Чеченский бард и особенности мусульманского духа

 ***

Во второй половине 90х в Чечне был очень популярен (а частично и в остальной России) чеченский бард Тимур Муцураев. Известно, что он участвовал в чеченских войнах на стороне сепаратистов. Его песни под гитару были в основном на исламскую тематику (периодически встречается утверждение, что некоторые из них на территории России запрещены), но популярность явно была связана не только с этим, ведь его слушало и множество немусульман.. Очевидно, традиционно бардовская форма в сочетании с чеченской экспрессией и необычной для бардовской песни тематикой – пришлась по душе.. Более того, религиозная тема оказалась воспринятой не только мусульманами, но и частью людей христианской культуры. Действительно, Муцураев кажется своеобразным аналогом иеромонаха Романа, который тоже исполнял песни под гитару.. А что-то в его песнях соприкасается даже с рок-культурой (сам Муцураев говорил о влиянии на него творчества групп Metallica и Nirvana).
И вот здесь любопытно, как сочетаются в творчестве Муцураева «исламское» и «общечеловеческое». Безусловно, последнюю струну он часто задевает – без этого не было бы популярности за пределами Чечни. Смотрите сами: человек поет, что жизнь «оковы и тюрьма», а «рай уже совсем так близко» - какому христианину не близки эти мотивы? Постоянно присутствует апокалиптическая тематика: поется про то, что «недалек приход Мессии», и наступает «последний век»; что «День возмездия близок, а мы позабыли о страхе, День возмездия близок, о нем возвестит нам Исрафил» (напомню, что Исрафил - вестник страшного суда в исламской эсхатологии. Один из четырёх (наряду с Джибрилом, Микаилом и Азраилом) ангелов «высшего чина». Стоя на иерусалимской горе, Исрафил звуками трубы возвестит о воскрешении мёртвых для страшного суда. Исрафил передаёт веления Аллаха другим ангелам. Трижды в день и один раз ночью Исрафил плачет над мучениями грешников в аду). Здесь любой православный услышит что-то до боли знакомое.. Да, Муцураев, разумеется, не поет про Христа или Его Матерь, но квазибиблейские нотки (ибо Коран в свое основе во многом пересказывает Библию) – очевидны.. Автор не чужд и самокритики в рамках ислама – достаточно послушать песню «О, ислам, нечестивы твои богословы». Но вот дальше в его песнях начинается больше слышаться ислам, и даже чистый ислам.. Скажем, в песне «Мы идем, Иерусалим» (откуда слова про жизнь как оковы и тюрьму), встречаешь следующий текст: «И мы придем к Святой земле Размеренным и твердым шагом». Казалось бы, ну и что: речь, наверно, идет о паломничестве к святыне – разве это также не является похожим на христианский мотивом? О, нет! Ибо затем следуют слова: «Во всесжигающем огне Разверзнув черный флаг джихада»; и далее «Но недалек уже тот день, Когда без жалости и страха В страну, где правит иудей, Придут воители Аллаха И будет страшен этот бой, А гибель и для нас награда. Шахид небесную тропой Придет к обители Аллаха», и чуть позже, - «Коран и меч мы принесем, Земля святая Палестины». Вот тут понимаешь, насколько у нас разный с мусульманами дух. Пел про душу, изнывающую от пороков мира, пел про желание неба и Бога, пел про Судный день – и все было близко. Но все это продолжилось воспеванием войны с иудеями, джихадом, черным флагом смерти неверных, желанием без жалости и страха завоевать землю Палестины и принести туда меч.. И, оказывается, небесная тропа в обитель Аллаха – это джихад и уничтожение неверных.. Как будто сначала пел один человек, едва ли не христианских монах, а потом стал петь другой – беспощадный воин. Но нет, это один и тот же человек, и он – мусульманин..
Скажут: но ведь христиане тоже участвовали в крестовых походах – разве это лучше? Но, во-первых, крестовые походы были в рамках только одного направления христианства – католицизма; во-вторых, крестовые походы преследовали цель освободить христианские святыни от власти мусульман, которые оказались там как раз с помощью огня и меча (другое дело, какие методы были избраны для этого), - ныне же нельзя сказать, что мусульманские святыни прямо-таки находятся во власти иудеев – мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и мечеть халифа Умара — Аль-Акса находятся в «свободном доступе» для мусульман. И, наконец, в третьих, Христос не призывал к крестовым походам и сам не вел войны с неверными за распространение христианства, - а Мухаммед как раз этим и занимался. Следовательно, чеченский бард просто воспроизводит «классический ислам», ничего личного.. Собственно, мусульмане оказались в Иерусалиме в 7 веке именно таким путем.. И все-таки, слушая Муцураева, порой возникает безумная надежда, что «общечеловеческое» в исламе, то, что родственно христианам – может победить.. Но эта победа, если и возможна, то только с помощью Воплощенного Бога, Иисуса Христа, божественность Которого мусульмане, увы, отвергают.. «День возмездия близок, так зачем мы о нем забываем?»


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.