Игорь Северянин

Игорь Васильевич Лотарев, прославившийся под псевдонимом Игорь Северянин, родился в мае 1887 г. в Петербурге, в семье  военного инженера. Семья владела домом на Гороховой улице. К мальчику для воспитания нанимали бонн и гувернанток. Детство Игоря можно было бы назвать счастливым, если бы не постоянные ссоры родителей, больно ранившие его сердце. В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом в Череповец. Учился он всего ничего - закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Незадолго до смерти отца, в 1903-1904 гг.  Игорь побывал с ним на Дальнем Востоке, полгода прожил в Китае, в Порту Дальнем. В 1904 г. он уехал в Россию и поселился у матери в Гатчине.

Стихи Игорь Северянин начал писать в 8 лет. Среди поэтов старшего поколения он больше всего ценил Мирру Лохвицкую и считал себя ее учеником. В 1905 г. было опубликовано первое его стихотворение "Гибель «Рюрика»", навеянное трагическими событиями русско-японской войны. Не имея доступа в журналы, Северянин в течение нескольких лет издавал на дядины деньги тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего им было издано с 1904 по 1912 г.  35 таких сборников. Особого отклика они не имели. Признание к поэту пришло совершенно неожиданно. В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез брошюру Северянина "Интуитивные краски" в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Последнего резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры – «Хабанера II». Наживин опубликовал отзыв Толстого, после чего, говоря словами самого поэта, «всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье», чем и сделала его сразу известным на всю страну. «С легкой руки Толстого, - вспоминал Игорь Северянин, -  меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, — участие". Не только публика, но и маститые литераторы обратили вскоре внимание на молодого поэта. В 1911 г. Валерий Брюсов, тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи".

Северянин вошел в моду. Успеху его способствовала так же манера исполнения: свои стихи он не читал, а пел. Чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, Северянин основал в 1911 г. собственное литературное направление, названое им эгофутуризмом. Оно  заняло серединную позицию между акмеизмом и собственно футуризмом. Для поэзии самого Северянина была свойственна своего рода кукольная маскарадность. В отличие от акмеистов, он воспевал не галантные празднества, где любовь – служение, а современный, веселящийся город «золотой молодежи». Корней Чуковский в своей известной лекции о футуризме так говорил о Северянине: «Его стих, остроумный, кокетливо-пикантный, жеманный…,  весь как бы пропитан… воздухом бара, журфикса, кабаре…  все же, несмотря ни на что, стих его волнующе-сладостен!»
 
Другой мэтр символизма, Федор Сологуб, принял в 1913 г. активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок". В следующие два года эта книга была переиздана девять раз -  такого ошеломляющего успеха не знал прежде ни один поэтический сборник России!  На короткое время Северянин стал самым модным поэтом. За «Громокипящим кубком» последовали  «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915), «Victoria Regia» (1915), «Поэзоантракт» (1915), «Тост безответный» (1916). Все они уступали первому и самому знаменитому сборнику. Критика встретила их достаточно прохладно, а Ходасевич прямо заявил, что Северянин не оправдал возлагавшиеся на него надежды. Тем не менее, в читательской среде имя Игоря Северянина продолжало пользоваться любовным почитанием.

Весной 1916 г. Северянина призвали на военную службу. Как и следовало ожидать, он оказался никуда не годным солдатом. В скором времени поэта перевели в санитарную часть, а потом «списали вчистую». Февральскую революцию Северянин приветствовал радостным стихотворением, которое заканчивалось словами: «И невозможное – возможно в стране возможностей больших!» 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве (где присутствовали одни только футуристы) Игорь Северянин был провозглашен «королем поэтов».

Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла. Хотя Эстония в это время уже была оккупирована немцами, ни о какой эмиграции речь не шла. Северянин просто хотел пережить голодное время на «даче» в Тойле.  Но в феврале 1920 г. Эстония официально  отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции. Он, впрочем, чувствовал себя достаточно уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем.  Вскоре Северянин влюбился в дочь тойлаского плотника Фелиссу Круут, которая стала его женой (в августе 1922 г. у них родился сын Вакх). После свадьбы, в конце 1921 г. Северянин принял эстонское гражданство. В Тарту начинают выходить новые сборники его стихов. В 1919-1925 гг. вышло девять его книг.  Но затем, с 1925 по 1930 год поэт не смог опубликовать ни одного нового сборника. Эти годы были отданы переводам. С помощью жены, не владея письменным эстонским языком, Северянин осуществил беспрецедентное издание — составил антологию собственных переводов «Поэты Эстонии» (1928), за что получил небольшую денежную субсидию от министерства просвещения. (Он был первый, кто представил на русском языке стихи лучших эстонских поэтов начала ХХ века). В 1931 году вышел новый  сборник собственных стихов Северянина «Классические розы», обобщивший опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Особенно ухудшилось материальное положение поэта к 1936 году, когда он разорвал отношения с Фелиссой Круут  и сошелся с Верой Коренди. Его новая возлюбленная работала учительницей в Таллинне. Северянину пришлось переехать вслед за ней в город.

В августе 1940 г. Эстония вошла в состав СССР.  Северянин откликнулся на это событие стихотворением «Наш праздник». Он надеялся, что судьба его переменится, и он сможет, наконец, избавиться от многолетней унизительной бедности. Действительно, советские журналы стали печатать его стихи. Но денег по-прежнему не хватало. А вскоре после начала Великой Отечественной войны Эстония была оккупирована Германией. Поэт умер в декабре 1941 г. в захваченном немцами Таллинне.

ххх

СТАНСЫ

Простишь ли ты мои упреки,
Мои обидные слова?
Любовью дышат эти строки,
И снова ты во всем права!

Мой лучший друг, моя святая!
Не осуждай больных затей;
Ведь я рыдаю, не рыдая.
Я, человек не из людей!..

Не от тоски, не для забавы
Моя любовь полна огня:
Ты для меня дороже славы!
Ты — все на свете для меня!

Я соберу тебе фиалок
И буду плакать об одном:
Не покидай меня! — я жалок
В своем величии больном...

1911

ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ

Весенний день горяч и золот, —
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова — я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!

Душа поет и рвется в поле,
Я всех чужих зову на «ты»...
Какой простор! какая воля!
Какие песни и цветы!

Скорей бы — в бричке по ухабам!
Скорей бы — в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам!
Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!

1911

КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ
               
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

1925


Рецензии