Дневник en passant в режиме коронавируса

  В своей  Нобелевской лекции ( 1987 г.) Иосиф Бродский писал: «Если искусство чему-то и учит( и  художника – в первую очередь), то именно частности  человеческого  существования….
     Иными словами, в  нолики,  которыми   ревнители всеобщего блага и повелители масс норовят оперировать, искусство  вписывает «точку –  точку -  запятую  с   минусом»,  превращая  каждый нолик  в  пусть не всегда привлекательную, но человеческую рожицу». Сколько их   в  жизни?   А  в  Интернете?  Ежеминутно   «лайкаем»…  Обмениваемся глупостями. 
 Но вернусь к книге  поэта « Поклониться тени», которую  захватила  с собой по случаю, en  passant ( мимоходом ), где   Бродский   описывает свою    встречу  с поэтом Оденом. В  его тогдашнем представлении «Англия и Оден  были синонимами» .  Снова и снова возвращаюсь к стихам  Одена, поразившим Бродского. Вот они:
 Маленький оборванец от нечего делать
Слонялся по пустырю, птица
Взлетела, спасаясь от его метко брошенного
                камня:
Что девушек насилуют, что двое
                могут прирезать третьего,
Было аксиомой для него, никогда
                не слышавшего
О мире, где держат обещания.
Или кто-то может заплакать, потому что
                плачет другой.

По  мнению Иосифа   Бродского,  эти семь строчек «следует высечь на вратах всех существующих государств и вообще на  вратах  всего  нашего  мира».  Почему? 
 
Мы знаем по школьным  азам,
Кому   причиняют  зло,
Зло причиняет сам!

   Больше полвека прошло, и   пройдут  еще годы, мир должен поверить ,наконец,  Закону бумеранга!Понять,зачем и почему пожаловал к  нам  ныне коронавирус?
  Всё  повторяется…  Не случайно Бродский цитирует своего кумира, соглашаясь с ним, что нет «никакой перемены мест» в его раннем стихотворении, которое  описывает клаустрофобный пейзаж, где  « Ведь  не пойдёт никто дальше вокзала или дамбы, сам не пойдет  и  сына  не пошлет…».   Не напоминают   ли эти строки сегодняшние  фото  вымерших улиц Европы и Азии ?
  Гении раньше других ощущают абсурдность,являющейся отражением действительности.
 Иллюстрацией этому служит  и  короткий диалог двух поэтов:
 Оден:  « Мне говорили, что русские всегда крадут дворники с автомобилей?  Почему? »
Бродский: «мой ответ –потому что нет запчастей – не удовлетворил его: он очевидно, имел в виду более непостижимую причину, и, прочитав его, я  почти начал понимать его сам» . 
Эссеистика  Бродского , если  пользоваться  словами  Пушкина, является  неповторимым «учебником»  самостоянья  человека. Его  дневник - им самим отшлифованное зеркало.
 И о чём  бы он ни  писал, он писал историю своей духовной жизни. И сам сказал об этом так: « Стареющий  человек имеет выбор… писать  мемуары или  вести  дневник.»   
   Что можно добавить  к этому? Умение  вести  серьёзный  разговор о главном. Особенно, когда на карту поставлена ЖИЗНЬ!


Рецензии
Прекрасно написано! В Вашем произведении столько жизни, спасибо!
Каждый видит наперед и по-разному, вот сейчас можно даже почувствовать это...

Уистан Хью Оден, "Похоронный блюз"

Часы останови, а телефон разбей.
Собаке кость метни, не время лаять ей.
Рояли зачехли. Пусть под глухую дробь
Выходят люди. И выносят гроб.

Пусть самолёты сквозь натужный стон
На небе чертят надпись: Умер Он.
Пусть креп покроет шеи голубей на площадях,
У постовых пусть будут чёрные перчатки на руках.

Он был мой север, юг, мой запад и восток,
Роман в шести частях, воскресный эпилог.
Мой день и полночь, мой жар и дрожь.
Я верил, что любовь - навечно. Это ложь.

Пройдись и погаси все звёзды по одной.
Луну отправь на склад, и солнце - за луной.
В ночь вылей океан, смети в корзину лес.
Отныне ничего не будет больше здесь.
А можно и не почувствовать.

Бронислав   13.04.2020 09:20     Заявить о нарушении
Бронислав, спасибо за добрые слова и прекрасные стихи Одена! Заходите на мою страничку.Всегда Вам рада!

Эмма Гусева   13.04.2020 21:48   Заявить о нарушении