Covid-19 и как с ним бороться

Здравствуйте, мои дорогие читатели. Долго собиралась написать этот очерк. Не могла решить  - стоит ли это делать. Потом решила, что всё-таки стоит. У меня есть, что вам сказать. А слушать или нет, и какие сделать выводы  - это уже дело ваше.

25 января 2020 года – накануне китайского нового года - в Китае была объявлена война против распространения коронавируса (КВ) нового типа, который в дальнейшем получил название COVID-19. Откуда взялся этот вирус, описывать не стану. Этот вопрос достаточно муссируется в СМИ. От летучих он мышей, или создан злонамеренно некими плохими людьми в лаборатории – не важно. Важно, что Китай накануне важнейшего и любимейшего праздника столкнулся с проблемой. И приступил, к сожалению не так быстро, как мог бы, к её решению.

Именно в этом ключе и пойдёт моё повествование: ПРОБЛЕМА - РЕШЕНИЕ-РЕЗУЛЬТАТ.
Причинное звено мной сознательно опущено.

Итак. Представьте себе экономически благополучную страну, полную магазинов, ресторанов, кафешек, рынков с огромным предпраздничным запасом снеди и товаров; тысячи парков, засаженных цветами; сотни театров, цирков и развлекательных центров, приготовивших новогодние программы; аэропорты, заполненные людьми, спешащими,  по традиции,  к семьям или в отпуск… Другими словами  - страну, потратившую многомиллиардные средства на подготовку к торжествам и предвкушающую двухнедельные выходные… Сравнить предновогодний Китай можно разве что с драконом, летящим на всех парах по небу.. И вот этому «дракону» велели остановиться, причём остановиться немедленно, словно врезавшись в гору. Возможно ли это? Я, да и многие вокруг, думали, что нет. Оказалось – да. Возможно.

Правительство забило проблему: стране грозит эпидемия нового вируса. И поставило задачу: его распространение надо остановить. Чтобы достичь этого, нужно было исключить передачу вируса от больных людей к здоровым. Сделать это можно было только одним способом: ограничить общение людей друг с другом. Ухань был практически сразу закрыт на въезд и выезд. Особый режим был введён на территории всей страны, ибо априори каждый человек стал либо потенциальным источником заразы, либо её потенциальной жертвой.

А теперь представьте себе песочные часы. Как медленно, но неумолимо и организованно утекают миллионы песчинок из стеклянной воронки, так буквально в течение одного-двух дней «рассосались» и куда-то утекли людские предпраздничные толпы с ярких городских улиц. Парки, театры, цирки и прочие учреждения культуры и досуга были закрыты. Отели опустели и закрылись. Закрылись рестораны и кафешки. Закрылись банки. Закрылось… ВСЁ. Ограды жилых комплексов украсились красными лентами с надписями о прекращении доступа посторонним.  Госучреждения и те, для кого это было возможно, перешли в режим работы онлайн. В прежнем режиме остались работать только супермаркеты, аптеки, городские транспортные, коммунальные службы и медучреждения (через какое-то время общие больницы и поликлиники тоже были закрыты, остались работать только службы скорой помощи и подразделения выявления и лечения КВ).

Мы, ежегодно читающие в отечественных новостях о новых формах вируса гриппа и его сезонных вспышках то здесь, то там, смотрели на одновременно надевших маски китайцев с лёгкой долей иронии: СЛАБАКИ! ПАНИКЁРЫ! К слову сказать, некоторые наши соотечественники даже в тех местах, где ношение масок было обязательным, ходили без них (до ближайшего контролёра). Самые удалые и вовсе развлекались: демонстративно проходили мимо пункта контроля в маске, а потом сдёргивали её и показывали (незаметно, конечно) заимствованный в некой культуре жест, главную роль в котором отводится среднему пальцу.  Дерзко, смело, весело и… глупо.

Впрочем, я немного забежала вперёд. Так вот.. ограничить общение людей  друг с другом можно было только одним способом. Народ попросили оставаться дома, не выходить без необходимости на улицу, не ходить друг к другу в гости, пусть даже речь идёт о родителях и близких. Обратите внимание – из домов выходит НЕ ЗАПРЕЩАЛИ. Только просили. Причём просили ограничить передвижение и контакты всех абсолютно. Пожилых людей, даже когда выяснилось, что именно по ним КВ бьёт сильнее всего, не выделили в особую группу. Речь шла абсолютно обо всех.
Города опустели. Эти пустые улицы с редкими прохожими, автобусы, в которых едешь чуть ли не совсем один, люди в костюмах полной защиты, измеряющие температуру на входе куда бы то ни было, военные, полицейские и  добровольцы с термометрами на каждой улице, при входе в каждый  квартал… Сначала это просто пугало. Некоторое время не покидало ощущение, что идут съёмки фильма-катастрофы.

Несмотря на то, что в обязательном порядке  ношение масок было установлено только  в местах потенциального скопления людей  - магазинах, транспорте, больницах и т.д.  народ носил маски даже на улицах, даже когда на расстоянии ближе 50 метров никого было.

На телефоны стали приходить, да и сейчас приходят, СМС, призывающие при первых признаках недомогания обращаться в медучреждение.

В первые дни тревоги в поликлиниках стали выстраиваться громадные очереди. Медработники перешли в режим работы «на пределе человеческих сил».

Правительство обратилось к миллиардному народу с просьбой всем, во время вспышки находившимся в Ухани, «обозначиться» как можно скорей. Все эти (добровольно или при помощи отслеживания перемещения) выявленные товарищи прошли обязательный двухнедельный карантин. Вот оно и появилось – слово КАРАНТИН. В масштабах Китая карантин – полная изоляция – видел только Ухань. А из остальных китайцев – только обоснованно считающиеся  потенциально заражёнными.

Самоизоляцию – добровольную или в некоторых случаях принудительную – люди проходили в своих домах (двери квартир опечатывались снаружи) или гостиницах, специально отведённых для этого. Периодически в местной новостной ленте мы читали о таком-то человеке, или такой-то семье, прошедшей карантин и вышедшей из него здоровой, насколько их  поступок важен для поддержания здоровья всей страны. И да.. за уклонение от прохождения карантина или его прерывание было введено наказание – денежный штраф или заключение на небольшой, но всё же срок.

Китай просеял через мелкое «сито» всех своих граждан и неграждан, своевременно выявив заражённых и исключив контакты с ними.

На протяжении многих дней мы отслеживали через Интернет или китайские мобильные приложения статистику КВ. Через полтора месяца появилась положительная динамика. Ещё через какое-то время Китай заявил о том, что справился со вспышкой КВ, несколько дней назад из Ухани с почётом уехали по домам медики. Сегодня на карантине находятся только приезжие из-за рубежа, и  лечении проходят только те, кто привёз инфекцию извне.

Но стала бы я об этом писать, пусть даже так кратко, если бы КВ и необходимость сдержать его не стали реальностью России? Наверное, нет. Я хочу, чтобы меня услышали и поняли.

Во-первых. Сейчас россиян просят как можно выходить из домов. Пожалуйста… следуйте этому призыву. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится – отличная жизненная позиция. Но не сегодня. Москвичи в более тревожном положении, чем все остальные, но это не значит, что плохо в случае чего будет только им.

Просят особо не выходить из домов людей старше 65. Возможно, тем самым власти  демонстрируют своё безнадёжное отношение к остальной части населения… в том плане, что если на послушание старшего поколения они хоть как-то надеются, то на остальных – нет. Поверьте… вашей изолированной бабушке или маме будет не легче от того, что вирус принесёте ей вы… а не она вам. Оставайтесь дома все, если только вам в обязательном порядке не надо на работу.

Во-вторых, и это тоже важно. Не впадайте в крайности. Паника – способ свести с ума себя и близких, а не избежать встречи с вирусом. Беспечность и упование на то, что правы те диванные аналитики, считающие КВ не страшнее гриппа -  опасна. Да, возможно и не страшнее. Скорее всего даже не страшнее. Но! Это вирус НОВЫЙ. На сегодня пока ничего неизвестно о его способах лечения и – главное – осложнениях и последствиях. Может, кто-то переболеет бессимптомно или в слабой форме и на этом дело закончится, а может, и нет. Вы же не хотите, чтобы по вам потом кто-то писал диссертацию типа «Сравнительный анализ осложнений COVID-19 и SARS»?

В-третьих. Если вам всё же нужно выйти из дома – не игнорируйте ношение маски. Понимаю, что многие скептики уже успели поделиться своими глубоко «научно-обоснованными» знаниями о бесполезности этих штук. И гордость в нас вскипает, не допуская в наши головы даже мысли об уязвимости… Но! Человек в мед. маске вызывает, с одной стороны, соответствующий бдительный настрой у окружающих, с другой– дисциплинирует вас. И поверьте, если не дай Бог выяснится, что ваш сосед привёз из Таиланда не только магнитик в чемодане, но и КВ в анализе, мысль о том, что вы ходили в маске, спасёт вас от приступа страха заражения. Да.. маски менять надо каждую два часа. Но я сомневаюсь, что вы будете находиться где-то среди людей (вы же сознательный человек?) больше двух часов.

В-четвёртых. Многочисленные плакаты в Китае напоминают: мойте руки, не прикасайтесь грязными пальцами к лицу. Этот пункт правил безопасности меня особо умиляет. Неужели есть кто-то, кто не знает, что руки надо мыть после улицы, перед едой, после туалета, после контакта с животными? Хотя… всё может быть.

В-пятых… Помните: если вы побывали в тех странах, где сейчас распространён КВ или пообщались с человеком, который там был, и не сели в самоизоляцию – вы просто безответственный(ая) …….  (додумайте сами кто).

В-шестых. И это самое главное. Вирус – это всего лишь вирус. Какой бы он не был, от него можно защититься и он победим. Всё зависит только от нас с вами. Главное – оставаться людьми и знать, что на небе даже за самыми чёрными тучами всегда светит солнце.

Здоровья и позитива!

Китай, 28.03.20


Рецензии