Память сердца глава 2. Часть 7

ГЛАВА 2

Лестница эволюции движется вверх, а затем возвращается в изначальное положение. С этого положения можно повторить цикл не один раз. Цикл будет продолжаться до тех пор, пока человек не осознает его бессмысленность, получив знание от духовного учителя. Знание, полученное от духовного учителя, обладает полнотой опыта и памятью сердца. Поэтому оно устойчиво и способно противостоять всем порабощающим законам вселенной.

Мы должны понимать, на каком уровне сознания мы находимся, и соответственно какой варне и ашраму для нас будет лучше всего следовать. Поэтому бхакти-йогу так же называют буддхи-йогой, или йогой разума. Человек должен быть достаточно разумным, чтобы определить свой уровень. Если ему это не удается сделать самому, то необходимо прибегнуть к помощи духовного учителя, обладающего подлинным духовным видением.

УЧИТЕЛЯ И ДУХОВНЫЕ УЧИТЕЛЯ (БРАХМАНЫ)

Шел по дороге один брахман и, увидев большую лужу, остановился. Он заметил там скорпиона, который тонул. Протянул руку садху, чтобы спасти его, и уже было вытащил скорпиона наружу, как тот укусил его. От сильной боли брахман выронил его и снова стал искать, чтобы спасти от верной гибели, и снова получил сильный укус. Снова и снова брахман безуспешно пытался спасти ядовитого скорпиона.
    Проходил мимо другой человек и, увидев это, сказал:
    – Какой смысл в твоих стараниях, ведь скорпион никогда не оценит твоей доброты. Он будет тебя только жалить в ответ. Такова его природа. Брось его, пусть себе тонет.
    Но брахман ответил:
    – Если даже такая низкая тварь как скорпион так строго следует своей природе, то я, садху, должен следовать своей. Мой долг помогать всем.
Только самые разумные люди знают, что причина страданий кроется в невежестве. Поэтому, важнее всего дать людям истинные знания. Брахманы неутомимы в том, чтобы учить людей, даже если люди этого не ценят.

КЛАС УЧИТЕЛЕЙ

В обществе есть много учителей в разных областях знаний, и все они относятся к одному классу, к классу интеллигенции, представляют голову общества. У головы есть две основные функции — принимать пищу и говорить. Брахманов кормит все общество лишь для того, чтобы они говорили, потому что знание передается только при помощи правдивой речи. Хотя способность говорить присуща всем людям, далеко не все могут учить словами. Для этого требуется очень глубокое понимание значений слов, и в словах должно быть достаточно силы, чтобы люди их слушали и принимали на веру. Другими словами, одной учености недостаточно, чтобы стать учителем. Проводник знания — это вера, или доверие между учителем и учеником. К доверию есть только один путь — это правдивость. Но есть и ложные пути.

Ложный путь — это когда учитель внушает своим ученикам, что они самые лучшие, потому что допущены к элите обучающихся, и наука, которую они изучают, самая важная из всех, и деятельность, которой они будут заниматься, исключительно незаменима. Это самый легкий путь к доверию, но такое обучение, основанное на вере в свою исключительность, взращивает в каждом отдельном профессиональном классе гордыню и высокомерие. Подобное образование готовит людей к классовой борьбе за выживание. Это начинается еще со школьной скамьи, когда учитель сравнивает отличников с двоечниками, развивая, таким образом, неприязнь между ними.
Другой путь к доверию истинный, когда учитель связывает любую (и каждую!) науку с Богом и высшими общечеловеческими ценностями. Этот путь труднее, но такое обучение готовит людей к сотрудничеству со всеми классами общества и прививает уважение к любой деятельности. Образование без высоконравственного поведения приносит много зла, тогда как необразованное зло менее опасно.

Главным образом учителям приходится растолковывать понятия и слова в разных профессиональных сферах, чтобы обучить профессии и добиться высококачественного служения. Например, брахман будет успешен настолько, насколько он глубоко понимает слово «Бог», карьера воина целиком зависит от того, насколько глубоко человек осознает значение слова «Долг» и все, что с ним связано. Богатый человек будет успешен в той степени, в какой ему будет открыто понятие «Нравственность».
Итак, класс брахманов относится к гуне благости. Учителя качественно отличаются от других классов, им присуща честность, аскетизм, религиозность, сострадание, чистота, умиротворенность, знание, мудрость и самодисциплина. Это их природа, которая придает силу словам, и делает их самым влиятельным и могущественным классом. Брахманы — это мастера взаимоотношений. Обучая людей из разных классов поведению, они опираются только на священные писания, предыдущих святых и на опыт собственного сердца.

Все, что делает человек в этом мире, относится к науке поведения. Например, профессия человека — это форма социального поведения. Семья — это форма личного поведения мужчины и женщины. Совесть — поведение души по отношению к Богу в собственном сердце, от нее зависит, как человек будет вести себя во всех других сферах жизни. Брахман в этом мире олицетворяет совесть, поэтому, если человек получает образование не от брахмана, то он использует знания и профессию из желания личной выгоды, не опираясь на голос совести или священные писания. Если же он получит образование от брахмана, то это принесет благо всем.
Сердце брахмана очень мягкое, оно способно чувствовать чужую боль как свою собственную, поэтому ложь и ненависть чужда ему. Он не станет поддерживать один класс людей и притеснять другой. Но брахман может стать бесчувственным лжецом, если говорит правду из писаний, но сам этой правде не следует.

УЧИТЬ СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ

Брахман — это воплощенное знание. Его поведение доказывает, что все, чему он учит — чистая правда. Другого доказательства истины не существует. Поэтому, утратив воплощенный пример, мы утрачиваем и знание. Книжное знание не является живым, его можно оживить только, опять же, личным примером. Сделать общество чистым и трезвым способен только тот человек, который сам чист и трезв. Остановить войны могут лишь те люди, которые одинаково относятся к друзьям и врагам. Навсегда закрыть скотобойни могут только люди, научившиеся понимать животный мир и общаться с животными как с меньшими по разуму братьями.

ПРИНЦИПЫ РЕЛИГИИ

Чистота, милосердие, аскетизм и правдивость — это и есть истинная опора любой религии. Высшая, лучшая религия описана в Бхагавата пуране так: это та религия, которая желает блага всем живым существам. Другими словами, религия — это самая высшая форма добродетели. Добродетель нельзя направлять только на одного человека или на одну семью, один народ или одну нацию, потому что относительная добродетель несет в себе зло. Ради любви к одному человеку мы вредим другому, ради любви к одной семье, обманываем другие семьи, ради любви к одной нации, уничтожаем другую. Чтобы избежать такого умонастроения, нужно желать блага всем без исключения и быть готовым прийти на помощь каждому. Присутствие добродетели выражается в отношении к миру и в образе жизни.

С другой стороны, именно образ жизни помогает развить добродетель. Например, следуя четырем регулирующим принципам, современные брахманы смогут существенно изменить свое отношение к миру и помочь всем людям. Нужно:
1. не есть мясо, рыбу, яйца,
2. не принимать интоксикаций,
3. не играть в азартные игры,
4. не заниматься незаконным сексом.

Следовать этим принципам добра и ненасилия, прежде всего, требуется от учителей общества, чтобы они обрели силу и способность обучать другие классы людей. Далеко не все люди способны пойти на такие ограничения, разве только под страхом смертельной болезни. Но задача науки заключается именно в том, чтобы людей продвигать путем добродетели, чтобы постепенно развить их тонкий интеллект и создать могущественную цивилизацию, где люди были бы счастливы без греха.
Ученые, совершающие аскезы и имеющие проницательный разум, знают, что нарушение этих четырех заповедей является причиной всех страданий для хрупкой человеческой жизни. Эти четыре порока разрушают принципы религии: чистоту, аскетизм, милосердие и правдивость, очень благоприятных для человеческой жизни. Но, кроме этих четырех запретов, есть пятое правило, которое необходимо соблюдать, чтобы обрести силу следовать запретам. Нужно постепенно возвышать ум до осознания Абсолютной Истины, Личности Бога, иначе, отказ от греха не принесет удовлетворения и полного результата. Поэтому, часто люди, отказавшиеся от греховного образа жизни, жалеют об этом, не насладившись вволю, и, рано или поздно, возвращаются к старому.
Принципы религии, или законы Бога, очень строги. Люди, живущие по самым высоким стандартам чистоты, именуются брахманами, или божественными, чистыми. Но учителя, запятнавшие себя пороками, теряют репутацию и авторитет во всем обществе, и их наставления превращаются в надоедливый пустой звук, вызывающий не вдохновение, а раздражение. Без тебя знаю, — так отвечают им ученики.

ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ

Духовный учитель — это не социальное положение, а позиция человека по отношению к Богу. Гуру занимает позицию слуги Бога и слуги своего гуру, который также служит Богу. Любой, кто служит Богу мыслями, речью и поступками является духовным учителем. Его нельзя использовать для экономической или политической выгоды, это оскорбление. Гуру знает кто такой Бог, а Бог знает каждое живое существо. Поэтому гуру — слуга каждого. Любой может принять его наставления в служении Богу, и любой может отказаться. Гуру беспристрастен и независтлив, а значит, каждому желает блага, поэтому он проповедует всем. Живя в материальном мире, духовный учитель не связан с ним. Материальная природа поддерживает его сама, без его особых усилий и желаний.

Гуру повинуется голосу Сверхдуши, однако, это не означает, что он может вести себя как своевольный анархист. Если на самом деле он достиг осознания Бога, то его слова и поступки не будут расходиться со священными писаниями.
Духовный учитель, это то же самое, что и духовный отец. Самый близкий человек, поскольку его близость духовна, а не материальна. Он знает сердце ученика и, поэтому, видит, в чем для него истинное благо. В сердце ученика находится Сверхдуша вселенной, поэтому гуру должен говорить ученику то, что говорит Сверхдуша, которую тот еще не слышит. Сердце гуру мягкое и нектарное как мед, а слова остры как меч. Общение с духовным учителем сравнивают с необычным блюдом, которое сочетает в себе сладкий и острый вкус одновременно. Оно слишком острое, чтобы его можно было есть долго, но такое сладкое, что невозможно отказаться.

Источник: https://www.ahakimov.com/articles/pamyat-serdca.html


Рецензии