Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 75. Народ и зак

                Сверчок
                Часть II
               Коллежский секретарь
                75
                Народ и закон

      Я отрицаю, основной принцип абсолютизма, в силу которого принадлежность верховной власти царствующей династии обосновывалась «естественно», в силу рождения («природы»).

Владыки! вам венец и трон
Дает закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.

    Принцип этот выражается обычной формулой «божиею милостию». Я отрицаю прирожденное происхождение права верховной власти и считаю, подлинным источником такого права только закон. Тем самым злоупотребление верховной властью является преступлением, нарушающим тот закон, в силу которого монарх правит.

            Власть закона над царем есть ограничение самодержавия!
            Естественный закон!
            Абстрактная норма!

              Карамзин, доказывая необходимость самодержавия в России, так писал в IV главе седьмого тома «Истории Государства Российского»: «Самодержавие не есть отсутствие законов: ибо где обязанность, там и закон: никто же и никогда не сомневался в обязанности монархов блюсти счастие народное».
            Я думаю, что господин Карамзин неправ. Закон ограждается страхом наказания. Законы нравственности, коих исполнение оставляется на произвол каждого, а нарушение не почитается гражданским преступлением, не суть законы гражданские.
                Закон выше народа и царей!

И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу иль царям
Законом властвовать возможно!

     Цари и народ поставлены в одинаковые условия. И та и другая сторона находятся в одинаковом подчинении вечному закону.
Не то писал Радищев в своей «Вольности». В ней он говорит о царе, возомнившем себя превыше народа:

Чело надменное вознесши,
Схватив железный скипетр, царь
На громном троне властно севши,
В народе зрит лишь подлу тварь.
Но за народом остается право мщения:
Ликуйте склепанны народы;
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.

           Радищев поднимал вопрос о праве народа судить и казнить короля. Я думаю по-другому.   Если власть царя не зависит от воли народа, то народ и не имеет права судить царя. Есть два примера бедствий, возникающих от нарушения закона: в первом примере закон нарушен народом, во втором — царем.

Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.

Да! Людовик погиб за ошибки, совершенные его предками.

    Н. И. Тургенев в «Опыте теории налогов» писал:
«Царствование Людовика XIV, столь блистательное в течение некоторого времени, было весьма пагубно для Франции, особливо в отношении к финансам.
При Людовике XV беспорядок во всех частях государственного управления, особливо по части финансов, дошел до такой степени, что история просвещенных народов до тех пор ничего подобного не представляла.
В то время мнение о революции было весьма распространено во Франции; даже сам король разделял его. Все в течение ста лет правительством накопленные бедствия обрушились, наконец на невинной главе Людовика XVI».

             Казнь Людовика -  беззаконие, акт «вероломства.

Молчит закон — народ молчит,
Падет преступная секира...
И се — злодейская порфира
На галлах скованных лежит.

         Воцарение Наполеона есть роковое возмездие истории за казнь короля: преступление народа приводит к политическому рабству. В международных отношениях основным вопросом была ликвидация последствий режимов, установленных Наполеоном во всей Европе.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.

          Преступление рождает новое преступление: народ, нарушивший закон, становится сам жертвой преступного, жесточайшего тирана.  История показывает неизбежность возмездия.

          Вот, что  ожидает народ,  если он нарушит закон.


Рецензии