № 619 от 2 мая 1996 года посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации (медаль "Золотая Звезда" № 270).
Награждён орденами: Александра Невского (29.04.1944), Красного Знамени (21.06.1944, 22.10.1944), Отечественной войны 1-й степени (13.05.1945, посмертно), Красной Звезды (04.11.1943); медалями.


Рецензии