Медаль ветерана

Рассказ в стихах

Это было в начале мая,
Лет так двадцать, примерно, назад.
К нам в музей, осторожно ступая,
Вдруг вошёл ветеран-солдат.

Он стоял у порога устало,
Упираясь в свои костыли,
Говорил – тяжелее жить стало,
Новый счёт за квартиру ввели,

Что не ходят к нему уж ребята
В День Победы из школы давно,
Что войны той им память не свята -
Голливудское в моде кино.

Тускло в ламповом свете мерцали
На груди у него ордена.
Между ними висели медали,
Но за подвиг была лишь одна.

Я спросил: «Сколько Вы воевали?
На каких побывали фронтах?»
«На границе войну начинали, -
 был ответ, - в самых первых боях.

Батальон наш сапёрный отдельный
С края дальневосточной земли
Эшелоном, в период недельный,
К концу марта туда привезли.

Возводили мы ДОТы и ДЗОТы,
Укрепляя рубеж для страны,
Но в составе обычной пехоты
Бились в первые дни Войны.

УР бомбили и днём, и ночью,
Шли атаки одна за одной,
И снаряды нас рвали в клочья,
Мины сыпались, словно рой…

Но от грохота взрывов немея,
Позабыв про отдых и сон,
На пять суток сдержать сумели
Мы лавину фашистских колонн.

Лишь оставшись почти в окруженье,
Получив приказ на отход,
Гарнизон Равы-Русской, с уменьем,
Вышел в свой на восток поход».

- «За отвагу» медаль Вы, наверно,
Заслужили в том страшном бою?»
Усмехнулся старик: «Несомненно
Лишь познал там удачу свою.

Нет героев в разгар отступленья.
Даже подвиги – просто борьба.
У бойцов, проигравших сраженье,
Отнимает награды судьба.

Для солдат 41-го года
Очень мало дано орденов.
Их удел – только память народа
Да без счёта могильных бугров.

Сколько там, на дорогах Украйны,
Боевых схоронил я друзей:
Кто погибли  в «котле» на Умани,
Кто – от бомб, кто - от ран прежних дней.

А меня словно что-то хранило -
До последней секунды войны
Смерть всегда стороной обходила,
Лишь добавив вискам седины.

Помню, бешено юнкерсы выли,
Над последней преградой - Днепром,
А с высот артиллерией били.
Взорван мост, потоплен паром.

Тут работа для нас – сапёров:
Разобрав у обрыва ДЗОТ,
Быстро сладили плот, на котором
Переправился наш санвзвод.

Ну а как быть самим? Плавсредства
Все отплыли, спасенья нет.
Над водой – лишь забор, по соседству
С бывшим ДЗОТом. Вот и ответ!

Вырвав каждый доску покрупнее,
Дружно бросились в волны Днепра.
Выжить тем удалось, кто сильнее,
Кого пуля в воде не нашла.

Я доплыл, но уже без сознанья
Был подобран на том берегу.
После спиртом обогреванья,
Вновь ожил и стрелял по врагу.

А потом был впервые я ранен
При бомбёжке очередной.
На лечение был направлен
В военгоспиталь передвижной.

Тот медпоезд немецкие танки
Весь сожгли на моих глазах.
А врачей и больных останки
Схоронили мы рядом, в кустах.

Там опять я попал в окруженье.
Едва выбрались – снова в «котле».
Избежав только чудом плененья,
Наконец, оказался в Москве.

Как обычно, назначен в сапёры.
В наступленье тогда перешли.
Где пешком, где ползком, где «с мотором»
Мы на запад в сражениях шли.

Придан был полковой я разведке,
Расчищал ей проходы от мин.
И однажды почти до рассвета
Пролежали в болоте, средь льдин.

Перебравшись затем через речку
Под немецкий окоп на яру,
Забросали гранатами «точку»
С пулемётом, верху, на бугру.

Вскоре я оказался контужен,
И медаль обошла стороной.
Только стал себя чувствовать лучше, -
Вновь на фронте, но в части другой.

«За отвагу» меня наградили
В 43-м, уже в сентябре.
Мы тогда в наступлении были
Перед Ельней, на малой Десне.

Ставил мины в тот раз возле края
Самой первой в бою полосы.
А потом, под огнём, помогал я
Строить там через реку мосты.

А когда в октябре, поздней ночью,
Расчищал вновь разведке пути,
Луч прожектора высветил точно.
Я не смог от обстрела уйти.

Полыхнуло в глаза, и слетела
На них мрака черней пелена,
А очнулся – пред ними белела
ГоспитАльной палаты стена.

Забинтован, лежал я на койке -
Ни ногой, ни рукой шевельнуть.
В моём теле ныли осколки,
Не давая спокойно уснуть.

На лечении был полгода,
А потом получил «приговор» -
Инвалид и к службе не годен.
Вот и весь со мной разговор.

Но закончить свой путь солдата,
Когда видно победу вдали,
Я, конечно, не мог. Мне надо
Возвратить свой рубеж земли.

За него я с врагом сражался
В сорок первом ещё году.
И к нему я вернуться клялся,
Отходя за верстой версту.

Решено, я иду на запад,
В свою часть, где помнят меня.
А со мной - инвалидов ватага.
Они тоже солдаты - друзья.

Задержали нас только в Рославле.
Нашей армии след уж простыл.
Комендант гарнизона, бесславно,
Здесь наш дерзкий побег завершил.

Чтобы выяснить личность, направил
В запасной другой армии полк.
Ну а тут – наступленье. Оставил
Командир его нас на разбор.

С ним доехали мы до границы
(Тем исполнилась наша мечта).
Там журавль превратился в синицу,
Я вернулся в родные места».

- Значит, Вы воевали три года?
- С половиной, почти, по октябрь,
Но в военной шинели народу
Полных лет прослужил ровно пять.

«Вот и всё!» – завершил свой рассказ он
И ушёл, костылями стуча,
А в ушах моих, будто наказом,
Его старческий голос звучал.


Сколько их, неизвестных и ныне,
Полегло на полях той войны.
Мы, конечно, гордимся ими,
Но нам важно и знать всё о них.


Юрий Тарасов
2020 г.


Рецензии