К 100-летию создания Учения Жизни

 

В этом году исполняется 100 лет со дня начала получения Рерихами учения Агни-Йоги.
В канун знаменательного юбилея хочется ещё раз вспомнить о том, как начиналось создание Учения Жизни и какие вехи прошли на этом пути русские сотрудники Великих Учителей – Рерихи.

 
Начало Общения

Как известно, Елена и Николай Рерихи ещё во время жизни в России мечтали установить сознательный контакт с духовными Учителями Востока. О том, что Они действительно существуют, супруги интуитивно догадывались с самых ранних пор. А во время пребывания в Карелии, особенно в 1917–1918 годы, Рерихи уже улавливали отдельные мысленные сообщения своих будущих духовных руководителей. Но и в карельский период жизни, и сразу после приезда в Англию перед Рерихами стояла одна проблема: установить сознательное и регулярное мысленное общение со своими таинственными наставниками. Решение основной проблемы пришло в 1920 году, в Лондоне, причём с неожиданной стороны…

В эпоху Рерихов во всём западном мире огромной популярностью пользовались занятия спиритизмом. Редко кто в те годы не попытался провести спиритический сеанс хотя бы раз. Это занятие было широко распространено в среде российской интеллигенции; сеансы спиритизма проводили даже члены императорской семьи. В России, как и во всём мире, проводились также научные исследования спиритизма, причём этой проблемой занимались самые известные в стране профессора, академики Петербургской Академии наук: химик А. М. Бутлеров, зоолог Н. П. Вагнер, психиатр В. М. Бехтерев.

Рерихи изредка принимали участие в спиритических сеансах, особенно Николай Константинович. Так получилось, что вскоре мимолетной встречи Е. И. Рерих в Гайд-парке с Махатмами, произошедшей в 1920 году [1], знакомая дама предложила Рерихам провести у них дома спиритический сеанс и, получив согласие, пригласила с этой целью известного в Лондоне профессионального (то есть платного) медиума. Этот медиум провёл в доме Рерихов несколько сеансов, к участию в которых присоединились и другие их лондонские знакомые. Однако на этих сеансах самим Рерихам ничего интересного сообщено не было. Затем некто Соколов-Вольский посоветовал им попробовать проводить спиритические сеансы самостоятельно, без участия профессионального медиума. Рерихи последовали этому совету, и первая же попытка привела к изумительным результатам.

Как впоследствии сообщала американская сотрудница Рерихов Зинаида Фосдик, в первый раз Рерихи проводили сеанс втроём: вместе с родителями участие в эксперименте принял их младший сын Святослав. Как только были заданы вопросы, раздался отчётливый стук в стол, более того, стол даже начал двигаться. Ответы, данные на сеансе, удивили Рерихов своей глубиной и осмысленностью. Они совершенно не походили на малозначащие сообщения, которые получались во время спиритических сеансов с медиумами, в которых Рерихам доводилось принимать участие ранее.

Как потом выяснилось, в этом не было ничего удивительного – в действительности на этих сеансах в общение с Рерихами вступили вовсе не духи, а Учителя Востока, – те самые, которых незадолго до этого Елена Ивановна повстречала в Гайд-парке. Используя свои паранормальные способности, Махатмы воспользовались интересом Рерихов к спиритизму и вступили в общение со своими будущими сотрудниками. Именно от Них Рерихи начали получать тексты Живой Этики, первая запись которых была сделана в памятный день 24 марта 1920 года.

Первые годы, когда ещё не была выработана новая, чисто духовная методика общения, Рерихам и Учителям поневоле приходилось использовать те внешние формы контакта, которые существовали в спиритизме. Мысли Рерихов во время сеансов Махатмы воспринимали телепатически. А само общение осуществлялось условными сигналами, традиционно принятыми в среде спиритов: Рерихи задавали вопрос и получали на него ответ в виде условного стука. По воспоминаниям секретаря Н. К. Рериха Владимира Шибаева, принимавшего участие в некоторых сеансах Рерихов, один стук означал «да», два стука – «нет», усиленное «да» передавалось тремя стуками [2]. Иногда ответы на вопросы Рерихов сопровождались и движениями стола, что было ещё удивительнее.

Более развёрнутые ответы на свои вопросы участники сеансов получали с помощью так называемого спелленгирования, то есть по алфавиту: один из присутствующих называл по порядку буквы алфавита, и на нужной букве раздавался стук. Таким образом по буквам складывался ответ. Впоследствии Махатма М. сообщил, что стуки и движения стола (так называемые телекинетические феномены) на сеансах производились Учителями с помощью направленных Лучей (потоков энергии).

Увлекшись необычным диалогом, Рерихи стали проводить за этими сеансами всё больше и больше времени. Они стали свидетелями самых разных феноменов: звуковые эффекты, подъём на воздух и вращательные движения стола, материализация различных предметов во время сеансов, и тому подобное… Им был представлен почти весь арсенал паранормальных явлений, которые в своё время (причём в самой обычной обстановке) производила Е. П. Блаватская, чтобы доказать реальное существование неизвестных науке энергий. Все эти необычные явления на сеансах Рерихов совершались при участии энергий Тонкого мира, которые использовали Учителя.

Конечно, во время настоящих спиритических сеансов, проводимых медиумами, не было и сотой доли тех феноменальных проявлений, которые происходили на сеансах Рерихов.

 Общение «под Лучом»

Интересно, что разница между спиритизмом и тем методом общения, который использовали на сеансах Рерихи, стала понятна им самим не сразу. Этому способствовало то, что Рерихи, во-первых, не сразу поняли, кто именно общается с ними во время их сеансов, а, во-вторых, в то время они ещё не были осведомлены о психодуховных методах, лежащих в основе их общения с Учителями. Поэтому на первых порах они и их ближайшие ученики называли свои сеансы спиритическими, хотя от спиритизма ими были заимствованы лишь внешние формы передачи информации с помощью стуков.

Вскоре помимо сигналов в виде стука Рерихи стали применять ещё один метод получения информации. Они садились за стол, сосредоточивались на идее общения с Учителями, и в их сознании начинали возникать мысли и зрительные образы, которые они тут же записывали или зарисовывали. Поначалу, не зная внутреннюю природу этого явления, и сами Рерихи, и их ближайшие сотрудники называли этот метод «автоматическим письмом», по аналогии с методом, существующим в спиритизме. (В первые годы общения им приходилось использовать не только внешние приёмы последователей спиритизма, но и их терминологию). Однако по своей психодуховной природе автоматическое письмо спиритов и тот метод получения информации, которым пользовались Рерихи, весьма отличались друг от друга. Возможно, что и сами Рерихи, и их ученики поняли разницу между этими способами только после получения от Учителя основ Агни-Йоги, в частности, знаний о природе различных психодуховных явлений.

Легко понять, почему беседы Рерихов с Учителями довольно долгое время имели спиритический антураж. В то время у них ещё не было своего собственного способа общения с Учителями, он появился позже, в 1922 – 1923 годах. Новый метод общения основывался на способностях телепатии, ясновидения и яснослышания. Но в 1920 году Елена Ивановна и Николай Константинович ещё не владели этими способностями в полной мере. А спиритизм, как хорошо известная всем в ту эпоху практика, имел уже сложившиеся способы передачи информации, получаемой из Тонкого мира. Махатмы всё это учитывали, и, поскольку в ту пору у Рерихов просто не было других способов осуществления регулярного и двустороннего общения с Ними, Они воспользовались системой передачи сообщений, существующей в спиритизме. Однако под видом спиритизма Рерихам, неожиданно для них самих, открылось то, к чему они так долго стремились – возможность сознательного и регулярного общения с Учителями. Те, к кому Рерихи так упорно стремились все эти годы, от Кого давно получали интуитивные прозрения и послания, наконец-то «заговорили» с ними…

Спекуляции на тему спиритизма

Начало общения Рерихов с Махатмами остаётся одним из самых неизученных вопросов рериховедения, чем, конечно, пользуются идейные оппоненты Учения Агни-Йоги. Факт участия Рерихов в спиритических сеансах – ещё до того, как они установили духовно-мысленный контакт со своими Учителями – давно уже стал для А. Кураева, А. Андреева и прочих «рыцарей пера» поводом для всевозможных спекуляций и заведомо неадекватных оценок, вплоть до заявлений, что Учение Живой Этики было получено спиритическим способом. В одном из своих клеветнических опусов «Уроки сектоведения» А. Кураев писал: «Итак, исходной точкой «Живой Этики» стал спиритизм. В духовной области именно начало пути определяет очень многое из последующего. А начало у Рерихов было фальшиво-спиритическим» [3].

На самом деле, конечно, вся фальшь заключается не в «спиритическом начале» Рерихов, а в клеветническом с начала до конца сочинении А. Кураева, причём не единственном в своём роде. Легко понять, почему А. Кураев так стремится свести всю историю общения Рерихов с Учителями к спиритизму. Так было бы гораздо проще объявить ненавистное ему учение бесовщиной, ссылаясь на то, что Рерихи общались с какими-то неведомыми духами, а не с живыми людьми, хранителями традиций древнейших философских знаний Индии и Тибета. Тот факт, что Учителя Рерихов были живыми людьми, является для протодьякона просто костью в горле, наполовину разбивающей его «сатанологическую теорию».

Как известно, спиритизмом называется вера в способность душ умерших проявлять себя каким-либо способом в физическом мире, а также практика общения с душами умерших, которых сами спириты называли «духами». Но на сеансах в кругу своей семьи Рерихи общались не с «духами», как спириты, а с Учителями, в то время бывшими живыми людьмиво плоти и крови. Соответственно, и источник получения информации, и психотехнические методы этого общения были не спиритическими, а совершенно иными.

Надо отметить, что попытки причислить Рерихов к последователям спиритизма делались их врагами ещё во время их жизни в США. Но Е. И. Рерих дала убедительную отповедь этим лживым утверждениям. В одном из писем она отмечала: «Также любопытно, что обвинители до того невежественны, что не знают разницы между спиритуализмом [4], передачей мысли на расстояние и прочими парапсихическими явлениями. Между тем существует огромная литература по этим вопросам, основано множество обществ по исследованию психических явлений и открыты кафедры при университетах для изучения скрытых сил человека. Уже профессор Райн и другие его коллеги открыто занимаются передачей мыслей на расстояние при соблюдении научных методов и называя эти давно известные истины новыми словами, как extra-sensory perception, которые больше импонируют публике. (…) В наши дни кажется диким, чтобы люди, считающие себя образованными, могли бы не знать разницу между спиритуализмом и передачей мысли на расстояние. Спиритуализм предполагает общение исключительно с духами, перешедшими за черту, наше же Учение исходит от Учителя, пребывающего в физическом теле» [5].

Относительно различия между спиритизмом и сеансами духовно-мысленного общения Рерихов с Учителями Е. И. Рерих подчёркивала: «…спиритические сеансы имеют дело с миром потусторонним, с духами, но мы имеем дело с людьми живыми. Мой Учитель – в земном теле, и именно в наших книгах судьи, если дадут себе труд прочесть их, найдут на многих страницах указания на вред низшего психизма и медиумизма» [6].

Психизмом и медиумизмом в Агни-Йоге называются низшие виды психических проявлений, к которым духовные Учителя Рерихов относили также спиритизм, магию и прочие формы псевдо-оккультизма. Авторы Живой Этики неоднократно подчёркивали, что все эти низшие психические проявления не только препятствуют подлинному духовному развитию человека, но и несут в себе опасность для его психического здоровья. В письме одному из своих корреспондентов Елена Ивановна писала: «Вы правильно называете спиритизм и все занятия магией духовным развратом, ибо спиритизм есть насилие, есть открывание дверей, в большинстве случаев сущностям из низших слоёв Тонкого мира, и, конечно, так же, как и магия, не может входить в эволюцию» [7].

После такой оценки спиритизма утверждать, что Учение Живой Этики появилось на свет благодаря спиритическим сеансам, могут только сознательные фальсификаторы данного учения.

 Метод передачи Учения Агни-Йоги

Период общения с Учителями при помощи «спиритических» методов был весьма краток. Этими методами будущие сотрудники Махатм пользовались только первые два года. Как только они овладели нужной степенью ясновидения и яснослышания, их общение с Учителями приобрело характер исключительно духовно-телепатической связи.

С 1923 года неудобный, отнимающий много времени метод общения при помощи стука уступил место новому способу, основанному на яснослышании и ясновидении. Именно с тех пор и началась регулярная, систематическая передача Учения Агни-Йоги сначала Н. К. и Е. И. Рерихам, а затем одной Елене Ивановне, в совершенстве овладевшей способностью яснослышания.

В дальнейшем Елена Ивановна могла общаться со всеми представителями Белого Братства (Учителя называли это «пространственным проводом»), а Николай Константинович имел так называемый «одиночный провод», то есть возможность общения только со своим непосредственным руководителем – Махатмой М.

Позднее, уже после выхода в свет нескольких книг из серии Агни-Йоги, Елена Ивановна писала, отвечая на вопросы сотрудников о способах передачи ей нового учения: «Учение передаётся через яснослышание, но, конечно, лишь накопленное чувствознание даёт возможность общения с Учителями для получения Океана Учения» [8].

Зинаида Фосдик – непосредственная свидетельница духовного опыта своей наставницы – в своём дневнике писала о том, каким образом Елена Ивановна воспринимала сообщения Учителей: «[Е. И.] легче запоминает [сказанное], когда слышит на разных языках, что обыкновенно и делается, чтобы она запомнила. Иногда она не успевает окончить мысль, как идёт ответ. Иногда проходит пять, десять минут, иногда полчаса, прежде чем придёт другая фраза, а иногда несколько раз одна [фраза] за другой. По утрам она слышит М. М. и К. Х. Обыкновенно в 7.15 она пьёт чай, потом слушает до 8-ми, потом встаёт» [9].

Вот именно так – не путём спиритизма, а с помощью способностей яснослышания и ясновидения – Рерихам и было передано Учение Агни-Йоги.

(По материалам книги Н. Ковалевой "Елена Рерих. Путь к Посвящению". М.: Эксмо, 2013.)

 
Примечания:

Ковалева Н. Предначертанная встреча. http://www.facets.ru/index.htm?article=6342
2.Шибаев В. А. Вечер с Рерихами // Фосдик З.Г. Мои Учителя. М., Сфера, 1998. С.691.
3.Кураев А.В. Уроки сектоведения. http://cl.rushkolnik.ru/docs/7840/index-47625.html
4.Спиритизм в ту эпоху часто назывался в странах Запада спиритуализмом, так что в данной цитате речь идёт именно о спиритизме.
5.Рерих Е. И. Из письма от 02.04.38.
6.Рерих Е. И. Из письма от 03.12.37.
7.Рерих Е. И. Из письма от 11.08.34.
8.Рерих Е. И.Из письма от 12.07.38.
9.Фосдик З. Г. Воспоминания о Рерихах. М.: Эксмо, 2014. Запись от 02.10.28.
 

 


Рецензии
Спасибо за интересную информацию!
К сожалению, такие авторы как А. Кураев тенденциозны. Читал его книгу "Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии". В ней он иногда рассуждает нелогично или паралогично, например, пишет, что Шамбала находится под землей, и намекает на то, что она, якобы, связана с адом. Но извините меня, угольные шахты тоже находятся под землей, и что они тоже связаны с адом?

Дмитрий Саночкин   08.07.2024 17:11     Заявить о нарушении