Как создавалась лучшая выставка о дереве. Интервью

ЭТО ИНТЕРВЬЮ ВЗЯЛИ У МЕНЯ ДВЕ ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЕ ДЕВУШКИ, МАША и ТАТЬЯНА. Они ведут блог о мастерах.

"Это интервью уже вошло у нас в копилку "самых значимых". Есть такие люди, которые делают этот мир лучше, без каких-либо выгод для себя. Деятельно и ощутимо. Ирина Владимировна Антипина, создатель нашей любимой выставки «Вторая жизнь дерева» и журнала «Резьба по дереву», рассказала с чего все началось, как развивалось и как такое возможно без коммерческой жилки:)

- Расскажите, пожалуйста, как появился журнал "Резьба по дереву"?

В свое время, мой муж – капитан 1 ранга в отставке Виктор Петрович Суднов - после выхода на пенсию увлекся резьбой по дереву. Вернее, увлечение это было у него давно - еще когда служил на Байконуре, он иногда вырезал что-то для друзей. После ухода на пенсию, времени у военного пенсионера стало достаточно, а выращивать картошку на даче или играть в домино со стариками, он не мог. Да и не хотел.

Случайно, я узнала о существовании в Москве Палаты ремесел, и вот однажды, мы с В.П. решили зайти туда и поинтересоваться, что это такое? Виктор Петрович показал свои работы, их оценили и его приняли в Палату ремесел. И сразу попросили поучаствовать в выставках «Золотые руки мастеров».

На какой-то из выставочных площадок он познакомился с резчиками, которые продавали там свои изделия. Познакомился и подружился с ними. Круг друзей резчиков постепенно расширялся.

Сын сделал для В.П. сайт, я разместила о резчике Суднове информацию в ВК, в Одноклассниках, написала несколько статей в местные газеты, в тематические журналы. Его узнали другие мастера, потянулись за советом, информацией.

Палата ремесел часто просила нас организовать мастер-классы наших мастеров на различных праздниках города: в Парке Горького, на ВДНХ и т.д. На все выставки Палаты (а кроме «Золотых дел мастеров» они проводили в Москве еще несколько выставок) для В.П. и его друзей-резчиков всегда бронировались бесплатные места.

Познакомившись со многими резчиками, полюбив их и их работы, я задумалась и о выставочной площадке для них.

 Где я только не была с предложением сделать выставку резчиков Москвы (тогда еще только Москвы). В Доме журналистов, Доме кино, в Газпроме, в кинотеатрах, музеях и выставочных залах. Я приносила фотографии работ, статьи о В.П., рассказывала о резчиках. Все нас с удовольствием привечали, но… за большие деньги. Аренда всегда стоило дорого.

С 2004, или даже раньше, нас стали приглашать в Грошевский Музей. Тогда еще был жив Владимир Павлович, уникальный человек! Там, на Грошевской поляне, познакомились с резчиками из многих регионов России. Со временем московские резчики стали встречаться не только на выставках. Часто, у М. Ильяева. Именно там и родилась мысль о Журнале.

В ноябре или декабре 2008 года я лежала дома после серьезного сосудистого приступа, а В.П. поехал на встречу к Ильяеву. Приехал оттуда довольный, чуть хмельной, стал рассказывать о встрече, о планах, среди которых были и планы на издание журнала.

 «Что, – говорю, – вы решили с журналом?» В.П. отвечает: «Решили собираться у Ильяева каждый месяц и обсуждать возможность издания журнала».
 Тут я что-то раззадорилась (честно, если бы я была в этот день здорова, то НИКОГДА бы не этого не сделала) и говорю: «Пока вы будете разговаривать, я этот журнал сделаю».

Мы же с В.П. издательские работники. Я 20 лет проработала в Военном издательстве МО СССР.

На следующий день, в скверном состоянии, с головокружением и больной головой, я отправилась регистрировать журнал, потом и ИП. Что-то все это весьма быстро у меня сложилось. 28 или 29 декабря я получила Свидетельство о регистрации журнала, а в феврале первый номер журнала уже вышел в свет. Как это получилось, сама не понимаю, будто кто за руку вел.

Вставала рано и, еще не позавтракав, и даже не сняв халат, садилась за компьютер. Даже похудела за эти два месяца. На первых порах мне помогала Наташа Молодцова, одна из учениц В.П. В это время В.П. уже вел занятия в школе-студии «Сувель».

Первый номер журнала получился вполне приличный, хотя и дался довольно тяжело: героев статей и авторов искала на выставках, в интернете, среди наших друзей-резчиков. Писала сама, редактировала, придумывала рубрики, продавала тоже сама. Вот это у меня получалось хуже всего, нет во мне коммерческой жилки. Деньги, 200 тысяч на издание журнала, взяли в долг у сестры В.П.. Напечатать журнал было очень дорого.

Когда журнал получился, и «засветился» на выставках, где я его продавала, перекупщики стали охотно брать его на продажу. Брали за одну цену, а продавали раз в пять дороже. Т.е. прибыли журнал не давал никакой. Тем не менее, четыре номера журнала в свет вышли. Мне кажется, что хороший журнал получился у нас потому, что со мной работали совершенно замечательные профессионалы: великолепный дизайнер Наташа Аверьянова и отличный корректор Вера Посохина. Если бы не они, журнал, думаю, не получился бы таким. Огромная им за это благодарность.

Я уже говорила раньше, что прибыли журнал не давал никакой, и для того, чтобы очередной журнал вышел в свет, приходилось к деньгам, вырученным за продажу, добавлять еще. Пришлось сократить тираж с трех до двух тысяч, а потом и до тысячи экземпляров. В поисках помощи к кому только не обращалась: от местных депутатов и чиновников, до Союза предпринимателей, руководителей предприятий и т.д. Нет у меня таланта просить и уговаривать, и коммерческого таланта тоже нет. К сожалению!

- Как журнал переродился в выставку "Вторая жизнь дерева"?

Однажды я попала на прием к министру департамента культуры ЮЗАО, Нине Базаровой, она рекомендовала меня А. Зеленецкой, которая тогда была директором ЦКИ «Меридиан». В этот же день я была у нее с журналом. Алла Викторовна долго и с интересом рассматривала журнал, а потом спросила, не можем ли мы организовать выставку наших резчиков у них в «Меридиане», в выставочном зале. А я и мечтать об этом не могла!

Зеленецкая познакомила меня с Эдуардом Викторовичем Чукашевым, директором выставочного зала. Я с опаской спросила, сколько будет стоить аренда. И была так удивлена ответом, что, кажется, тут же начала выставку и организовывать. Бесплатно! Такой зал! Рядом с метро! Большая посещаемость! Кружки детские и взрослые, концерты, спектакли, съемка разных телепередач передач! Слеты и собрания! Кстати, «Кривое зеркало» и «Аншлаг» всегда снимали в «Меридиане» (я их, правда, терпеть не могу). Народ в антрактах валом валил, кто-то в буфет, а кто – в выставочный зал! Первая выставка собрала 5 тысяч человек!

Участниками первой выставки были авторы и герои журнала. Выставка не была такой представительной, как сейчас, но она была стильной, что ли… На открытие пригласили районное и городское начальство, телевизионщиков, депутатов Госдумы, разослали именные пригласительные билеты.

Председателем Мосгордумы был в ту пору Николай Губенко. На каждую следующую выставку он присылал нам приветственные письма. Со временем я перестала приглашать чиновников и журналистов, о выставках и так писали местные газеты, снимали сюжеты в новостных программах. Общение с чиновниками отнимало слишком много сил и времени, а радости не приносило вовсе.

- Какие критерии в выборе работ для выставки? Какие работы точно не могут туда попасть и почему?

В критериях отбора работ мы руководствовались, в первую очередь, собственным вкусом, некой насмотренностью что ли. Конечно, не отказывали друзьям, как же без них. Хотя с друзьями сложнее всего, иногда приходилось брать работы, которые не дотягивали до общего уровня. Но все же старались планку не опускать. Дурновкусие, так называемая «зековская резьба», небрежно выполненные работы не брали. Хотя, случалось всякое, правда, крайне редко. Не брали работы эротического характера, исключительно по просьбе руководства «Меридиана». Просьба объяснялась тем, что выставку посещает очень много детей.

- Случались ли какие-то смешные, курьезные ситуации за 10 лет проведения выставки?

Организация и проведение выставок – дело серьезное, и я что-то не припомню ни одной смешной или курьезной ситуации. И недоразумений, пропаж или поломок работ тоже не было. Экспозиция продумывается заранее, мы расписываем, кто и где будет размещен. Конечно, бывают перестановки, но в основном, все мастера занимают свое, строго определенное место. Правда, бывает, что мастер планирует (и заявляет) выставить одно, а на формирование экспозиции привозит совсем другое. Тогда и приходится менять экспозицию на месте.

- Что оказалось самым трудным в организации, а что приносит больше всего радости и удовлетворения?

Самое трудное, заставить мастеров вовремя прислать списки работ, и придумать название к ним. Звонить и напоминать приходится задолго до непосредственной подготовки к выставке. Одним звонком дело не обходится: звонить надо два-три раза, а то и чаще.

Больше всего радости доставляют улыбки мастеров, их хорошее настроение, возможность помочь им в продвижении работ и даже в продаже. И конечно же, отзывы, которые оставляют зрители. Особенно, дети.

- Что изменилось в вас самой за это время? Повлияла ли на вас выставка и общение с таким количеством художников-мастеров?

Что изменилось во мне и изменилось ли, вообще? Я никогда об этом не задумывалась. Спасибо за вопрос, пришлось подумать... Мне кажется, что, занимаясь журналом, где была «и швец, и жнец...», и проведением выставок, я поняла, что могу все! Надо только захотеть.

Огромная благодарность Ирине Владимировне и Виктору Петровичу за... Да за всю их деятельность:)

Мария и Татьяна, VZBRELO (вк, инстаграм)"


Рецензии