Промышленная ЖД в городе Исилькуль

Промышленная железная дорога в городе Исилькуль Омской области

Мемуары с элементами документального эссе

Знак информационной продукции: 6 +

1.

В своей жизни я много раз ставил перед собой вопрос: «что такое счастье?», и всегда отвечал на него по-разному. Но, поставив его в первый год обучения в университете, я вдруг неожиданно для себя осознал, что сейчас счастье для меня – ехать на велосипеде по микрорайону Берёзовка города Исилькуля, навстречу ветру, мимо домов и заборов, объезжая лужи и канавы, притормаживая на перекрёстках и разгоняясь на улицах и проулках. Моими любимыми местами для такого счастливого катания всегда были улицы Толбухина, Большевистская, и Степной переулок, расположенные в южной части города. Но апофеозом этого счастья выступал переезд одноколейной неэлектрифицированной железной дороги, пересекающей улицу Заводскую. Он был расположен между маслосыркомбинатом и озером Городище (иначе называемое Исилькуль), и являлся самым любимым местом таких велосипедных прогулок.
А ведь география моих поездок была более чем обширна. Я ездил и в центр города, и на самую южную окраину, за озеро, в район Городище. Бывало даже – за пределы Исилькуля: в село Комсомольское, на остановочный пункт 2757 километр, именуемый в народе «Белая будка», или к аулу Омар, расположенному близ трассы Исилькуль-Полтавка.
Но именно этот переезд на улице Заводской стал для меня самым значимым; настоящим воплощением счастливого мига, в который почему-то постоянно хотелось вернуться.

2.

Интересуясь историей железных дорог, я не мог пройти мимо этой своей любимой, дороги, но документов про её создание мне пока не попадалось.
Ещё будучи школьником, я думал, что она возникла уже в первые годы существования станции Исилькуль. Ведь локомотивами тогда были паровозы, их нужно было заправлять водой, а на улице Заводской как раз и была старая водонапорная башня, сохранившаяся и поныне. Я думал, что паровозы подъезжали к ней, заправлялись водой из Исилькульского озера.
Но позднее, почитав книги, я разочаровался в этой гипотезе. Согласно самой известной книге по истории Исилькуля «Исилькуль. На Транссибирской магистрали…» [1], первые партии инженеров-путейцев прошли по будущей трассе в 1891 году. Первые работы начали вести летом 1892 года, причём место под станцию выбрали в трёх верстах севернее озера [1; с. 24-25]. В книге предполагается, что 24 августа 1894 года, после полудня,  через Исилькуль проследовал первый поезд, при этом на станции уже существовали водозаправочная колонка и топливный склад [1; с. 29]. За год до этого от водокачки вблизи озера вырыли котлован для водопровода [1; с. 25], уже работавшего к моменту открытия станции. Конечно, можно было допустить, что пути уже тогда доходили до водокачки, куда доходили рабочие поезда, но визуализация фотографии станции Исилькуль конца XIX века из книги «Уральский исток Транссиба» [3; с. 55] этого не подтверждает. На ней мы видим здание старого депо, четыре пути (не считая складских тупиков), и водонапорную башню. Направление изображения – на запад, и башня расположена южнее путей. Именно здесь была конечная точка водопровода, идущего от озера, и происходила заправка паровозов водой. Никаких рельс, идущих мимо башни в южную часть Исилькуля, на фотографии нет.
Полагаю, что ветка – результат интенсивного промышленного развития Исилькуля, начавшегося где-то в середине 1950-х годов.
В 1945-46 гг. произошло значительно расширение станции за счёт строительства «локомотивного городка», а к 1960-му году заработали все те предприятия южной части города, к которым и вела эта железная дорога [2; с. 422-423].
Таким образом, на сегодняшний день промышленной железнодорожной линии Исилькуля не менее шестидесяти лет.

3.

География промышленных железнодорожных путей в Исилькуле достаточно сложна. Часть их располагалось в непосредственной близости от станции, у элеватора, но к интересующей нас линии они отношения не имеют.
Ветка начинается от 9-го или 10-го пути, вблизи примыкания к станции улицы Связистов. Когда-то от неё шёл отстойный путь станционного восстановительного поезда, стоявшего у расположенной здесь же пекарни. Сейчас этот поезд дежурит у старого депо, рядом с пожарным поездом.
От этой же ветки вправо так же шли ещё два пути: один на станционный энергоучасток (здесь тоже стояли какие-то рабочие вагоны энергетического назначения); а второй – к улице Солнечной, что ведёт к пешеходному мосту через станцию, соединяющему южную сторону Исилькуля с северной. В тупике этого пути, у небольшого котлована, когда-то установили двухосный вагончик в честь 70-летия освобождения Исилькуля от колчаковцев. Но в начале 1990-х годов его угнали, а сам тупик ликвидировали, вместе с железнодорожной насыпью.
Слева от промышленной ветки располагалось несколько амбаров, принадлежащих элеватору. К ним тоже когда-то шли рельсы, но ещё в 1990-х годах они были кем-то выпилены, и густо заросли бурьяном. Сама же промышленная ветка двигалась в микрорайон Берёзовка по улице Лазо, мимо бывшего ателье (ныне разрушенного), пересекая нерегулируемым переездом улицу Партизанская, и далее – вдоль домов, доходила до улицы Степная, делясь здесь на три пути. Один, уже не рабочий и закатанный в асфальт, когда-то доходил до базы райпо, другой шёл на маслосыркомбинат, а третий шёл дальше, мимо заборов, к озеру Городище. Тепловоз, следующий по этой ветке, всегда давал несколько гудков, и я, заслышав их, мчался на своём красном велосипеде к маслосыркомбинату посмотреть, тянет ли он за собой сколько-нибудь полувагонов. За базой райпо от ветки ещё один путь шёл к Вторчермету, а сама она чуть дальше и пересекала улицу Заводскую, образуя столь любимый мною нерегулируемый железнодорожный переезд. Здесь дорога поворачивала на запад, и у северо-западного побережья озера от неё отходил путь в сторону завода железобетонных изделий. Раньше здесь была ещё одна ветвь – на мебельную фабрику, но и она не пережив 1990-х годов, была ликвидирована. А наша ветка, покинув район Берёзовки, по высокой насыпи огибала озеро, и по улице 8 Марта, рассекая очередным переездом улицу Крупской, уходила за микрорайон Городище ещё к нескольким Исилькульским предприятиям: комбинату строительных материалов, гортопу и мясокомбинату. Там были ещё переезды через подъездные дороги. Как-то году в 1998-м я специально ездил вдоль этих дорог, чтобы разобраться в их географии, и был удивлён, насколько сложным там оказался «куст» из тупиков и подъездных путей. Намного сложнее, чем был на станциях Мариановка, или Кухарево. Конечной точкой этой ветки, как я понял, был тупик у котельной мясокомбината, и там я даже видел стоящую цистерну, вероятно, с топливным мазутом. И от этого тупика до трассы Исилькуль – Полтавка было рукой подать.
Кажется, в 1997-м году я был свидетелем замены полотна на этой промышленной железнодорожной линии, с радостью наблюдая на ней рабочую дрезину и платформу с балластом.
Лично для меня эта ветка стала первой страницей в серии железнодорожных исследований, которыми я занимаюсь и поныне. Без неё не было бы ни проекта по изучению Усть-Ишимских узкоколеек, ни интереса к трамвайной тематике, ни любопытства в отношении аналогичных промышленных веток других городов: Омска, Челябинска, Барнаула, Калачинска, Татарска.
Она – искра, обратившаяся в фейерверк творчества столь необычной тематики.

4.

Любопытную заметку обнаружил я недавно в Исилькульской районной газете «Знамя» от 1 ноября 1988 года за авторством заместителя начальника станции Исилькуль по грузовой работе П. Петрова. В ней раскрываются  все проблемы, стоявшие перед промышленной веткой, в конце 1980-х годов. Конечно, я бы предпочёл процитировать что-нибудь о ней более позитивное, но иных документов у меня пока нет.
Заметка начинается с преамбулы следующего содержания: «Уходят погожие дни, столь благоприятные для подготовки к зиме. А состояние железнодорожных подъездных путей даже трудно оценить на «тройку с минусом». Ведь если сейчас, когда все изъяны видны как на ладони, их не устранить, попробуй-ка заменить износившиеся шпалы, «больной» рельс зимой, когда всё заметёт да замёрзнет. Неужели так быстро стёрлись в памяти уроки прошлых зим, когда из-за бесхозяйственности происходили сбои в грузовой работе, повлёкшие за собой сверхнормативные простои вагонов, убытки, потери?»
Далее автор сообщает, что специальная комиссия от железной дороги провела квартальную проверку путей и выявила ряд недостатков:
«…на подъездных путях мясокомбината … нет габарита от ранее выгруженного груза, он замонолитился, его во что бы то ни стало надо очистить сейчас, иначе зимой это может опять парализовать работу с погрузкой и выгрузкой вагонов. Продолжительное время (года два или три) путь у мясокомбината залит водой, в грязи до такой степени, что трудно определить качество шпал. Переезд у МПМК-2 тоже в непроезжем состоянии, поступающие в адрес мясокомбината вагоны с грузами приходится оставлять у переезда, а потом получатель перевозит его гусеничным трактором.
Из двух подъездных путей комбината строительных материалов … действующим остаётся один, да и тот на грани закрытия, потому что обломаны концы шпал, путь забит ранее выгруженным грузом. Очень много грузов поступает в адрес Исилькульского ДРСУ … - шлак, щебень. В своё время у него был свой арендный участок, но при выгрузке путь подрезан трактором, потом его подмыли воды, и теперь он по сути висит в воздухе. … Систематически поступающие в адрес ДРСУ вагоны с грузами некуда разгружать. Руководители двух родственных предприятий – Исилькульского и Полтавского ДРСУ не могут найти общий язык в вопросах подготовки арендуемого участка к работе…
Подъездные пути на базе райпо можно считать в порядке, но приняв в своё подчинение бывшую лесоторговую базу, у руководства райпо ещё не дошли руки, чтобы навести порядок на её подъездных путях. Они забиты, запрессованы остатками от разных грузов…
У завода ЖБИ-5 и МПМК-1 один путь. [У ЖБИ-5] на этом участке пути ведутся большие работы, бетонируется горка. А вот на отрезке МПМК-1 – годами наслоившийся мусор…
«Вторчермет» … практически завалил свой путь металлоломом, половина пути находится вне габарита. Маслодельному комбинату … всего-то и нужно сделать водоотводные канавы, но из года в год путь остаётся в воде, шпалы гниют, пропадают…»
Но не все предприятия безразличны к путям. Нефтебаза гортопсбыта содержит свои пути в хорошем состоянии. «…Элеватор совместными усилиями с дистанцией пути проделал большую работу в подготовке путевого хозяйства к работе в зимних условиях…» [4; с. 3].

5.

Но помимо переезда на улице Заводской, есть для меня и другой символ: бело-лунный светофор, вечно мигающий у бывшего ателье на улице Партизанской. Особенно он хорошо заметен, когда идёшь на утреннюю электричку ночной дорогой, и невольно обращаешь внимание на этот своеобразный маяк.
За тридцать лет после распада Советского Союза в Исилькуле закрылось немало предприятий, и часть промышленной ветки было разобрано за ненадобностью. Сейчас, судя по всему, её держат гортоп, Вторчермет и мясокомбинат и, будем надеяться, не откажутся от её эксплуатации.
Появилась и новая напасть: озеро Городище несколько лет назад вышло из берегов, и теперь насыпь дороги проходит прямо через него. Таких «железнодорожных» озёр в России было всего два: Бурлинское в Алтайском крае, да Баскунчак в Астраханской области. Настораживает то, что вода может подмывать насыпь, и существенно увеличить стоимость её ремонта.
Но хочется верить в лучшее.
Железная дорога создала Исилькуль, и поддерживает его уже 125 лет. Она – его сердце, а промышленная ветка – важнейшая артерия.
Я надеюсь, что не одно десятилетие ещё тепловозы с вереницей вагонов будут проходить через переезд на улице Заводской и нарушать гудками тишину Берёзовки и Городищенского озера…

Библиографические источники:

1. Исилькуль. На Транссибирской магистрали: очерки истории города и района / А.Д.Колесников, М.И. Машкарин, В.Д. Полканов и др.; [ред. А.И.Грачев и др.]. - Омск: Редакция газеты «Омский вестник», 1995. - 222 с.
2. Энциклопедия Омской области: в 2 т. Т. 1. А-М / Под общ. ред. В.Н. Русакова. – Омск: Омское книжное издательство, 2010. – С. 422 - 423.
3. Уральский исток Транссиба. История Южно-Уральской железной дороги. / Ред.-сост. А.Л. Казаков. – Челябинск: Издательство «Автограф», 2004. – 408 с.
4. Знамя. Орган Исилькульского городского комитета КПСС, городского Совета народных депутатов Омской области. – 1 ноября 1988 г., №174 (8408), с. 3.

29-30 марта 2020 года.

На фото: железнодорожный переезд промышленной ветки города Исилькуль на улице Партизанской (микрорайон Берёзовка), вблизи бывшего ателье. Белой стрелкой указан светофор, ставший для автора символом этой линии железной дороги.
Скриншот сделан с ресурса «Яндекс.Карты. Зеркала»; Интернет-сайт https://yandex.ru/maps

Полный список произведений автора: http://www.proza.ru/avtor/demits


Рецензии