Мольба нашей надежды

«Поминальная молитва» Санкт-Петербургский Театр Дождей
 Постановка Наталья Никитиной. Сценография и костюмы: Захара Давыдова
Свет Александра Скумана. Хореография Сергея Меркулова.
 Художник по свету Радмира Ружковская.
Музыкальное оформление Артёма Кожевникова и Николая Лосева.
В ролях:  Илья Доля, Николай Лосев, Александр Маков, Екатерина Никольская, Анатолий Рычагов, Елена Сапронова, Анастасия Тилина, Артем Кожевников, Олеся Клейманович, Иван Кожевников, Иван Воловик, Анна Косенко, Анастасия Никитина, Олег Кузнецов.
  Спектакля Натальи Никитиной «Поминальная молитва» поставлен по пьесе известного российского драматурга Григория Горина, это произведение было написано по мотивам рассказов Шолом-Алейхема. В них он открыл всему миру историю Тевье-молочника, сегодня она превысила все известные рекорды популярности на театральной сцене и киноэкране. Эта история кажется не имеет временных границ и возраста старения, вопреки временной пропасти отделяющих нас от героев того времени это произведение было и остаётся популярным во всём мире. В своём спектакле Никитина воплощает собственную авторскую сценическую трактовку пьесы Горина, в которой она предлагает нам всем разгадать секрет этой неподвластной времени популярности произведений Шолом-Алейхема.
В этом спектакле Никитина создаёт проекцию мира запечатлённого в рассказах Шолом-Алейхема и в центр этого мира она помещает Тевье-молочника и его семью. Её проекция выполнена многомерно, в ней присутствуют аутентичные элементы еврейской культуры российского юга, при этом компонента народной культуры не является доминантой в воплощении образов семьи Тевье. Этнический компонент этой истории выполнен в мягких, умеренных тонах, он придаёт ей сдержанный аутентичный колорит  истории простого люда, что приближает его к реальной картине жизни. Никитина в своем сценическом воплощении раскрывает историю «Поминальная молитва», в которой она выводит её за этногеографические рамки  и фокусирует наше внимание на трагедии человеческого масштаба, где боль и страдания это удел не имеет национального окраса. В этом видении материала пьесы Горина история семьи Тевье в маленькой станице не сегментирована по национальному принципу, она здесь неотъемлемая часть общей культуры народов российской глубинки, в которой веками сплелись воедино культуры различных народов.
  В спектакле Никитина создаёт портретную галерею людей живущих на этой земле издревле и рисует её на холсте спектакля картины, в которой  она фокусирует наше внимание на простого бесхитростного быта простых людей, чья жизнь наполнена большими заботами и маленькими радостями и этим она подчеркивается наднациональный оттенок сюжета истории. Маленькие эпизоды жизни семьи Тевье-молочника и людей вокруг него оживляют в нашей памяти истории, дошедшие из прошлого, передающиеся нам из поколения в поколение.
Проекция мира, созданная в «Поминальной молитве» через судьбы семьи молочника и людей вокруг него Никитина даёт нам возможность увидеть историю страны в человеческих судьбах. В спектакле дома Тевье-молочника в маленькой станице - это пространство, в котором расположены точки пересечения жизней станичников и это своеобразное зеркало жизни людей того времени. Никитина в своей авторской версии «Поминальной молитвы» здесь создаёт подобие точки историографии, которая предоставляет взглянуть на мир того времени двунаправлено.  С одной стороны она предоставляет нам возможность увидеть историю России в жизни обыкновенных людей, а с другой стороны взглянуть на страну времени Шолом-Алейхема через призму видения жителей станицы Антоновка.
В «Поминальной молитве» Никитина воплощает пространство дома Тевье-молочника в качестве плоскости столкновения различных мировоззрений и в ней она создаёт сосредоточение точек конфликтов и компромиссов. В них персонажи оказываются на линии выбора, где их мировоззрение и понимание жизненных ценностей подвергаются испытанием временем или обстоятельствам. Это точки их жизни им приходится принимать компромиссные решения, делать выбор и в них жизнь часто толкает их на самопожертвование, заставляет отказываться от привычных устоев. Эти суровые точки жизненного выбора создают антологию конфликта эпохи Шолом-Алейхема.
История Тевье-молочника в спектакле «Поминальная молитва» вопреки  временной пропасти в столетие, невероятно актуальна в наше время, так как в ней запечатлены судьбы людей в суровые времена на смене эпох. Суровые времена в спектакле подобны бездушной машине, которая корёжит в жерновах истории жизни простых людей и образы этих людей ярко запечатлены людях семьи Тевье их друзьях и соседях, живших на этой земле из поколения в поколение. В спектакле Никитиной эта история не только драма одной семьи, одного народа, здесь это трагедия выходит за пределы этого маленького мира, она символизирует драму общечеловеческого масштаба. «Поминальная молитва» в истории семьи молочника, через сценическое воплощение судьбы семьи Тевье подчеркивает многовековые сплетения народов и культур. Здесь это время приносит страдание людям и рушит многовековые сплетения, сформировав это видение у зрителей Никитина подводит нас к пониманию драмы человеческой жизни в жерновах истории.
«Поминальная молитва» с её историей Тевье-молочника и его семьи - это не только напоминание о мрачной странице «великой» истории, о тысячах невинно-загубленных человеческих жизней, эта трагедия обращается к нам с реальным предупреждением. В котором есть напоминание о той цене, которую мы заплатим за глобальные амбиции изменения миропорядка. Сегодня, когда мы живем в наше суровое и очень тревожное время мы опять стоим на пороге глобальных перемен и кризисов и в этой точке нашей жизни «Отправная молитва» должна быть дойти до сердца каждого, так как это мольба надежды на то, что эта трагедия больше никогда не повторится.


Рецензии