Радостея

  Перебирая в Интернете  образцы вязаных игрушек, я случайно ( случайно ли? – вот в чём вопрос!) наткнулась на куколку Счастье. Наши предки делали таких красавиц из лоскутков, чтобы кукла оберегала их от печалей-горестей, приносила хозяйке всё, что включается в понятие «счастье»: и здоровье, и хорошую семью, и материальное благополучие. Ну, а поскольку всё же в руках у меня был вязальный крючок, то связать куколку, в сарафане, с длинной косой, было парой пустяков. «Ну-ка, – подумала я, – свяжу своим девчоночкам-внучкам такую куколку. Тем более что такую барышню, скрученную из лоскутков, я уже давно купила на ярмарке. Так внучек-то уже две, а кукла Счастье пока всего одна».

  Связала. Понравилось. «А какие куклы ещё были в старину?» – поинтересовалась я. И потянулась ниточка от одной красавицы вязаной к другой. Счастье, Мамушка, Перевёртыш, Подорожница, Травница, Ангел, День-Ночь, Многоручка…

  Стоп! Одна мысль вдруг остановила моё вязание. Куклы мои – это для внучек только игрушки, но если я хочу показать им, какие народные куклы на самом деле бытовали в старину, то нужно вязание отложить и браться за тряпочки-лоскуточки…

  Так я и сделала. И началась эпоха экскурсий в историю. Сначала я сделала простую куклу-столбушку. Столбушка-простушка, девчонкам подружка.  Потом вспомнила, что в  серванте стоит куколка Колокольчик, подаренная мне коллегой. Достала  куклу Колокольчик – повторила по образцу, сделала ещё одну…

  Новое хобби – это как влюблённость. Можно с утра до вечера куклы крутить, а ночью ворочаться от бессонницы, решая, какую же куклёху начать утром. В доме все старые одёжки были порваны на лоскутки, нитки стали попадаться на глаза везде.
Начала из лоскутков делать те куклы, которые уже были связаны. И продолжала добывать информацию в родном Интернете. В статьях о  народных куклах авторы честно признавались, что учесть все известные виды кукол практически невозможно, но предположительно до наших дней их  дошло около восьмидесяти или девяноста. «Ого! Это же крутить не перекрутить!» – обрадовалась я и с ещё большим энтузиазмом взялась за работу.

  Среди первых народных  кукол-мотанок, как их называют, или кукол-лоскутушек, как я сама их называю, была кукла с  тёплым и ласковым названием Радостея. История куклы была удивительно трогательной, обросла красивыми легендами. Ручки куколка из-за особой технологии изготовления всегда держала поднятыми вверх. И по крестьянским поверьям, всегда приходила на помощь тем, кто оказался в тёмной полосе, утратил надежду, впал в уныние. Куклу и дарили со словами: «Не унывай! Рук не опускай!» Как будто куколка радостным возгласом приветствовала на пороге долгожданных гостей, несущих в дом улыбки и радость, свет и тепло, доброту и любовь.  Обычно такие обереги дарили в Рождество или на Благовещенье – как символ радости, оптимизма, хорошего настроения. Женщины, принимая такой подарок, понимали: их основная задача в жизни – творить и дарить радость окружающим людям.
Я с первого взгляда в эту красавицу влюбилась. Воображение наделило её той энергией и силой, которая нужна в дни неудач и уныния. Всего лишь смотреть на задорно воздетые к небу руки уже было радостно, хотелось улыбаться. А в куколке ещё и лоскутки оказались с зашифрованным  кодом радости. Вот этот лоскуток с узором из красных геометрических фигур – из того куска фланели, который был когда-то куплен на пелёнки. Оживает в памяти светлый период ожидания первенца. А вот это – лоскуток от старого зелёного халата. Сразу мамочка вспоминается, потому что халат был яркий, нарядный, и куплен он был, когда я ехала в отпуск  к маме. А передничек у  куклы – из маминого платочка с незабудками. Особый рисунок – код памяти. А на голове у куклы платочек – это моя старая футболка, которая вобрала в себя солнце юга, морской воздух, воспоминание о чудесных днях на берегу Чёрного моря.

  Не одну Радостею я сделала, полюбилась мне эта куколка, прикипела я к ней душой. И подругам дарила, и знакомым. И главное – с куколок Счастье и Радостея начался цикл стихов, посвящённых куклам. Потому что первые стихи о куклах я написала именно о них – о Счастье и о Радостее. Хотелось ещё и словом выразить то, что в куклах было спрятано в одёжках, в ярких красках, в радостном приветствии рук.

Вестница из глубины веков,
кукла из народа – Радостея!
Из весёлых, ярких лоскутков
мастериц нехитрая затея.

Радостным приветствием она
всех гостей встречает на пороге,
приглашая нас в те времена,
где ещё языческие боги,

сельское в почёте ремесло,
а на печке – бабушкины сказки...
Мир тот вспоминается тепло,
он к ребёнку терпелив и ласков.

"Рук не опускай! – велит она. –
Не сдавайся! Наберись терпенья!
Радости ещё полным-полна
жизнь твоя – и  будет вдохновенье!

Радость людям ты твори сама,
даже если зимы на пороге!
И отступит стылая зима,
и откроет Радость нам дороги!"

Радостея! Верю я тебе!
Рук не опускай! В них крылья радуг!
Выбор есть всегда в любой судьбе –
мы с тобою выбираем Радость.


  Когда все более-менее подходящие лоскутки из старых одёжек закончились, а их было не так уж и много, я отправилась в магазины тканей. Уже после первых набегов на такие торговые точки я поняла, что до меня тоже добралась опасная для рукодельниц болезнь под названием ОРЗ – острое рукодельное заболевание. Оно не значится в списке  Всемирной организации здравоохранения, но наносит ущерб семейному быту. После того, как в доме появились красивые новые «тряпочки», можно ли было заставить себя заниматься рутинными домашними делами?
И началось…
 
  Вскоре кукол  дома стало так много, что понадобились дополнительные полки. В орбиту моего увлечения поневоле попал муж, который из роли снисходительного наблюдателя за новым увлечением жены был переведён  на должность штатного кукольного фотографа. И полки пришлось тоже делать ему, ибо он опасался, что куклы скоро переберутся и в его личное пространство. Старательно сделал в угол моей комнаты стеллаж из пяти полок…
  – Ну, матушка,  теперь тебе этих полок надолго хватит, – заканчивая работу, улыбнулся муж.

  Он ошибался. Кукол как будто аист приносил каждый день – на новых полках им становилось всё теснее. Не прошло двух месяцев, как возникла толкотня среди кукол: каждой хотелось занять место получше, чтобы видно было их красоту. Пришлось сделать следующий шаг: пообещать девушкам-красавицам, что в тесноте они временно, а вот скоро я их в люди выведу, там им будет просторно, их красотой и мудростью смогут полюбоваться не только домашние и знакомые, а ещё и незнакомые люди.

  Куклы толкаться перестали. Таинственные слова «выставка», «музей» их заворожили. А мастерице, добравшейся в кукольном царстве до обещанной Интернетом  сотни кукол, захотелось своими знаниями поделиться…

  Это я вроде сказку начала рассказывать, а на самом деле  история вполне реальная, и герои этой истории живут в нашем посёлке. В поисках тех женщин-единомышленниц, которые бы разделили моё увлечение народными куклами, я вышла случайно (опять случайно ли?) на психоневрологический интернат, находящийся в нашем посёлке. Женщины там разные, у всех в судьбах есть и беда, и предательство близких, и болезнь.  И возраст у всех разный, и способности к рукоделию тоже разные. Вот Нина и Вика легко делают куклы, только послушав моё объяснение. А кто-то после инсульта – руки работают плохо, не слушаются, нуждаются в помощи. А кто-то вообще первый раз в жизни взялся за лоскутки и красные клубочки ниток. Но после каждого занятия у нас в руках и в душе остаётся радость. Радость, что сделали своих тряпичных барышень, что можем их подарить кому-нибудь или оставить себе, чтобы улыбаться этим куколкам, когда тучи солнышко закроют. Радость от общения на этих женских посиделках. Мы и сказки о куклах читаем, и стихи, и о жизни говорим. Ну, и , конечно, я о куклах рассказываю всё, что знаю: и для чего куколка предназначена, и как сделать, и  какие ошибки мастериц могут подстерегать, и какие качества  самой мастерице нужны, чтобы куколка получилась ладной и аккуратной, как девушка на выданье.

  За  год кукольная мастерская в интернате сделала  два десятка разных народных кукол. Начали с Вербницы, дело было накануне Вербного Воскресенья. А потом  в списке  сделанных кукол одна за другой появлялись куклы  Ангел, Подорожница, Капустка, Колокольчик, Веснянка, Бабочка, Желанница, Хороводница, Северная Берегиня…  От одних названий радостно в душе и хочется улыбаться друг другу.
В ходе работы и познакомились поближе, и сроднились. И неизвестно, кто кому  тут больше нужен: мастерица-кукольница ученикам, или они ей… Мне на самом деле кажется, что эти женщины, с радостью встречающие меня на очередном мастер-классе, на самом деле мне нужны больше. Я в них вижу ростки радости, а от этого и  моя душа Радостью наполняется.

  Культорг интерната Карина, моя бывшая ученица, не только организовывает занятия и присутствует на них, но сама активно включается в работу, помогает тем, кто сам с  непослушными ниточками  и лоскутками порой справиться не может. Девочки и женщины её очень любят.
  – Наша Кариночка всегда радостная, – говорит Таня.

  А я думаю, что это проявляется в Карине огромная любовь к людям – быть радостной со своими подопечными, даже если настроение не очень хорошее, ибо никто из нас не застрахован от усталости и проблем. Карина людям радуется, а они радуются ей. И у меня возникает  мысль: из всех кукол, которые мы сделали в интернате, с Кариной у меня больше всего ассоциируется кукла  Радостея.

  Название нашей кукольной мастерской мы почему-то не придумывали, но я полагаю, что «Радостея» – само собой напрашивается. Потому что наши руки творят Радость и Красоту.

  Заведующая интернатом Надежда Юрьевна как-то сказала мне:
– Валентина Витальевна, вы хорошее дело делаете, радость нашим проживающим дарите…
  Разве после таких слов   можно этот женский клуб рукодельниц как-то по-другому назвать? Радость, радостный, радостно, радоваться, радующий, радуга, Радоница… Сколько радостных слов собрано в одном гнёздышке! Радостея!
  Я тогда   с улыбкой Надежде Юрьевне ответила, что если хоть один человек сегодня порадовался кукле, то я уже не напрасно день прожила.

  Звонок из Петербурга. Подруга Таня звонит. Я уже знаю, что она обязательно Радостею вспомнит:
–  Валечка, Радостея твоя у меня перед глазами. Помню, помню: не унывай, рук не опускай!
Не унываем, рук не опускаем…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.