Игра

Часть 1. Фредди


          Казалось, он просил милостыню.

          Пожилой мужчина сидел оперевшись двумя  руками на свою трость и провожал умоляющим взглядом торопливо снующих мимо него прохожих.

          Но, он просил не денег и не «что-нибудь поесть».

          На куске картона, лежащим рядом с расставленными на шахматной доске фигурками, на столике уличного кафе, в самом центре Сиэтла, было написано нечто необычное: «Шахматы! Сделайте только один ход!»

          Многочисленные прохожие, торопливо шагающие в свои офисы, выйдя из автобуса, бросали равнодушный взгляд на одиноко сидящего старика, успевали прочесть надпись на куске картона, недоуменно пожимали плечами и проходили мимо.

          Жизнь проносилась мимо не снижая своего темпа, то на многочисленных автомобилях, то на велосипедах, то на электросамокатах, скейтах и скуттерах.

          И только один молодой человек, проходивший мимо, вдруг резко остановился, мгновенно оценил обстановку, глаза его весело засияли, он подошел к столу и передвинув шахматную фигурку, произнёс: «Е2 на Е4», затем он шутливо козырнул старику, рассмеялся и быстро побежал догонять своё время.

           Старик заметно повеселел, мельком кинув взгляд на шахматную позицию, он с благодарностью посмотрел вслед убегающему партнеру, затем сделал свой ход и продолжил с надеждой оглядывать прохожих.

          Старика звали Федором, но американцы предпочитали звать его Фредди и он уже привык к этому имени.

          Он родился и вырос в Ташкенте, окончил там самолетостроительный факультет и до самого закрытия авиазавода проработал инженером.

           Затем, на волне иммиграции, двадцать лет назад, уже в пенсионном возрасте, попал в Сиэтл, долго и трудно адаптировался, но в конце концов, привык и даже выучился говорить по-английски.

           В материальном плане у него всё было в полном порядке: после смерти жены он жил один в трехкомнатной квартире, в социальном доме, в центре Сиэтла; социальные службы не оставляли его без внимания - отвозили на прием к врачам, обеспечивали продуктами питания и лекарствами, оплачивали услуги повара и уборщицы.

           Пока были силы и жена была рядом, он как человек, выросший на производстве, чувствовал необходимость постоянно трудиться, искал себе любую работу и достаточно преуспевал в этом.

          Но, годы шли, и неумолимое время забрало у него жену и силы. Осталась только потребность в общении, которую даже социальные службы, присылавшие специальных сотрудников-психологов, удовлетворить не могли.

           Теперь он мог, опираясь на трость, только дойти до столика уличного кафе в соседнем доме и долго, трясущимися руками, расставлять шахматные фигурки на доске.

           Сегодня его надежды частично оправдались - появился первый партнер.

           И он сделал свой ход.

            А, у старика появилась надежда, что он сделал правильный выбор и завтра утром игра продолжится.


 Часть 2. Майкл.

          Майкл примчался на свое рабочее место, в офисе крупной компании, в отличном настроении.

          Весь день работалось легко и непринужденно, всё получалось удачно и с первой попытки, без досадных сбоев и недоразумений.

          И, только к обеду Майкл осознал причину своего хорошего настроения - он вспомнил свой шахматный ход и неожиданную встречу с одиноким стариком, который, чем-то неуловимым, был похож на его родного отца.

          Отец Майкла жил далеко, в Пенсильвании, в своем стареньком одноэтажном домике, постоянно требующим ремонта, и после смерти своей жены, матери Майкла, не собирался покидать родное гнездо.

          Майкл навещал отца дважды в год, на рождество и на день независимости, каждое воскресенье пытался общаться с ним по видеосвязи, но ... чувствовал, что душевная связь с отцом с каждой неделей всё слабеет и слабеет, и, с каждым разом, после нескольких общих фраз и расспросов, всё чаще наступает неловкое молчание, которое ни сын, ни отец не решаются нарушить первым, чтобы завершить разговор и положить трубку.

          Каждый раз после разговора с отцом, Майкл ощущал в душе смутное чувство вины, словно это он был виноват в том, что отец доживает остаток жизни вдали от него.

          И, вот сегодня утром, совершив свой почти неосознанный, импульсивный поступок, остановившись перед столиком, за которым сидел одинокий старик и буквально на секунду став его партнёром по ИГРЕ, пусть даже шахматной, Майкл, неожиданно для себя, почувствовал громадное облегчение, словно сбросил груз вины с души.

          За обедом Майкл рассказал нескольким сослуживцам о необычном старике, затеянной им странной игре с прохожими «в один ход», о его шансах одержать победу. Разговор получился интересный, поскольку впервые за долгое время программисты обсуждали реальный случай из жизни за окном. Молодые люди принялись с азартом считать вероятность победы прохожих, их заинтересованность в игре и дальнейшее развитие событий за шахматной доской.

          На следующее утро Фредди, только успев расположиться за столиком уличного кафе, был приятно удивлен количеством желающих сделать свой единственный ход на его шахматной доске.

          А ещё через день желающие сделать ход в этой необычной игре образовали даже небольшую очередь, чем сильно обрадовали хозяина кафе, поскольку часть игроков, в ожидании своей очереди, успевали с удовольствием угостить себя чашкой кофе.

          Через несколько дней, Майкл успевший познакомиться с Фредди, предложил ему установить на стене кафе, над его столиком, видеокамеру, позволяющую транслировать в специально открытую группу в соцсети весь ход событий на шахматной доске.

          Фредди потребовалось время, чтобы обдумать предложение Майкла, но уже к обеду он дал свое согласие и на следующее утро сидел за своим столиком и пытался бодрым голосом комментировать всё происходящее на шахматной доске, а его «мимолётные» партнеры получили прекрасную возможность видеть и оценивать  шахматные позиции в реальном времени, через интернет.

          Активность игроков возросла на столько, что  Майкл предложил устроить он-лайн тотализатор, где желающие могли бы делать ставки на победителя в этой необычной шахматной игре.

          Тотализатор стал приносить доходы, неуклонно увеличивающиеся день за днём и окруженный вниманием Фредди чувствовал себя вновь молодым и здоровым, но ...

          Девяносто один год это отнюдь не девятнадцать и однажды пришла беда - у Фредди отнялись ноги.


 Часть 3. Миссия.

          Фредди родился в СССР, в интеллигентной семье, не обременённой религиозными догмами и упорно считал себя атеистом.

          Он не верил в загробную жизнь, не готовился попадать в рай, не страшился чистилища, ссудного дня и ада.

           Но, однажды он где-то прочитал, что у каждого родившегося человека обязательно есть своя Миссия, для выполнения которой он и появляется на свет.

          Миссия носит секретный характер, никто не знает о её истинном смысле, но человек не покидает этот мир, не выполнив её.

          Фредди не раз задумывался по-поводу своей Миссии, анализировал прошлое, вспоминая всю свою жизнь и до сих пор не находил ничего такого, что по уровню значимости могло бы быть Миссией.

          И лишь одно его успокаивало - раз он пока жив, значит Миссия не выполнена и всё ещё впереди.

          Теперь же, когда ноги у него отнялись и он уже не мог самостоятельно ходить, он впервые испугался. Испугался не за свою жизнь, успевшую изрядно поднадоесть за девяносто один год, испугался за свою ИГРУ, где он был основным игроком.

          И тогда у него впервые мелькнула мысль о роли Игры в его жизни, и появилось смутное осознание содержания собственной Миссии.

          Потеряв способность передвигаться, он не впал в панику, не потерял самообладание и крепко стиснув остатки воли в кулак, попросил передвинуть своё кресло к окну, из которого был виден его шахматный столик, установить на улице, напротив окна, ученическую доску, а вторую доску установить рядом с собой, у окна своей спальни и ... продолжил ИГРУ.

           Майкл предложил было кардинальное совершенствование ИГРЫ, установив мониторы и переведя всю игру в виртуальный режим, но встретил такой категорический отпор со стороны Фредди, что счел благоразумным отказаться от своей задумки.

          Он понял, что для Фредди главное в ИГРЕ это возможность живого общения, пусть кратковременного, но ЖИВОГО.

           Ему был важен не результат ИГРЫ, не азарт, присущий каждой игре, не сам процесс игры - он играл ради того, чтобы хоть очень кратковременно, но иметь возможность видеть лица своих партнеров, встретить их доброжелательные взгляды, почувствовать тепло их рук, обмениваясь изредка рукопожатиями.

          Теперь он играл сидя у окна своей комнаты, а его партнеры, со многими из которых он успел познакомиться и даже подружиться, сделав свой единственный ход, махали ему рукой и улыбались искренними, доброжелательными улыбками, желая скорейшего выздоровления.

          И ему уже не хотелось умирать. Он начинал понимать смысл своей Миссии.

           Он стал замечать, что многие прохожие, проходя торопливым шагом, под его окнами часто замедляли походку, отрывали взгляды от своих телефонов, их лица преображались светлея, они радостно улыбались и махали рукой.

           Фредди понял, что его Миссия это вернуть людям радость живого общения и он её выполнил.

           И ещё он понял что скоро умрёт.

           Утром следующего дня Фредди уже не проснулся.

          Но, ИГРА осталась жить. Теперь она называлась по имени её изобретателя «Игрой Фредди».

          И во многих городах мира можно увидеть столики с одинокими стариками, играющими в шахматы с многочисленными прохожими.

           И яркие рекламные плакаты над ними:
«Игра Фредди! Сделайте ваш единственный ход!»

          

         

         

          


Рецензии
Присоединяюсь к восхищению предыдущего рецензента!
Глубоко и проникновенно!
Спасибо, Алим!

Рефат Шакир-Алиев   30.03.2020 16:38     Заявить о нарушении
Спасибо, что нашли время прочитать и оценить! С уважением, Алим

Мунтазир   30.03.2020 17:57   Заявить о нарушении
Это Агзамджан наводку дал.

Рефат Шакир-Алиев   30.03.2020 18:25   Заявить о нарушении
Спасибо наводчику! :)

Мунтазир   30.03.2020 22:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.