Время исповедничества?

Россия 28 марта 2020 года вступила в полосу неопределённости. Очень много аналогий с событиями «перестройки» 1985-1991 г.г.

В настоящей статье я не буду повторять о том, что фактически начата остановка производства: студенты, школьники, большинство служащих и пенсионеры старше 65 лет, которым заблокировали «временно» социальные карты, добровольно-принудительно отправлены на «каникулы» под предлогом карантина. Начинающаяся неопределённость затронула отношения верующих и государство. До недавнего времени отношения Церкви и властей не предвещали бури. Но гром всё-таки грянул.

24 марта 2020 года распоряжением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО-Югра) были закрыты «на карантин» все культовые учреждения: мечети, синагоги, молитвенные дома протестантов и, впервые за длительный период, православные церкви.

Произошло частичное закрытие церквей в Самаре. Затем, уже 27 марта, на закрытие храмов и монастырей посягнули губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и глава республики Карелия Артур Парфёнчиков (бывший директор ФССП). В конфликт вмешалась Московская Патриархия, т.к. власть напрямую нарушила конституционное право на свободу вероисповедания.

В субботу, 28 марта, в 7:30 утра сотрудники храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) вместо службы увидели закрытые наглухо двери. Потому что музей и карантин.
Настоятель собора и секретарь Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич произнес с крыльца пламенную речь о преступной власти, запрещающей в тяжелое время самое главное — молитву. На том и разошлись. Конфликт губернатора А.Д. Беглова с Русской Православной Церковью вошел в новую стадию.

Сегодня патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих «не ходить в храмы в связи с коронавирусом». На повестку дня может встать вопрос о мирном, гражданском, ненасильственном протесте, который прописан в п.п. 20 п. 5 главы III «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».

Утверждающих о том, что «всякая власть от Бога», хочу отослать к творениям Блаженного Августина и святителя Филарета Московского.
Апостолу Павлу принадлежат следующие слова: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Послание к Римлянам, глава 13, стих 1, 2).

Вопреки широко распространенному мнению, утвердившемуся в результате не совсем удачных позднейших переводов Священного Писания (в том числе и синодального), далеко не всякая власть - от Бога. Славянский перевод, наиболее близкий к греческому подлиннику, доносит до нас истинный смысл слов святого Апостола Павла: «Несть бо власть, аще не от Бога» (Рим. 13, 1). Славянское слово «аще» означает отнюдь не «которая», а «если». Сравним греч. "ou gar estin exusia ei (i) me (mi) apo theu (feu)". В латинском переводе Библии (Вульгата) и староанглийском переводе Библии Короля Иакова соответствующее словосочетание означает «если не», а вовсе не «которая».

Святой Павел говорит не о «всякой власти», а о «властях предержащих» - имеющих высшую власть от Бога. Власть же не предержащая, власть, не основывающаяся на Богоучрежденном порядке, может быть вовсе и не властью, а ее ложным подобием, антивластью, наивысшим проявлением которой станет временное торжество антихриста, которому христианам уж никак не должно повиноваться.

Блаженный Августин "в работе «О граде Божием» вопрошает: в чём отличие государства от больших разбойничьих банд? Ведь «и государство и банды представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону и т.д.» Ответ Августина прост: государство, в отличие от банд разбойников, зиждется на справедливости. Но если справедливость попирается, то тогда государство – это просто большая шайка бандитов, а жить в подчинении этой шайке постыдно".
"При отсутствии справедливости, государство - это толпа бандитов. Ведь и банда - государство в своём роде". Agustine "The City of God", book 4, ch. 4.

Святитель Филарет пишет: «…установленные людьми формы власти Богу не угодны. Властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя. Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста...» (митрополит Филарет Московский, «Учение о Царской власти»).


Рецензии
Замена лидера монгольской революции в 1456 году до нашей эры привела к договору о переводе на другую сторону

Алексей Смит   30.03.2020 21:34     Заявить о нарушении