Школьный ранец-2

(Начало http://proza.ru/2020/03/21/1795 )
Наша первая учительница Зоя Романовна наставляла: «Когда звучит Гимн Советского Союза - нужно встать и стоять по стойке «смирно» пока не закончится.» И когда среди урока передавалось по школьному по радио важное сообщение, то звучал гимн и все вставали.
У нас в квартире сверху жили соседи с постоянно включенным радио. Дом панельный и звукоизоляции никакой. Поэтому их радио звучало у нас в квартире. Как помнится, эфир заканчивался гимном, это было 11 или 12 часов ночи.
Гимн нас будил, и я, спросонок, вспоминала наставления учительницы, что нужно встать! Но как же хочется спать! А нужно встать! И я боролась между сном и чувством долга. Меня мучила совесть, но сон в борьбе побеждал. Ни разу я не встала.
Потом во времена перестройки место радио занял магнитофон, и они крутили разные блатные песни, но хоть не круглосуточно как радио. Но и мы не отставали. У нас тоже был магнитофон, и мы «до дыр» прослушивали «Ой, Вань, смотри какие клоуны!» , а другие песни Высоцкого любил слушать отец, так же и Розенбаума. Розенбаум был на пластинках, а проигрыватель у нас появился раньше магнитофона. Уже с нашего рождения проигрыватель был.
«Там листья падают вниз, пластинки крутит садист», - слышалось мне.
А в детстве мы заслушивались пластинками со сказками или историями из журнала «Колобок». Каждый номер выходил с вкладышем – голубой, легко гнущейся пластинкой. А нам с сестрой очень нравилась песенка про улыбку из мультфильма «Крошка енот», но такой пластинки у нас не было! Но можно ведь сделать самим! Взяли одну из голубых пластинок и нацарапали циркулем слово «Улыбка», поставили под иголку и пошли помехи:
- О, сейчас про улыбку будет песенка!
Звук трещал, и было такое разочарование, что песенка так и не появилась.
В школе также включали проигрыватель. Перед занятиями была обязательна утренняя зарядка. Если было тепло, то она проводилась на школьной площади, собирали все классы и под музыку: «Автомобили, автомобили буквально все заполонили» выполняли нехитрые упражнения под руководством физрука. Но было неудобно в школьной форме делать зарядку, тем более что мальчики пытались девочкам под юбку заглянуть во время наклонов. И дети старались приходить попозже, чтоб не мучиться с этой зарядкой.
А в холодное время зарядка проводилась в коридоре перед входом в класс.
Перед занятиями еще всем проверяли ногти, чтоб были коротко отстрижены, проверяющие назначались из одноклассников, которые были дежурными в этот день, как правило, дежурившие сидели за одной партой. Их обязанностью было также мыть доску.
В каждом классе было 2 или 3 медсестры из девчонок (не переизбирались), они обязаны были носить повязку с крестом и самошитую сумочку через плечо, в короткой лежали бинт, вата и йод. Мы с сестрой были медсестрами, но наши услуги ни разу никому не пригодились.
В 1-м классе учительница говорит:
- Дети, завтра придёт фотограф и будет фотографировать, чтоб все были нарядными. Фото не одно, а в виде альбома, по нескольку штук, в разных ракурсах.
Ну, раз такое дело, то надо хорошо подготовиться. Купаемся с Таней в ванной и смотрим, что мы с ней слишком бледные на лицо, надо как-то себя «подматронить», чтоб щёки румяными были. Самый лучший способ – потереть мочалкой, щёки тогда краснеют. Усиленно трём. И ещё трём, и ещё… Всё, результат устраивает – щёки пылают.
Утро. Встаю, смотрю в зеркало – на щеках страшные раны, коричневые корки, у Тани – то же самое! Ужас! Как такими фотографироваться?
Учительница увидела и испугалась?
- Что это с вами?
- Аллергия! – постеснялись признаться
Так мы и остались на фото с коричневыми щеками.

Урок природоведения.
- Дети, у вас будет такое домашнее задание: в картонке вырезаем отверстие, в стаканчик наливаем воду и выращиваем лук. Воду меняем каждые 2 дня. Потом принесете показать как он у вас вырос.
Сказано – сделано. Растет на подоконнике лучок, устремляя длинные перышки к солнышку. И сестринский лукок рядом. Но какой же борщ без лука или салат? Так потихоньку мы подрезаем и мой, и Танин в свое меню.

- Дети, пришло время показать, что у вас выросло. Завтра приносите!

Пришла я домой и вижу, что мой лучок под зеленый корешок весь съеден, и Танин тоже. Что делать?
За домом у нас был участок земли, где жители двора садили кто петрушку, кто лук. У нас тоже был маленький участок. Выкопали из земли две луковицы, там зелени было может на  2-3 см куцей и бледной, не время еще ему хорошо расти. Отмыли кое-как от земли и понесли в школу.
Дети принесли свои водновыращенные лучки и их перышки были не настолько высокими как у наших съеденных, может у нас солнца больше было.

- Почему лук в земле? Я же говорила, чтоб выращивать лук в воде!
- Следующее задание будет – посадить в горшочек картошку.
Посадила я картошку, поливаю, не растет. Даже не прокладывается.
Когда пришел срок приносить свои творения, то у меня так ничего и не появилось. И понесла я горшочек с землей, политый водой. Помню у одного мальчика очень даже хороший кустик картошки вырос!

Урок рисования то ли на 7 ноября, то ли 1 мая, какой-то государственный праздник. Нужно нарисовать тематическую картинку. Я рисую шарики, цветочки, транспаранты -атрибуты парада.
Девочка, сидящая впереди меня, рисует Ленина. И так похоже у нее выходит!
Учительница увидела, испугалась!
- Наташа! Рисуй другой сюжет! Ленина рисовать нельзя, я забираю у тебя этот рисунок и порву. Ленина могут рисовать только несколько художников страны, всем остальным нельзя!

В первом классе принимали в октябрята. Нужно было заучить «правила октябрят». На торжественной линейке прикрепляли значок с пятиконечной звездой, обрамляющей личико мальчика Володи Ульянова. И теперь, ты как, честный октябренок, не можешь солгать или напакостить. Самого торжества не помню. А вот «честное октябрьское» звучало часто когда кто-то хотел доказать, что он не врет.
Во 2 классе принимали в пионеры, и принимали в несколько заходов. Сначала тех, кто хорошо учится и дисциплинированный на 19 мая, в день пионерии, а остальных - в третьем классе. Те, кто будет пионером в первую очередь решалось на школьном голосовании. Так получилось, что мы с сестрой тоже вошли в это число. И вот в назначенный день нас всех повезли к плотине к памятнику Ленину на площадь. Здесь же был и дворец пионеров. Стоим мы все в линеечку, в пионерских формах, на лицах – торжественность момента. Как и полагается, толкнули речь, и настал  момент повязки галстуков. Пришли ветераны. Дети стоят – на одной руке галстук висит, в другой – цветы. Ринулись ветераны повязывать галстуки, а я стояла последняя в линейке. Всем повязали, а я одна осталась. Уже и ветераны отошли. Все стоят радостно – гордые:
-Будь готов!
-Всегда готов!
А я – так и стою с цветочками, чуть не реву – не хватило ветерана на меня. Мама бедная поймала первого попавшегося ветерана, тот тогда подошёл и повязал галстук.
Те, кто оставался еще октябренком, чувствовал себя изгоем и младшим по званию.
Но носить галстук та еще морока, он все время мялся, концы закручивались в трубочку, а кромка обтрепывалась. Галстук нужно было гладить каждый день! И носить его нужно все 5 или 6 лет пока не примут в комсомол, и вместо пионерского значка с пламенем, будет значок со знаменем. Но комсомол мы уже не застали.
Пионерская форма хоть и была альтернативой школьному платью, но тоже не нравилась: обычная белая рубашка ( длинные или короткие рукава), юбка в складку сине-серо-мышиного цвета и коричневый пояс с бляхой, на который изображен костер со звездой.
Пуговицы рубашки были под серебро, но нам купили такие рубашки, что пуговицы были под золото. И это вызывало детскую зависть, т.к. никаких других отличий не полагалось.
На ноги -подколенные гольфы, которые вечно сползали и приходилось подтягивать.
Каждый год весной проводился «парад октябрятских войск» : каждому классу нужно было изучить маршировочную песню (летчика, моряка…) и в ногу со строем по 4 человека вышагивать с этой песней.
-Раз, два, три, четыре!
-Мы шагаем по четыре!
-Кто шагает дружно в ряд?
-Пионерский (октябряткий) наш отряд!
А потом идет маршировочная песня:
- Нам нужны такие корабли на море,
Чтобы мы могли с любой волной поспорить…
Нужно было каждый день после уроков оставаться и маршировать. Солнце печет, жарко, хочется домой!
В день парада на пионерскую форму полагался матросский воротник, бескозырка (или пилотка если летчик).
А потом выбирали победителя, кто слаженнее всех промаршировал.
У кого было освобождение от физкультуры могли быть освобождены. И мы благодаря освобождению перестали в них участвовать.
Продолжение http://www.proza.ru/2020/04/01/6


Рецензии