Льюис Бейли о болезни и смерти

МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ
Льюис Бейли
Bayly L. The Practice of Piety. L., n.d. P.272-278
http://www.gracegems.org/24/practice_of_piety6.htm

Если ваша болезнь остается с вами, используйте для своего утешения несколько размышлений, которые помогут понять, почему Бог посылает страдания Своим детям.
1. Через страдание Бог может не только исправить грехи нашего прошлого, но и породить в нас глубокое отвращение к нашему природному растлению, и таким образом удержать нас от падения во многие другие грехи, которые в противном случае мы могли бы совершить; как добрый отец, который позволяет нежному младенцу слегка обжечь палец свечой, Он может научить нас остерегаться попасть в великий огонь, и так дитя Божие может сказать вместе с Давидом: «Хорошо для меня было пострадать, и я узнал уставы Твои, ибо до страдания моего я заблуждался, но теперь я держу свое слово». И также говорит Павел: «Мы наказаны Господом, потому что мы не должны быть осужденными с миром» (1 Кор.11.32).
На Кресте Бог приготовил два лекарства, наказание грехов прошлого и предотвращение греха будущего. Ибо хотя от вечного наказания за грех, которое вытекает из справедливости, мы помилованы через жертву Христа, но мы не можем, без серьезного суда над собой, быть освобождены от временных наказаний за грех, потому что они происходят только из любви Бога для нашего блага. И это является причиной того, что когда Натан сказал Давиду от Господа, что его грехи прощены, он добавил, что меч наказания не отойдет от дома его и что его ребенок будет обречен на смерть. Ибо Бог как искусный Врач, видя, что наша душа отравлена поселившимся в ней грехом, и зная, что власть плоти окажется гибелью духа, служит нам через горькие лекарства бедствий, в результате чего остатки греха удаляются, а душа крепко вылечивается; плоть покоряется, и дух освящается. О мерзость греха, что ведет Бога к тому, чтобы наказыватьтак сурово Своих детей, которых Он так любит!
2. Бог посылает скорби, чтобы запечатлеть ими наше усыновление, так как Он дисциплинирует всех, кого любит, и наказывает каждого, кого Он принимает как сына, чтобы он переносил страдания как дисциплину. Если Бог с вами как ваш Отец, то какой отец не дисциплинирует своего сына? «Если же вы не подвергаетесь наказанию, то вы незаконные дети, а не сыновья» (Евр.12.8 KJV). Обязательно обратите внимание, что если Бог видит грех и не поражает его, то Он ненавидит, а не любит, потому сказано, что когда Он позволил нечестивым сыновьям Илия продолжать свои грехи без наказания, то Он «решил уже предать их смерти». С другой стороны, нет более верного знака отеческой любви и наставления Бога, чем исправление нас некоторым страданием тогда, когда мы совершаем какой-либо грех и преступление. Это страдание является, следовательно, печатью принятия, а не признаком осуждения. Хорошую кукурузу нужно лучше всего очищать; чистое золото труднее всего очистить; сладкий виноград труднее мнется, и истинный христианин несет более тяжелые скорби.
3. Бог посылает скорби, чтобы избавить наши сердца от излишней любви к миру и мирской суете, и чтобы заставить нас более серьезно и долго желать вечной жизни. Если бы дети Израиля не подвергались столь жестокому обращению в Египте, они не были бы настолько готовы идти в Ханаан; если бы не кресты и скорби этой жизни, дети Божьи не могли бы так сильно, долго и охотно желать Царства Небесного. Ибо мы видим много гурманов, которые готовы были бы отказаться от благ неба при условии, что они все еще смогут наслаждаться земными радостями, и, не пробовав радости лучшей, как неохотно они расстаются с жизнью! В то же время апостол, который видел славу Божию, говорит нам, что радость вечной жизни и удовольствия этого мира – это самая прекрасная пища рядом с грязным навозом, уютная спальня и гноище (2 Кор.12.4, Фил.3.8).
Бог примешивает иногда болезнь к радости и процветанию этой жизни, чтобы дети века сего не могли забыть о Нем и впасть в слишком большую любовь к этому лукавому веку, и не обрели вместе с богатством гордость, нахальство, распущенность и несмысленность и не отвергли Господа, разжирев (Втор.32.15). Ибо если дети Божьи любят мир столь сильно, когда он поражает нас и причиняет зло, как бы мы любили эту блудницу, если бы она улыбнулась нам и стала ласкать, как детей мира сего? Таким образом, Бог как мудрый и любящий Отец пресекает удовольствия этой жизни для Своих детей, чтобы, не находя в этом земном состоянии истинной и постоянной радости, они могли бы вздыхать и стремиться к вечной жизни, где только и модно найти по-настоящему вечную радость.
4.В скорби и болезни Бог испытывает Своих детей и милость, которую Он дарует им. Он затачивает и испытывает их веру, как ювелир переплавляет золото в горниле, чтобы сделать его более блестящим и ярко сияющим (1 Пет.1.7); Он побуждает нас молиться все усерднее, и научает нас терпению, которое мы узнаем в этой школе страдания. Опыт развивает нашу надежду, любовь и все остальные христианские добродетели, которые без этого будут ржаветь, как железо, или растлеваться, как стоячая вода, которая не течет и приобретает дурной запах (Иер.48.11). И неужели человек предпочтет сохранить вонь и проклятие своего растленного характера и не захочет изменить его через крест болезни к своему же спасению? Ибо как ромашка, которую сомнут, станет ароматнее, и рабы, живущая в соленой воде, вкуснее, так те души ценнее всего для Христа, что больше всего страдают и несут свой крест.
5.Бог посылает скорби, чтобы явить миру Своих истинных детей в любви и служении. Каждый лицемер будет служить Богу, пока он процветает и благословлен Им, как дьявол ложно обвинил Иова; но кто, если не любящее чадо Божие, будет любить Его и служить Ему в беде, когда Бог, кажется, разгневан на него? Кто прилепится к Нему еще теснее, когда Он, кажется, нахмурился и отвергает человека с позором, и гонит его, ранит и убивает, как врага, чтобы потом сказать вместе с Иовом: хотя бы Ты, Господи, убил меня, я буду уповать на Тебя! Любовь к Богу и упование на Его милость во время нашего исправления и страдания есть верный признак искреннего чада и слуги Господа.
6. Освященное страдание особенно способствует нашему дальнейшему истинному возрастанию и зовет нас домой через покаяние к нашему Отцу Небесному. «В своей скорби они будут искать Меня усердно», говорит Господь (Ос.5.15). Бремя Египта заставило Израиль возопить к Богу (Исх.3.7). Несчастья Давида сделали его молящимся (Пс.86.7). Болезни Езекии заставили его плакать (Ис.38.2-3), и нищеты вынудила блудного ребенка вернуться и просить у своего отца милости. Да, мы много читаем в Евангелии, что болезни и страдания вынудили прийти ко Христу многих из тех, кто, если бы имел здоровье и процветание, как другие, пренебрег бы своим Спасителем и презрел Его, и никогда не стал бы стремиться к Нему ни за исцелением, ни за спасительной благодатью. Ибо, как Ноев ковчег, чем больше окружали его воды, тем ближе он становился к небу, так освященная душа – чем больше она подвергается скорбям, тем ближе она поднимается к Богу. О, благословенный крест, который привлекает грешника на коленях ползти ко Христу, чтобы в своих тяжких страданиях молить о Его бесконечной милости! О благословенный, вечно благословенный Христос, Который никогда не отказывается от грешников, приходящих к Нему, хотя бы поводом к тому послужили скорби и страдания!
7.Страдание вызывает в нас жалость к нашим ближним, братьям, которые находятся в бедственном положении, мы учимся сочувствовать их беде и выражать сострадание их положению, как если бы мы сами страдали вместе с ними (Евр.13.3), и поэтому Сам Христос страдал, будучи подобен нам во всем, кроме греха, чтобы Он мог быть милосердным Первосвященником, тронутым нашей немощью (Евр.2.18, 4.15, 5.8-9). Никто не может так сильно оплакивать страдания другого, как тот, кого самого постигла та же болезнь. Поэтому пострадавший грешник может смело говорить о Христе.
8. Бог использует наши болезни и несчастья как средство и пример для других проявлять веру и добродетель, которые Он даровал нам, а также чтобы укрепить тех, кто не получил веры в такой большой мере, как мы, потому что не может быть большего поощрения слабого христианина, чем истинный христианин в труде и болезни, поддерживаемый большим терпением и утешением в его душе. А легкий и благословенный уход такого человека будет вооружать его против страха смерти и заверять его, что надежда на Бога есть гораздо более драгоценная вещь, чем плоть и кровь, и все, что может предстать смертному оку в этой долине страданий. И если бы не то, что многие из тех, кого мы знаем как несомненных детей Бога, пережили такие страдания и бедствия и явили нам крест, по тяжести многократно превосходящий нас, то, возможно, мы сами вряд ли стали бы детьми Божьими. И поэтому Иаков говорит: «Бог подал нам через Иова и пророков пример долготерпения».
9. В скорбях Бог дает нам сообразоваться образу Христа, Сына Его (Рим.8.18, 1 Пет.4.14), Который, будучи Главой нашего спасения, был соделан совершенным через страдания (Евр.2.10). И поэтому Он нес крест с позором прежде, чем был увенчан славою (Евр.2.7), принял горький уксус (Мтф.27.34) прежде, чем вкусил мед (Лк.24.42), и был высмеян как Царь иудейский солдатами в зале первосвященника, прежде чем Его приветствовали как Царя славы ангелы в суде Отца (Пс.24.7). И чем больше Отец наш Небесный будет преображать нас в образ Его Сына, чтобы явить Его в нас, тем больше Он будет любить нас, и после того как мы в какой-то мере воспримем Его образ в страданиях и скорби (2 Тим.4.7-8), и преодолеем (Откр.3.21), мы будем увенчаны Христом и воссядем с Ним на престоле Его, и получим от Христа драгоценный белый камень и утреннюю звезду (Откр.2.17), и воссияем, как Он в славе Своей навсегда (Фил.3.21).
10. Наконец, скажем и о том, что благочестивые могут быть унижены в своем страдании, но Бог прославляется через избавление их от бед и мучений, когда они призывают Его помощь и поддержку. Ибо хотя ни один человек не чист, и если бы Господь всегда строго замечал беззакония, Он нашел бы за что наказать Его, но милостивый Господь, не всегда делающий скорби Своих детей наказанием за их грехи, иногда возлагает на них скорби и кресты ради Своей славы. Таким образом, наш Спаситель Христос сказал ученикам Своим, что слепой человек не родился таким из-за своего греха или греха родителей, но чтобы на нем явились дела Божии. Так Он сказал им также, что болезнь Лазаря не к смерти, но к славе Божией. О невыразимая благость Божия, которая превращает даже те страдания, которые есть позор и наказание за грехи наши, в предмет Его чести и славы!
Вот благословенные и достойные цели, ради которых Бог посылает болезни и скорби Своим детям, и по которым ясно представляется, что страдания не являются признаками ненависти Бога или нашего осуждения, а знаками и обещаниями Его отеческой любви к Своим детям, которых Он любит и, следовательно, наказывает в этой жизни, где есть покаяние и, следовательно, надежда на помилование, чтобы не наказывать нас там, где нет ни надежды на помилование, ни конца наказания. Поэтому христиане в древней Церкви привыкли воздавать Богу большую благодарность за свои страдания в этой жизни. Так апостолы радовались, что они были достойны пострадать за имя Христа (Деян.5.41). И евреи-христиане радовались, что у них отбирают их добро, зная, что у них на небесах есть имущество лучшее и непреходящее (Евр.10.34).
А в отношении этой святой цели апостол говорит, что «наказание ныне кажется не радостью, а печалью, но потом оно приносит тем, кто были научены, тихий плод праведности» (Евр.12.11). Молитесь, следовательно, от души, что если Бог послал вам болезнь, то для того, чтобы вы могли угодить Ему, и если Он посетил вас этой болезнью, то Он учит вас освященному применению того, что Он на вас возложил.

МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО МОЖЕТ УМЕРЕТЬ
Bayly L. The Practice of Piety. L., n.d.283-288
http://www.gracegems.org/24/practice_of_piety7.htm

Если ваша болезнь, скорее всего, смертельна, то поразмыслите о трех вещах.
Во-первых, как милостиво Бог поступает с вами.
Во-вторых, от какого зла смерть освободит вас.
В-третьих, что благая смерть принесет вам.
Прежде всего, подумайте о расположении Бога к вам.
1. Подумайте о том, что Бог использует наказание вашего тела как лекарство для души, подвигая вас, больных грехом, к покаянию во Христе, к Врачу, Который исцелит вашу душу (Мтф.9.12).
2. Самая мучительная и нестерпимая болезнь – ничто по сравнению с теми скорбями и болями, которыми Иисус Христос, ваш Спаситель, пострадал за нас, когда Он в кровавом поту пережил гнев Божий (Пс.88.7, Ис.53.6), муки ада (Пс.18.5) и проклятие смерти за ваши грехи (Евр.5.7, Гал.3.13, Пл. Иер.1.12), и значит, к Нему приложимы эти слова Иеремии: «Болезнь моя, совершившаяся со мною, наказание Господне в день ярости гнева Его». Если Сын Божий пережил столько для нашего искупления, то не пристало ли тебе, грешный человек, потерпеть болезнь ради Него, особенно если это для твоего же блага?
3.Ваша болезнь может быть крайне тяжелой, но она меньше и легче, чем вы заслужили по своим грехам. Пусть ваш судья, совесть, решит, не заслужили ли вы еще худшего, чем то, чем вы страдаете. Не ропщите же, но, учитывая ваши многообразные и тяжкие грехи, благодарите Бога, что вы не столкнулись с гораздо более тяжким наказанием. Подумайте, как охотно проклятые в аду терпели бы любые боли тысячи лет, если бы у них сохранялась надежда по прошествии такого времени облегчить их муки. И видя, что Его милосердие исправляет вас, а других истребляет (Пл.Иер.3.22), что могло случиться и с вами, терпите Его временное исправление, зная, что его цель – спасти вас от вечного осуждения (1 Кор.11.32).
4. С вами не произошло ничего необычного, но то, что обычно постигало других братьев ваших, которые, будучи любимыми и несомненными слугами Бога, когда они жили на земле (Евр.11), а ныне являются самыми благословенными и славными святыми со Христом на небесах, как Иов, Давид, Лазарь (1 Пет.5.9), когда-то стонали, как и вы, под бременем, но теперь они избавлены от всех своих страданий, скорбей и бед. И также в скором времени, если вы будете терпеливо ждать покоя в Господе, то вы также будете избавлены от вашей болезни и боли, и либо вам будет возвращено здоровье, как Иову, либо, что гораздо лучше, вы получите небесный покой, как Лазарь.
5. Наконец, Бог не отдал вас в руки врага, как наказанного и изгнанного от Него, но, будучи вашим любящим Отцом, Он исправляет вас Своей милосердной рукой. Когда Давид пожелал быть наказан, он предпочел быть исправленным от руки Бога, нежели любым другим способом: «Дайте впасть в руки Господа, ибо милосердие Его велико, но не в руки человека» (2 Цар.24.14). Кто не примет бедствие легче, если оно исходит из рук Бога, от Которого, хотя скорби и не радостны ныне, как мы знаем, не придет ничего, кроме добра (Евр.12.11)? Взгляд на это дал Давиду принять проклятые угрозы Семея с великим терпением и в следующий раз исправить свое нетерпение (2 Цар.16.9): «Я не открывал бы уста Свои, ибо Бог есть Тот, Кто это сделал» (Пс.39.9). И Иов так же возразил на необдуманные слова жены: «Ты говоришь, как глупая женщина. Неужели доброе мы будем принимать от руки Божией, а злого не будем принимать?» (Иов 2.10). И хотя чаша гнева Божия за грехи наши была так ужасна для человеческой природы Спасителя, что Он молился, чтобы она миновала Его, но когда Он понял, что это дано Ему рукой и волей Отца Его, Он добровольно подверг Себя пить горькую желчь (Мтф.26.39-42). Ничто более не вооружит вас терпением в болезни, чем видеть, что она исходит от руки Отца вашего Небесного, Который никогда не пошлет ничего, кроме того, что, как Он видит, будет для вас необходимым и полезным.
Во-вторых, подумайте о том, от какого зла смерть освободит вас.
1.Она освободит вас от тленного тела, которое было зачато в слабости плоти и в своей запятнанной грехом жизни стало тюрьмой души и живым орудием греха. Если деревья и растения приносят цветы, плоды и сладкие ароматы, наше тело естественным путем не рождает ничего, кроме тления. Его привязанности повреждены (Пс.14.1), и воображение его сердца – только зло во всякое время (Быт.6.5). Поэтому ни нечестивые не удовлетворены своим нечестием, ни сладострастники – удовольствиями, ни гордецы – достижениями, ни ненавистники – местью, ни нечистые – нечистотой, ни лихоимцы - мздой, ни пьяницы - выпивкой. Новые страсти и гордыня растут с каждым днем, и все же возникают новые страхи и страдания; здесь в засаде лежит гнев, там досаждает тщеславие, то поднимается гордость, то бросает вниз позор, и все ждут, что одно возникнет на развалинах другого. Сейчас людей тайно жалят огненные змеи, скоро они окажутся в опасности быть открыто пожранными врагом. Благочестивый человек, пока он жив, никогда не должен с досадой, как Лот, смотреть на развалины Содома.
2.Смерть приводит к концу греха (Рим.6.7), и всех несчастий, которые связаны с грехом, так что после нее «не будет больше ни горя, ни плача, ни боли, и Бог отрет всякую слезу с очей их» (Откр.21.4). Через смерть мы будем отделены от сообщества нечестивых людей, ибо Бог «забирает милосердных и праведников от зла» (Ис.57.1). Так Он сказал Иосии: «Я приложу тебя к отцам твоим, и ты войдешь в свою могилу, и не увидишь все то зло, что я наведу на место сие» (2 Цар.22.20). И Бог «сокроет их в могиле, доколе не пройдет гнев Его» (Ис.26.20). Так что если рай есть гавань радости души, могилу можно назвать гаванью покоя тела.
3. Если наше уничиженное тело живет в мире зла, так что бедная душа не может смотреть ему в глаза и не заразиться им, слышать ухом и не отвлекаться на него, ощутить запах в ноздрях - и не быть испорченной, вкус языка - и не увлечься, потрогать рукой – и не оскверниться, и всякая мысль готова ввести душу в искушение, то по смерти душа должна освободиться от этого рабства, ибо «тленное тело должно облечься в нетление, и смертное – в бессмертие» (1 Кор.15.53). О благословенна, трижды благословенна смерть в Господе, которая избавит нас от зла мира и освободит от такого рабства тлению!
Третий род размышления – рассмотреть, что благая смерть принесет вам.
1.Смерть принесет душе благочестивого человека возможность сразу насладиться общением Пресвятой Троицы в вечном блаженстве и славе.
2. Она уведет душу от страданий этого мира, заразы греха и общества грешников ко «граду Бога Живого, небесному Иерусалиму, и бесчисленным ангелам, и сообществу первенцев, написанных на небесах, и к Богу Судии всех, и к душам праведников, достигших совершенства, и к Иисусу, Ходатаю Нового завета» (Евр.12.22-24).
3.Смерть введет душу в реальное и полное владение всем наследием и счастьем, которое Христос обещал вам в Своем Слове и купил Кровью Своею.
Вот добро и счастье, которое принесет вам блаженная кончина. И разве действительно благочестивый христианин, умирая молодым, предпочел бы дожить до старости, а не радовался, что ему раньше пришел срок войти в небесный рай? Разве вы не можете обменять свою латунь на золото, свою суету на настоящее счастье, свою подлость на честь, свое рабство на свободу, свою временную участь – на вечное наследие, и свое смертное состояние – на бессмертную жизнь? Тот, кто не имеет ежедневно желания этого блаженства, менее всего достоин обладать им.
Если два язычник,а Катон Утический и Клеомброт, читая книги Платона о бессмертии души, добровольно ушли из жизни, один сломал себе шею, а другой бросился на меч, чтобы раньше, как им казалось, насладиться будущей радостью, то какой позор для христиан, зная о ней превосходной мерой из собственной книги Бога, не быть готовыми вступить в небесную радость, даже когда их Учитель призывает их туда (Мтф.25.21)! Поэтому, если есть в вас любовь к Богу и желание своего счастья и спасения, когда приблизится время отхода, которое Бог назначил и определил в Своем неизменном замысле прежде, чем вы родились, предайте охотно и радостно свою душу в руки милосердного Иисуса Христа, своего Спасителя!

УТЕШЕНИЕ ОТ НЕТЕРПЕНИЯ В БОЛЕЗНИ
Льюис Бейли
Bayly L. The Practice of Piety. L., n.d. P.306-309
http://www.gracegems.org/24/practice_of_piety8.htm

Если в своей болезни вы изнемогаете от боли, подумайте вот о чем.
1.За свои грехи вы заслужили адские мучения, поэтому вам следует с большим терпением переносить эти отеческие исправления.
2.Ваши страдания – это розга в руках Отца Небесного. Если вы страдали с благоговением, когда будучи ребенком были наказываемы земными родителями, то с каким терпением вы должны, будучи чадом Божиим, подвергаться наказанию Отца, зная, что оно для вашего вечного блага!
3. Знайте, что Христос страдал в Своей душе и теле гораздо более ужасной болью за вас, поэтому вас следует охотно разделять Его благословенные страдания ради вашего же блага (Ис.53.3). Поэтому, говорит Петр, «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы вы шли по следам Его» (1 Пет.2.21). И давайте, говорит Павел, «проходиот с радостью поприще, которое перед нами, взирая на Иисуса, Автора и Совершителя нашей веры, Который для радости, предстоящей Ему, претерпел крест» (Евр.12.1-2).
4. Страдания, которые мучают вас сейчас, не иные, но те же, которые «совершаются в ваших братьях, что в мире», как свидетельствует Петр (1 Пет.5.9). Страдания Иова были гораздо более тяжкими. Нет ни одного из святых, что сейчас пребывают в покое и небесной радости, которые не пережили бы не меньше вашего, прежде чем прийти туда, более того, многие из них охотно перенесли все муки, что тираны причинили им, прежде чем они пришли к той небесной радости, в которой теперь пребывают. У вас же есть обетование, что «Бог всякой благодати, после того как пострадаете некоторое время, да сделает вас совершенными, утвердит, укрепит и сделает непоколебимыми» (1 Пет.5.10 KJV).
5. Важно, что Бог определил время, когда началось ваше страдание и когда оно закончится. Тридцать восемь лет были назначены больному в бассейне Вифезда (Иоан.5.5), двенадцать лет – женщине, которая страдала от кровотечения (Мтф.9.20), три месяца – Моисею (Исх.2.2), десять дней скорби – ангелу церкви в Смирне (Откр.2.10), три дня чумы – Давиду (2 Цар.24.13). Да, все слезы благочестивого человека отмерены в книге Божией и в Его сосуде (Пс.56.8).
Наши скорби на время, говорит Христос, и лишь на некоторое время (Иоан.16.16). Божий гнев длится лишь мгновение, говорит Давид (Пс.30). Время коротко, говорит Господь (Откр.6.11), и поэтому все время нашей боли названо лишь часом скорби (Иоан.16.21). Давид сравнивает все наши труды и боли с быстротекущим ручьем (Пс.110.7). Сравним длительность страданий, которые человек переживает в этой жизни, и вечность небесной радости, и наши страдания покажутся ничем. «Ибо я считаю, что страдания этого времени ничего не стоят в сравнении с той славою, что откроется в нас» (Рим.8.18). И как вид благополучно родившегося сына заставляет мать забыть о своей прежней страшной боли (Иоан.16.21), так взгляд Христа на небесах, когда вы окажетесь там, заставит вас забыть муки смерти, как будто их никогда не было. Как Стефан, как только он увидел Христа, забыл свои раны, побиение камнями и ужас могилы, и с наслаждением отдал свою душу в руки своего Спасителя (Деян.7), он забыл свою боль, помня о Его ранах. Будь верен до смерти, и Он даст тебе венец вечной жизни (Откр.2.10).
6.То, что с вами теперь происходит – это повторение в школе страданий Христа, чтобы вы могли понять, насколько вы узнали веру, терпение и благочестие за отпущенное вам время, и можете ли, как Иов, принимать от Бога и дурное, после того как получили столько хорошего (Иов.2.10). Если вы всегда молились: да будет воля Твоя, то не обижайтесь на то, что Он делает по святой воле Своей.
7. Все содействует ко благу тем, кто любит Бога, так что «ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни начала, ни силы не отлучат нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8.28,38-39). Это значит, что каждый укол здесь предупреждает нас от боли ада, каждая передышка – залог небесного покоя, и скольких ударов стоит тогда благоволение неба? Пусть ваша жизнь станет утешением для других, помогая, например, вашим друзьям-христианам мирно умереть. Смертью Христос распинает в вас любовь к миру, чтобы вы могли вечно жить со Христом, Который был распят за вас. Если вы истинный христианин, возьмите крест, как Симеон, и несите его, как если бы он был вашим. Ваша боль скоро прейдет, ваша радость не прейдет никогда.

УТЕШЕНИЕ ПРОТИВ СТРАХА СМЕРТИ
Bayly L. The Practice of Piety. L., n.d. Р.309-312
http://www.gracegems.org/24/practice_of_piety9.htm

Если во время вашей болезни вам окажется страшно умирать, подумайте вот о чем.
1.Слабый ум побуждает нас бояться того, чего нет, ибо для христиан смерти нет (Ис.25.7-8). Тот, кто верит во Христа, не умрет вовек (Иоан.11.26). Пусть смерти боятся те, кто живут без Христа. Христиане не умирают, но когда они угодны к Богу, они, как Енох, преселяются к Богу (Быт.5.24), и как Илия в огненной колеснице, возносятся к небесам (4 Цар.2.11-12), и как изъязвленный Лазарь, отправляются на лоно Авраамово (Лк.16.23). Одним словом, если вы один из тех, кто, как Лазарь, любит Иисуса, ваша болезнь не к смерти, но к славе Божией (Иоан.11.4), ибо Он в Своей любви меняет вашу жизнь к смерти на жизнь вечную. И если многие мужи-язычники, как Сократ, Курций, Сенека и другие, умерли охотно, ибо они жили в надежде на бессмертие души, как вы, обучаясь так давно в школе Христа, а теперь, будучи призваны на брачную вечерю блаженного Агнца (Откр.19.7), оказываетесь одним из тех гостей, что отказываются идти на этот радостный пир? Не дай Бог!
2.Помните, что ваше пребывание здесь есть второй этап вашей жизни, ибо после того, как на первом этапе вы жили девять месяцев в утробе матери, вы были по необходимости изведены оттуда, чтобы жить здесь, на втором этапе жизни. И когда количество лет, что Господь установил для вашей жизни, истечет (Иов 14.5), вы также должны будете оставить этот этап и перейти к третьему, в другой мир, который никогда не прейдет, ибо для тех, кто живет и умирает в Господе, эта жизнь настолько превосходит нынешнюю, насколько нынешняя – жизнь в утробе матери. К этому последнему и самому превосходному этапу жизни, через эту дверь прошел Сам Христос, и все святые Его до вас, и все, что придут после вас. Почему вы боитесь того, что является общим для всех избранных Божиих? Почему для вас нежеланно то, что они так приветствовали? Не бойтесь же смерти, ибо исход из этого мира, пораженного злом – это начало лучшего мира, конец временной жизни, но начало жизни вечной.
3.Учтите, что есть три вещи, которые могут сделать смерть столь страшной для вас.
Во-первых, это потеря всего земного.
Во-вторых, это боль ухода.
В-третьих, это ужасные вещи, которые следуют после этой жизни.
Здесь есть ложь, что порождает беспричинный страх.
Во-первых, если вы оставляете здесь тленное добро, которое может украсть любой вор, то вы должны найти в небе истинное сокровище, которое никогда не может быть отнято, но будет дано вам как верному рабу (Мтф.6.19-20), как ваша награда навсегда. Если вы оставите любящую жену, вы останетесь в браке со Христом, Который несравненно прекраснее. Если вы оставите детей и друзей, вы найдете там всех ваших благочестивых предков во Христе, все благословения святых и ангелов, и все дети Божии, как когда-то и ваши дети, последуют за вами. Оставив земные владения и дома из глины (2 Кор.5.1), вы будете наслаждаться наследием небесных дворцов славы, которая была приготовлена для вас (Иоан.14.2). Что вы потеряете здесь? И чего вы не получите по смерти? Идите же домой, и мы последуем за вами.
Во-вторых, страх боли порождает еще большую муку, чем сама смерть, хотя многие христиане умирают без особых мук и боли. Бросьте же якорь вашей надежды на твердую почву слова Божия, которое обещает в слабости возрастить вашу силу (2 Кор.12.9), и Христос скоро переплавит вашу временную боль в вечную радость.
И, наконец, что касается ужасных вещей, которые следуют после смерти, то они не принадлежат вам, если вы во Христе, ибо Христос Своей смертью забрал жало смерти от верующих, так что теперь нет осуждения тем, кто во Христе Иисусе (Рим.8.1). Христос говорит, что тот, кто верит в Него, имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь (Иоан.5.24). Потому Святой Дух с небес говорит: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе, и отныне они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними". Таким образом, в отношении верующих поглощена смерть победой, и жало, которое есть грех и наказание за него, удаляется Христом (1 Кор.15.54). В отношении нашего тела смерть становится сном и отдыхом (1 Фес.4.13, Ис.26, Откр.14); в отношении наших душ, когда мы уходим из мира и удаляемся из этого тела, мы переходим к Господу, Отцу Небесному, и по распаде тела наша душа пребудет со Христом.
Что я могу сказать? Дорога в очах Господних смерть святых Его. В этом есть боль, но ваша боль принесет жизнь вечную. Кто не пройдет через ад, чтобы пойти в рай? Так и гораздо больше со смертью. После смерти нет ничего, чего вам нужно бояться; ни ваших грехов, ибо Христос заплатил за них выкуп, ни Судии, ибо Он ваш любящий Брат, ни могилы, ибо это постель Господа, ни ада, ключи от которого хранит Искупитель, ни дьявола, ибо ангелы Божии раскинули свои шатры для вас и не оставят вас, пока не приведут к небесам. Вы никогда еще не были ближе к вечной жизни; прославляйте поэтому Христа за блаженную кончину. Скажите радостно: гряди, Господи Иисусе, ибо раб твой идет к Тебе, помоги мне, Господи, в немощи моей.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии