Кто выживет на рынке труда?

В условиях неопределённости выживут лишь некоторые компании.

«Умение работать в условиях неопределённости - ключевое качество, которое будет востребовано в 2020-2030гг». Это одна из самых любимых моих фраз, которую я услышала на Зимнем острове, прошедшем совсем недавно (и так давно, столь быстро меняется мир!).

Для меня «работа в условиях неопределённости» - уже 20 лет как норма. Потому что это моя работа - создание бизнесов или их изменение. Это всегда работа «на минном поле» - четкая цель и план, и постоянное маневрирование МЕЖДУ. Между мнением и желанием работников, бизнеса, рынка, конкурентов, да и своих хотелок «просто выпить кофе в тишине». Изменения и трансформация - всегда неопределенность, сопротивление, создание нечто нового на базе имеющегося «фундамента».
Навыки работать в условиях неопределённости не просто наше будущее, это уже наше настоящее. Ибо карантин перевернул практически все с ног на голову и заставил действовать всех нас быстро и без каких-либо гарантий, что действия принесут успех, или хотя бы оставят бизнес/работу в  текущем состоянии.

Хотите работать в том бизнесе, который всегда будет успешным (читай: умеющим быстро реагировать на любые новые обстоятельства)? Читай признаки таких компаний / людей:

1. Сотрудники не равнодушные машины-исполнители своих функций, а реально заинтересованы в результате всего дела: сообщают о проблемных местах/процессах, вносят предложения по их улучшению, помогают друг другу учиться и работать.

2. Бизнес/руководство слушает и слышит свой коллектив и рынок: быстро реагирует на любую информацию и даёт обратную связь по каждому такому случаю, создаёт реальную рабочую обстановку (без «перламутровых пуговиц», но все необходимое для работы и отдыха), оценивает каждое рац.предложение - сотрудник чувствует человеческую заботу и имеет возможность созидать.

3. Ценности бизнеса и сотрудников совпадают на 50+%. То есть подбор персонала построен по принципу «сотрудник любит то дело, которым ему предстоит заниматься», а обучение и развитие персонала учат и развивают необходимому в контексте «зачем это тебе это как человеку, сотруднику и члену команды, почему и как это поможет бизнесу». По сути, hr помогает бизнесу формировать целостную пазл-картину, где каждая частичка понимает почему она так важна в общей картине.

4. Бизнес прозрачен и честен. Во всех отношениях. Даже если есть «темная сторона луны», сокрытая от внешнего мира. Все вводимые изменения готовятся, освещаются, объясняются. Да, на каждом уровне по-своему и не всегда с финансовыми или юридическими подробностями (это для тех, кто сейчас решит возразить), но обьяснить причинно-следственные связи необходимо. И делать это не задним числом, а ДО введения изменений. Это касается и прошедшего периода - итоги бизнеса важны даже слесарю или уборщице, если вы хотите, чтобы они были вашей командой, опорой, надежным тылом. Просто доносить эту информацию надо простым доступным слогом, а не как для Совета директоров. На 1 странице можно показать динамику бизнеса: где были - где сейчас по рынку в целом, объемам собственным, клиентам, прибыли, что поменялось для сотрудников (например, индексация зп, сделана обеденная зона, покрашен коридор и заменена сантехника, ...). Да, это всем важно, потому что это проявление заботы о тех, кто делает бизнес.

5. И крайний, важный пункт характеристик бизнесов, которые умеют «оставаться на плаву» даже в условиях неопределённости: готовность жертвовать для тех, с кем ты работаешь. Временем, интересами, деньгами. Правило хорошего тона у собственников до 3х месяцев поддерживать бизнес собственными деньгами в периоды кризисов (размер бизнеса не важен, потому что дивиденды за прошлый период соответствуют инвестициям). А правило хорошего тона у работников 3 месяца поддержать своего работодателя - не бросать его чуть что, пойти на компромисс в условиях труда и оплаты, не поливать его «ушатом грязи». Это все возможно только при условии открытого диалога и информированности обеих сторон о реальном положении дел. Ведь вы не на баррикадах друг против друга, вы в одной лодке посреди бушующего океана и очень далеко от каких-либо берегов, где можно безопасно отсидеться и переждать бурю.

Только такие компании выживают. Проверено. Многократно. Иные имеют то, что имеют:
- повальные однодневные сокращения зп и персонала, а некоторые ещё и задним числом;
- закрытие производственных мощностей (цеха, рестораны, салоны, магазины, ...);
- создаваемый годами hr бренд (как внешний, так и внутренний) рушится за считанные дни и имидж работодателя на рынке труда придётся восстанавливать годами;
- потерю «костяка» - самых лояльных и вовлечённых (даже если их не затронули, думаете, что они не задумались, что если прижмёт ещё чуток - с ними не поступят так же?);
- восстановление после кризиса будет ещё большим провалом - набрать профи таким бизнесам будет сложно, это скажется на качестве продуктов/услуг и потеря клиентов/доли рынка будет последней «битвой», которую вы в итоге проиграете.

Берегите друг друга, договаривайтесь, идите на уступки, но сохраните бизнес, команду, работодателя, свой бренд, качество товара/услуги.

«Все пройдёт, и это тоже» (Царь Соломон). А изменения и неопределённость - это навсегда для тех, кто хочет быть успешным.


30 марта 2020


Рецензии