Вместе весело шагать...
Все имена вымышлены,
а совпадения случайны
ВМЕСТЕ
ВЕСЕЛО ШАГАТЬ...
Ты постой, постой немножко, –
Ночь июньская тепла:
До утра поет гармошка
За околицей села.
Для кого поет гармошка
За околицей села?
Горяча твоя ладошка -
Не остудит ветерок,
И белеет у окошка
Наспех брошенный платок.
Ты о чем поешь, гармошка,
В этот тихий вечерок?
Заросла травой дорожка,
Что меня к тебе вела,
И давно молчит гармошка
За околицей села…
Ты играй, играй, гармошка,
За околицей села!
Прочитав эти строки о ровесниках из прошлого века, модница Люба усмехнулась:
- А что, раньше дискотеку под гармонь проводили? Без кайфа и стриптиза?
- Таких слов, слава Богу, тогда не слышали. Но вечера коротали не менее интересно, чем вы. И не без пользы для окружающих!
- А это еще зачем?
- Вам, сегодняшним, не понять. Просто время было другое.
И оно - время далеких семидесятых, спасибо Любе, шевельнулось в душе. Проснулось, шагнув в реальность и обретая былые краски и образы.
* * *
В то утро на сцене поселкового Дома культуры было сумрачно и тихо. Однако пустые кресла зрительного зала, казалось, еще хранили вчерашний задор собравшихся зрителей, бурно воспринимавших каждое выступление местной самодеятельности.
А посмотреть, и вправду, было на что. Концерт открывал сводный хор молодежи – учительницы и старшеклассницы средней школы, медики поликлиники и бухгалтеры предприятий, колхозные специалисты - в нарядных сарафанах, румяные от волнения и с огоньком задора в глазах - слаженно и вдохновенно вели под баян народные напевы. Им ладно вторили мужские голоса местных парней.
Недавно появившейся на селе художественный руководитель Дома культуры Василий, баянист и декламатор, отслуживший свое в армии, в короткое время сплотил самодеятельностью и танцами молодежь села и округи. К баянисту тянулись девушки, за ними шли на вечерние репетиции в клуб, как здесь его называли, местные парни. Первое время, проявляя независимость, они отсиживались по углам зала, но потом втянулись в общее дело - стали участвовать в сценках, выступлениях хора. Особую активность проявлял фельдшер Виктор Крылов, подружившийся с баянистом. Они на пару, в расшитых рубахах и лихо заломленных картузах с цветками у козырька, исполняли задорные куплеты, сочиненные накануне на местные темы, срывая смех зала и бурные аплодисменты благодарных зрителей.
Нового баяниста местные парни встретили настороженно: присматривались к нему на репетициях и танцах, а потом заводила и молодежный авторитет Юра Дятлов - тракторист, вернувшийся недавно из армии, вызвал новичка «для разговора».
Приватная беседа состоялась в один из вечеров за дверьми поселкового клуба,куда Юрий вызвал баяниста.
Начали, как водится, задиристо и с напором:
- Ты что, самый крутой здесь?
- А ты из себя кого строишь? Смотри, обломаем рога быстро…
- Испугал ежа голым задом! Видали в Чехословакии и покруче !
- Ты что, тоже в Чехословакии служил? – опешил Юрий .
- Входил туда из Закарпатья.
- А я из Польши! Давай обнимемся, брат! Мы же с тобой, считай, одной крови, из одного котелка щи хлебали! Пусть только кто против тебя слово скажет – будет иметь дело со мной, Юркой Дятловым!
Покурили, повспоминали службу, обнялись и приятелями вернулись в зал. Так новичок-баянист стал для округи своим.
Всего полгода назад вернувшись из армии, заглянул он в райком комсомола для постановки на учет.
- Какой специальностью на «гражданке» владею? Да никакой, на баяне, правда, играю! – признался Василий. – В газету мечтал устроиться, да вакансий там нет…
- Вот и славненько! - обрадовались в райкоме.- Худруком Дома культуры в Дворики пойдешь? Там должность как раз освободилась…
- Хорошо, пусть будут Дворики, - согласился баянист.
- В сельсовете к Анне Степановне обратись, - напутствовали теперь уже как своего райкомовские коллеги по комсомолу, - мы ей позвоним, она тебя встретит, поможет устроиться на квартиру.
Анна Степановна не подвела – определила молодого специалиста на постой в деревенский дом к одинокой старушке. В оплату за жилье предложила обеспечить старушку дровами, а баба Клава, как просила величать себя хозяйка, радушно обещала кормить за свой счет постояльца завтраками. Это могла быть жареная на сале картошка с огурцами собственного засола и квашеной капустой, в другой раз - блины со сметаной. Или томленая в русской печи пшенная каша с куском душистого деревенского масла.
Рабочий день квартиранта начинался поздно – почти с обеда, а заканчивался глубоко за полночь. Он включал в себя налаживание творческих контактов с молодежью в школе и библиотеке, в больнице и правлении колхоза, на местном льнозаводе, в колхозной мастерской и в аптеке. А потом, вечерами, молодежь сама подтягивалась к Дому культуры. Здесь обговаривались программы концертов, принимались заявки на выступления, проводились репетиции и прослушивания местных талантов. И, конечно, не обходилось без танцев. Под баян, с прильнувшей к окнам Дома культуры детворой и любопытными старушками на лавках вдоль стен танцевального зала.
Трудно представить, но всего месяц назад, прибыв на новое место, Василий застал в поселковом Доме культуры совсем иную картину. На сцене, в сигаретном дыму, азартно резались в карточного «козла» парни, а в полупустом зале сиротливо кружились под магнитофон девичьи пары. Главной своей обязанностью прежняя заведующая очагом культуры считала, если нет кинофильма, открыть вечером двери клуба, а поздно ночью, когда все разойдутся, вернуть дверной замок на место. К тем временам относится и событие, всколыхнувшее округу.
* * *
В один из вечеров в клуб ворвался колхозный агроном – рукав у рубахи оторван, под носом застыла кровь:
- Братцы, наших бьют!
Он сбивчиво пояснил, что студенты, присланные на уборку из города и определенные на постой в соседней деревушке, на его замечание не приставать к местным девчатам ответили кулаками.
Других пояснений не требовалось – парней, отбросивших карты, со сцены как ветром сдуло! Прихватывая по пути колья и наматывая на ладонь брючные ремни пряжкой наружу, они кинулись в соседнюю деревеньку. Там, отлавливая на улице приезжих, от души и без разбора награждали их тумаками. Да так, что троих студентов пришлось отправлять на лечение.
Началось следствие - проводились допросы, очные ставки. А двоих деревенских парней осудили. Правда, срок им дали условный, но наглядный урок молодежью был получен, а в райцентре озаботились подбором в местный Дом культуры нового руководителя. Им и был назначен Василий.
Баянист раскрыл ноты молодежного шлягера, который предстояло разучить к вечерней репетиции, тишину зала нарушили мелодичные переборы баяна.
Проводя репетиции очередных концертов, молодой руководитель успел понять главное: его авторитет и притягательность для женского состава самодеятельности держатся на простом нейтралитете. Стоит отдать предпочтение хоть одной из милых дам, зачастивших на репетиции, как вся самодеятельность тут же рассыплется - рухнет, словно карточный домик. Вот и приходилось проявлять внимание и приветливость ко всем, хотя прихода в клуб пригожей аптекарши Ани ждал Василий, не показывая внешне, с особым волнением. А та, как на грех, чаще сидела в сторонке, от участия в репетициях и выхода на сцену отказывалась.
«Сегодня возьму ее за руку и приведу на сцену!», - решил для себя баянист, опасаясь лишь одного: вдруг вечером Анны не окажется в клубе?
* * *
А за стеной, в кабинете поселкового совета, его председатель Борис Галкин мучился похмельем. Он жадно пил воду, стараясь не дышать в сторону своего заместителя и одновременно главного бухгалтера поссовета Анны Степановны. Та делала вид, что не замечает мучений председателя.
- Ну что, Степановна, как наш новый худрук – в коллектив вписывается?
- Парнишка, вроде, старательный - вон как за стеной гаммы выводит. Да и на концерты вся округа ходить стала, молодежь к нему тянется.
- Что ж, пригласи его на обед – пора «приливать» парня…
Галкин расстелил на столе газету, достал из портфеля крупно нарезанное сало, перья зеленого лука, банку рыбных консервов, черный хлеб, соль, пару вареных яиц. К закуске прилагалась бутылка водки.
- Спасибо, но я не хочу, уже пообедал! - отказался от угощения баянист.
- А мы, думаешь, хотим? - удивился Галкин.
- Но я не могу!
- А мы, блин, можем?
Против подобных аргументов не поспоришь, пришлось присесть к хозяйскому столу.
Стопка водки, да под плотную закусь, молодому организму заметного вреда не принесла, но теплые отношения начинающего баяниста с местной властью после застолья наладились.
«Ничего, парнишка нормальный, сработаемся!» - высказал потом Анне Степановне свою оценку новому на селе человеку председатель совета.
После обеда Галкину полегчало, а потому потянуло на философию: «Не так жизнь и плоха, - размышлял он, перебирая бумаги. - У доченьки Тани каникулы - к нам приедет. Вот бы свести ее с баянистом! Парнишка, судя по всему, толковый - после армии, с водкой, в отличие от местных, не дружит… А то Кирюха на что кузнец- золотые руки, а по весне в луже заснул, так шапка с головы слетела и волосы в лед вмерзли. Не смог, блин, подняться - пришлось прядь выстригать».
Борис усмехнулся, потом пристально глянул на Анну Степановну - не заметила ли его расслабленности?
- Так что там у нас, Степановна, по водопроводу? Ты мне смету достань, надо бы еще глянуть – где и как экономить. Ох, доля наша - долюшка, одни, блин, прорехи!
- Ладно прибедняться, Борис! Дров ветеранам завезли? Завезли. Опять же крышу в аптеке починили. Теперь водопровод… Спасибо, колхоз наш крепкий, за него держимся…
- Да я так, к слову! Кому еще, как не тебе, в жилетку поплакаться? Да, Степановна, про дрова бабе Клаве за квартиранта не забыли?
- А как же? Ей первым рейсом вчера доставили, потом уже другим возить стали.
- Ну и ладненько! Хочу вечерком в клуб зайти, на молодежь глянуть. Не все нам, старикам, блин, по лавкам сидеть.
- Это мы с тобой старики? Да я, если хочешь знать, сама в самодеятельность пойду – еще дам молодым фору!
- А что, Петровна, это мысль! Ты ведь знаешь, я на ложках когда-то играл… Вот приедет на каникулы моя Таня – с ней на пару, блин, и выступим!
* * *
Ожидание вечерней репетиции скрашивало последний урок молодой учительнице филологу Валентине Ивановне. Она привычно диктовала классу домашнее задание, а мыслями была уже там - на сцене Дома культуры, где баянист Василий встретит приветливой улыбкой и разученным аккомпанементом заявленной ею песни. А потом будут упоительные минуты отшлифовки то одного, то другого куплета, а главное - ободряющие советы баяниста, его очередная похвала. Пусть послушает их гордячка Аня, что сама не поет, а на репетиции в клуб ходит. Подумаешь, королевна из аптеки – нечего на других глазами со стороны зыркать!
Закрыв классный журнал, Валентина Ивановна торопливо прошла в учительскую. Оставалось накинуть пальто, портфель в руки – и можно идти домой, готовиться к репетиции. Валентина уже решила, в каком платье пойдет вечером в клуб – в том самом, с васильками на темном фоне, которое в прошлый раз приглянулось баянисту и тот подчеркнул: «Ну, Валентина Ивановна, Вы сегодня собрали все васильки с поля!».
За окном в дорожной пыли радостно купались воробьи. Учительница невольно залюбовалась их смелыми нырками в пуховый дорожный покров и дружным встряхиванием перышек. В душе зрело ожидание праздника, а мысли сами собой уводили в недавнее прошлое.
Вот, по весне, раскрасневшиеся от морозца и волнения, веселой гурьбой катят они вереницей на трех розвальнях в соседнюю деревушку. Там, в сельском клубе, уже собрался деревенский люд, от мала до велика - яблоку упасть негде. Ждут их, молодежь, о концерте которой заранее извещали афиши.
Бодро бегут лошадки, индевеют от ветра ресницы и брови, мелькают по обочинам хрустальный кустарник, мохнатые ели, заснеженные поля. А в розвальнях шутки, песни, баянист озябшими пальцами скользит по клавишам инструмента, пытаясь войти в унисон молодых голосов.
А вот взволнованные артисты уже проходят сквозь строй зрителей за сцену, переодеваются в концертные костюмы и сводный хор выстраивается на сцене.
В зале слышны нетерпеливые аплодисменты – пора начинать. Конферансье выходит на авансцену, приветствует собравшихся и раздвигает занавес. Не стало учительницы Валентины, бухгалтера Людмилы или тракториста Алексея - пред зрителями предстает единый сценический коллектив, от которого собравшиеся по праву ждут маленького чуда, которое должно случиться в эту минуту и здесь, у всех на глазах.
И чудо не заставляет себя ждать. Под разливы баяна привольно наплывают, завораживая душу, знакомые всем напевы, с восторгом воспринимаются частушки на злободневные темы, проникновенно звучат стихи, в сюжетную нить концерта органично вплетаются искрометные пляски. Радует конферанс, сдобренный анекдотом, фокусом, игрой со зрительным залом. Во втором отделении концерта зрителей ждут сатирические миниатюры- сценки из местной жизни, классические сюжеты по рассказам Чехова и Зощенко, басни Крылова и Михалкова в сценическом исполнении. И, наконец, на исходе третьего часа, заключительный аккорд вечера – общие танцы под баян в зрительном зале, шуточные лотереи и конкурсы с вручением памятных сувениров.
Валентине Ивановне непроизвольно взгрустнулось: ну почему не пригласишь на белый танец самого баяниста?
- А вас, Валентина Ивановна, прошу задержаться! – вернул к действительности голос директора школы. - Вечером вы свободны? Надо бы подежурить в школьном интернате от ужина до отбоя. Уроки у старшеклассников проверить, провести с ними вечер отдыха.
- Мне на репетицию в клуб нужно, мы тоже концерт готовим, - робко возразила учительница, смиряясь в душе с неожиданным поручением.
- Ничего, отрепетируете завтра, - был, как и следовало ожидать, непреклонен директор.
Воробьи за окном все еще купались в пыли, но их беспечные прыжки теперь уже раздражали: и что расшалились не к месту? Васильковое платье придется отложить до лучших времен, а самой настраиваться на предстоящее дежурство.
* * *
В аптеке привычно пахло лекарством, на витринах и в шкафчиках ждали своего потребителя упаковки таблеток, ампул, настоек и перевязочного материала. Основной наплыв посетителей был с утра - люди приходили в аптеку после визита к доктору.
Во второй половине дня, как обычно, посетителей почти не было. Разве что ближе к вечеру зайдет баба Клава – ей ночью сторожить колхозную ферму, а перед дежурством непременно заглянет в аптеку за аспирином или попить чайку за неторопливой беседой.
Эти беседы в последнее время стали для Анны особенно интересны и прихода постоянного клиента в лице бабы Клавы она ожидала с нетерпением. Не хотела признаваться себе, но визиты бабы Клавы стали особо приятны после определения к ней на постой молодого квартиранта. Нет-нет, да и зайдет о нем речь в ежевечерних беседах за чашкой чая. В котором часу вчера вернулся, чем его кормит, что о работе и о себе рассказывает.
Баба Клава не таила - постоялец пришелся по душе. Не пьющий, приветливый, по хозяйству что надо – воды или дров - охотно поможет. Да и не вертихвост какой – девиц в гости не водит.
Подобные откровения Анну радовали, а сама все не решалась задать главный вопрос: есть ли у квартиранта на стороне девушка, не поджидает ли она его на родине, дома? Да и здесь не завел ли зазнобу? Учительница Валентина Ивановна, к примеру, с парня открыто глаз не сводит…Но как задашь этот вопрос бабе Клаве, да и знает ли она на него ответ?
- Ну, Аннушка, здравствуй, это опять я! – объявилась в аптеке – легка на помине - баба Клава.
- Добрый вечер, Клавдия Ивановна! Опять аспирину или лучше чайку на дорожку?
- И того, и другого. В самый раз будет!
Баба Клава хозяйски подсела к столу, включила в розетку электрочайник.
- Я что, Аня, сказать-то хочу - давно собиралась, да неловко было. Теперь вот решилась: чем ты моему квартиранту не пара? Погоди, не перебивай, дай все выскажу. Парень он, нужно сказать, ладный. При деле и девки к нему липнут. К тому же не пьющий. Возьмет тебя – не прогадает: грибы да ягоды у нас рядом, речка опять же близко. У тебя сад хороший, смороды кустов сколько…
- Постой, баба Клава, при чем здесь смородина? Думала, достоинства мои расписывать станешь, мол, хозяйка приличная или, к примеру, красавица…
- Да что о пустом? Это и так видно! А я сужу глубже… Гляди, милая, не упусти журавля в небе!
- Да ну вас, Клавдия Ивановна, зачем вгонять в краску? Кто я ему и чем могу приглянуться? В хор не хожу, с концертами по округе не выезжаю. У него поклонниц и без меня хватает!
- Эх, девонька, разве в концертах или поклонницах дело? Ты прости старую, но скажу прямо: вижу из вас пару. А решать, конечно, тебе… Не запоздай только.
* * *
«Нет, сегодня или никогда! – размышлял между тем баянист, откладывая ноты очередной отработанной мелодии.- Нужно пригласить на разговор Анну. Пусть рухнет карточный домик, но мириться с ее отчуждением больше не могу!».
Он понимал, что вечером на репетиции Валя опять будет старательно изображать из себя певицу, а ему придется поддерживать в ней это стремление и ловить на себе мимолетные, но волнующие взгляды присевшей в уголке зала аптекарши Ани. Ну почему так получается? От одних, пусть даже в чем-то способных, но не вызывающих при встрече волнения в душе - отбоя нет, а других – тех, кто одним свои присутствием поднимает настроение и открывает в окружающем мире новые краски, в самодеятельность не допросишься? Вот Валя и Анна- две стороны медали. Одна – старательна, внимательна и скромна, всегда поддержит и встанет рядом. Но нужна ли ее подчеркнутая исполнительность на грани навязчивости, которая шаг за шагом сковывает инициативу, накладывая незримые путы и предполагая особые отношения и обязанности по отношению к Вале, по крайней мере с ее точки зрения, в будущем?
Иное дело – Анна. Она не проявляет видимой заинтересованности в сближении, тем более Валиной настойчивости. Но вспыхивает меж нами, незримая со стороны, некая искра при мимолетных взглядах, обжигающая тем не менее душу. И эта искра придает сил, вдохновения, радости! От нее вырастают крылья, которые позволяют воспарить над действительностью, увидеть себя и окружающих как бы со стороны.
- Василий, тебе письмо из райцентра,- заглянул на сцену председатель поссовета Галанин.- С утра еще пришло, а я положил в стол и только сейчас вспомнил. Может, срочное что?
Торопливо вскрыв конверт, Вася не поверил глазам: прощайте, Дворики! В биографии открывалась новая важная и долгожданная страница. Редактор районной газеты слал официальное приглашение - в газете появилась еще по весне обещанная им вакансия корреспондента. А это опять дороги, встречи и перспективы.
Так и не случилось у него объяснения с Анной, были отменены репетиции в клубе. По округе разнеслась весть – новый баянист уезжает.
Председатель поссовета Галкин собрал в своем кабинете прощальное застолье. Он сам, Анна Степановна, баянист, да его приятель Витя Крылов, уважаемый на селе фельдшер. На столе под бутылку водки вновь появилась традиционная закусь – домашнее сало, хлеб, яйца, лук и консервы. Но прежнего оживления застолье не вызывало: у встречи и расставания иные мотивации для общения.
- Прощай, репетиции и концерты - так, что ли? - грустно заметил Витя Крылов, обобщая настрой собравшихся. - А мы опять всяк по себе вечера коротать станем…
- Ну почему же? – пытался вселить оптимизм баянист.- Пришлют из района замену - свято место пусто не бывает. Девиз наш, главное, не забывайте: «Вместе весело шагать…».
- По просторам, по просторам!- дружно подхватили собравшиеся и рассмеялись. А баянист в такт пению прощально растянул меха клубного инструмента.
- Ну что, Василий, удачи тебе! – от имени всех напутствовал его Галкин. - Не поминай нас, блин, лихом!
А утром, из окна рейсового автобуса, баянист тщетно вглядывался в лица провожающих: ни Валентины Ивановны, ни Анны среди них не оказалось.
* * *
На днях, спустя десятилетия, довелось быть проездом в Двориках. На месте добротного, красного кирпича старинной кладки, здания поселкового совета и очага культуры, где постоянно кипела жизнь и вечерами находила приют и вдохновение местная молодежь, предстал заброшенный пустырь.
Закрылись льнозавод, поселковая аптека, ветеринарный пункт. Забыты концерты самодеятельности с выездами по округе, ушла из души молодость. Где вы сегодня, председатель Галкин, баба Клава, Витя Крылов, Анна? Объединив на короткий миг общим сюжетом, одарив волнением и радостью, своей дорогой повела каждого жизнь.
Не без грусти Василий отметил, что не стало и поселковой столовой, где в те времена так вкусно готовили поджаристые котлеты с подливой и макаронами. А в компот не жалели сушеных груш, изюма и сахара.
Свидетельство о публикации №220033001222
Познакомился с очередным твоим творением из далёкого советского прошлого.
В этом светлом, добром произведении без особых усилий считываются эпизоды из биографии самого автора, хотя он и переименовал из скромности своего лит.героя в Василия. Но п р а в д у скрыть очень трудно, а порой, невозможно. Ведь п р а в д а, как трава чрез асфальт найдёт микротрещинку, расширит её и во всей своей красе выйдет наружу... Раскрылась она и в этом произведении, раскрылась помимо воли автора.
В первой части произведения, в приводимом ниже абзаце, автор называет лит.героя, видимо, его настоящим именем:
"Трудно представить, но всего месяц назад, прибыв на новое место, Володя застал в поселковом Доме культуры совсем иную картину. ..."
И в этой крохотной описке п р а в д а восторжествовала! Читателю стало понятно, что Василий - это Володя, и произведение носит черты биографичности.
Трудно, ох трудно, препарировать эпизоды своей жизни, собственное подсознание, не скатываясь в сентиментальный вой, без всякой на то пошлой гиперболизации и всяческого отбеливания своих поступков. Но тебе этого удалось избежать, Владимир, по всей видимости, благодаря природному литературному вкусу и чувсту меры, которое, безусловно, тебе присуще.
С превеликим удовольствием жму на "зелёную" кнопку!
С неизменным уважением,
Сергей Пивоваренко 12.09.2020 09:55 Заявить о нарушении
так и подсказку: траву, пробившуюся сквозь асфальт,
безжалостно удалил...
С уважением и улыбкой - Володя
Владимир Федулов 14.09.2020 16:46 Заявить о нарушении