Глава III Лариса

- Не обращай внимания. Она совершенно не опасна. Лает от страха. Не то, что Кондрат у Аркадия – защитник, - успокоил Захара Ипполит, который давно знал Аркадия.
И я тоже умею защищать! Иначе, зачем же я лаю, как бешенная? Именно потому, что пытаюсь защитить от этого опасного тебе человека. Ты вот посмотрел бы лучше на то, что он припёрся к нам в гости босиком! Нет, не без обуви конечно, но без носков. А мне это, по меньшей мере, неприятно. Меня Тамара для того и завела, чтобы охраняла тебя и заботилась, когда она в СПА. Другое дело, меня всё время с собой берёт, думала маленькая собачка.
- Её Лариска звать. Это йоркширский терьер. Тамара моя купила от безделья. Не знает, чем занять себя, - Ипполит с снисходительной улыбкой посмотрел на босые ноги Захара.
Несмотря на осень, стояли тёплые дни, когда Захар впервые оказался у Ипполита в квартире. Вспомнив с грустью о лете, он надел сегодня мокасины без носков.
- Ипполит, ты опять за своё, - донеслось из гостиной.
- Тамара, неужели я не прав?
- Не прав. Я, который год прошу тебя о своём деле, а ты кормишь меня обещаниями.
- Купим, купим тебе салон красоты. Погоди, вот только с домом загородным разберёмся.
- Добрый день Захар, - поздоровалась, вышедшая в прихожую Тамара.
В меру поджаренное на искусственном солнце тело, напоминало о жарком лете. Ухоженные брови придавали лицу схожесть с кукольной головой. Идеальные ногти с качественным маникюром напоминали о хроническом безделье. И только живые, серые глаза, слегка прикрытые чёлкой длинных, распущенных, слегка высветленных волос, хранили в себе искорки стервозности, основанной на заботе о своём горячо ценимом супруге.
- Здравствуй Тамара, - поздоровался Захар, отставляя в сторону свои мокасины, которые тут же взяла под охрану, не спуская с них глаз, Лариска.
Взгляд Тамариных глаз скользнул по его ногам, положительно оценив смелость в сочетании с верностью моде, и не остановившись, был отведён на Ипполита, который замешкался с подбором тапок.
- Дай же ему тапки, наконец.
Ипполит, послушно исполнил просьбу супруги, решившись вытащить из маленького обувного шкафчика шикарные, меховые шлёпанцы.
- Я пользуюсь специальными антибактериальными присыпками, - оправдался Захар.
Тамара укоризненно посмотрела на Ипполита.
- Всё нормально Захар, - загадочно улыбнулся Ипполит. Он был выше на полголовы и плотнее. Его короткая стрижка открывала огромные залысины человека думающего. Шикарный, шёлковый халат не был затянут поясом и от этого открывал вид на уже достаточно обширное брюшко, прикрытое футболкой с надписью «Берегите меня, я незаменим».
Заказчикам Захара, было на вид не больше тридцати пяти лет. Чувствовалось, что они вместе уже очень давно. Да и как рассказал Карабас - это было на самом деле. Аркадий и Ипполит являлись компаньонами, состоящими в правлении пока ещё разных, но стремящихся к объединению банков.
- Захар, не обращай внимания на Ипполита. Он у меня тоже любит всё необычное. Просто…
- Просто, в том году, я прое…л договор из-за носков, - дополнил за Тамару Ипполит.
- Как это? – удивился Захар, запросто надев тапки на босу ногу.
- Очень просто. У нас на Украине были интересы. И я пришёл на встречу с директором одного крупного завода, как и полагается, в костюме, белой рубашке, и без носков…
Разговаривая, все прошли в гостиную.
- …и он, как я заметил, сразу обратил на это внимание. Но, ничего не сказал. А я и не придал этому значения. Переговоры прошли очень сдержанно - это насторожило меня. А я ведь ещё заранее знал, что всё должно быть хорошо. У нас не имелось никаких противоречий, и договор был уже практически готов. Оставалось только внести кое-какие мелкие изменения, на основании данной встречи.
Оговорив нюансы, я скорее почувствовал, чем понял; дело дальше не пойдёт. Как я догадался, сам не понимаю? Профессиональное чутьё наверно.
Так вот. На следующий день его люди не вышли на связь. Мы подождали до вечера. Затем связались с ним. Но, ответ ошарашил. Это был отказ. Причём причины не разъяснялись.
Потом уже, на следующий день, перед отъездом, дошла информация от посредников, которые что-то могли знать о причинах не подписания.
Так вот, ты представляешь себе, в чём, оказывается, было дело!?
- В носках, - догадался Захар.
- Именно! – задумчиво погладил себя по колючему, коротко подстриженному затылку Ипполит, саркастически добавив:
- Всё-таки, когда есть волосы, можно придать диалогу настроение посредством причёски.
- Вечно ты делаешь из мухи слона Ипполит.
- Оказывается этого директора не устроила, не цена, которую мы предлагали, не сами условия, а, какие-то носки, которые я тогда не надел! Мужик ещё старой закалки. Расценил это, как неуважение к нему.
- Но я вас уважаю.
- Захар давай будем на «ты».
- Хорошо.
- Ты не принимай на свой счёт. Просто имей ввиду на будущее, что люди консервативны.
- Я знаю.
- Знаешь, но не веришь.
- Вам… Тебе верю.
- А ты себе поверь.
Ав-ав-ав-ав-ав! - Вот и я тоже хотела сказать, что это неуважение к моему хозяину. Меня, можно сказать для того и завели, чтобы я контролировала ситуацию в доме, не допуская малейшей попытки непочтения к хозяевам. Думала Лариска, лая на одиноко стоящие, мокасины Захара.
- Тамар, убери её от греха подальше! А то ведь прибью, не равен час!
- Ипполит, ты же сам её хотел купить!
- Я!? Что-то не помню такого.
Тамара взяла собачку на руки и вышла с ней из комнаты, попытавшись хлопнуть дверью. Но, хлопок не получился, дверное полотно лишь шумно выпустило воздух, так, как конструкция была импортная, дорогая и имела резиновые прокладки по периметру.
- Садись Захар.
Они сели.
- Тамара! Иди сюда! Без тебя всё равно не начнём,- крикнул через закрытую дверь Ипполит.
Через мгновение она вернулась, уже плавно прикрыв за собой дверь.
- Я больше так не могу, - сдерживая слезу, заявила Тамара.
- Куплю. Сказал же тебе. Куплю в Жуковке помещение. Откроешь там салон свой. Не спеши. Ты вот хочешь всё моментально, как женщина, а так не бывает. Даже миллиардеры должны суметь выстрадать своё желание.
Тамара думала, что имея своё собственное дело, наконец, найдёт возможность убить свободное время. Она и минуты не задумывалась о том, что тем самым сможет приносить пользу окружающим. Главным для неё было заполнение той пустоты, что теперь возникала между ней и Ипполитом. А ведь раньше он был совсем не такой. Что-то происходило с её мужем, и она не могла понять, в чём кроется причина охлаждения по отношению к ней.
Захар достал из портфеля, принесённые варианты фасадов, строящегося дома.
Проблема заключалась в том, что Ипполит хотел дом из калиброванного бревна лиственницы. И не столько наличие её самой, диаметром 28 сантиметров, создавало эту проблему, сколько задача сделать из брёвен хайтек.
Что это за слово и почему раньше не знал его? Захар уже и не задумывался об этом. Оно его не раздражало своей нерусскостью. Ему было всё равно, как называли своё видение архитектуры, его заказчики. Он должен был справиться. Захар учился, получив, наконец-таки возможность работать над современной архитектурой, не имея таковой у себя на работе.
Даже, если бы Ипполит сказал: «Мне нужен конструктивизм», Захар не обратил бы на формулировку особого внимания, зная; как бы его заказчики ни называли то, что им требуется запроектировать - это, прежде всего, нужно ему. Только он, среди толпы, стремящихся жить в ногу со временем, людей, понимает истинный смысл того, что за этим стоит.
Аркадий, вместе с Лесаной, мало понимали толк в конструктивизме, но, зато хорошо выучили это таинственное, знаковое для них слово: «Хайтек».
Ипполит с Тамарой, были ближе к пониманию смысла этого мистического и страшного для многих, в Москве, самого конца девяностых, понятия. Они, что называется, жили в ногу со временем, стараясь не отставать от него во всём. Одежде, машинах, местах своих поездок, воспитании сына, который играл в самые последние версии игр, на компьютере, имеющем мощность, позволяющую обеспечить работу 3D визуализатора сложнейших реалистичных картинок, или киношных спецэффектов. Более того, они считали это слово таким привычным для себя, что произносили с особой лёгкостью, не задумываясь о том, как много спрятано за его смыслом для Захара.
Иными словами, его заказчики были продвинутые люди.
- Хочется жить в современном доме, - сказала Тамара.
- Деревянном, - многозначительно посмотрел на жену Ипполит.
- Да, помнишь, как хорошо было в Финляндии, на новый год? – поймала на себе взгляд мужа Тамара.
- Да Тамар. Вот именно о таком коттедже из калиброванного бревна мы и мечтали.
- Но, из бревна очень сложно сделать современную архитектуру, - вяло возразил Захар.
- Ты архитектор, а значит сможешь. Мы верим в тебя, - с хитрым прищуром, взглянул на Тамару Ипполит.
- Проще сделать каркасный дом. Он и простоит дольше, да и сама его архитектура получится гораздо выразительнее, - не мог себе даже и представить конструктивизм из брёвен, Захар.
Тамара умоляюще взглянула на мужа, тот ответил Захару:
- Нет, дом из брёвен надёжнее.
- Каркасный простоит не меньше.
- Мне нужен такой дом, чтобы его хватило не только моим детям, но и внукам, - закрыл тему Ипполит.
- Захар, постарайся придать дому современный вид, - зная упёртость своего мужа, давно смирившись с его желанием, попросила Тамара.
- Но, ведь, уже ваш сын захочет построить для себя, что-то другое.
- До этого ещё так далеко, - задумчиво посмотрел на свои холёные ногти Ипполит.
- Хорошо. Думаю, единственное, что возможно в данном случае – это применение больших окон и упрощение крыши, - подумал вслух Захар. Он не понимал, как могут эти люди верить в осуществимость далеко вперёд спланированной ими жизни. А, может, они непроизвольно считают, что будут жить всегда? Нет, всё же наличие денег, явно создаёт некую иллюзию вечного счастья. Но, как же тогда страх перед их потерей? Он-то уж точно имеется у них в головах? Неужели гипертрофированная уверенность в своей значимости продлевает жизнь, догадывался Захар.

Как же они не понимают, что и мне, не менее чем им важно присутствовать при этом разговоре. Ведь дом, который они обсуждают, такой же их, как и мой. И мне положено знать, где будет моя комната. Пыхтела под дверью Лариска. Но, щель была настолько невелика, что даже солнечные лучи не проникали через неё, не говоря уже о том, чтобы можно было, что-то разглядеть через эти, какие-то три-четыре миллиметра.
О чём!? О чём же они говорят!? Вот, теперь я останусь в неведении. Какой каркас! Что это такое – каркас? Неужели он так называет наш будущий дом?  Я ни хочу никакого каркасного дома. Мне важно жить, как и все мои друзья, в нормальном, пригодном для жизни строении, думала Лариса.
Она была знакома с Кондратом. Но дружба у них не особо завязывалась. Лариса несколько презирала его за самоуверенность, считая себя компетентнее во всех вопросах и благороднее. Сам Кондрат не стремился доказать ей обратное, держась в стороне, избегая общих интересов. Да и встречались они теперь реже, всегда настороженно обнюхивая друг друга, напрягшись всем телом, так, словно были готовы ни с того ни с сего укусить на опережение.
- А по деньгам я тебе скажу так. Вот видишь эту квартиру? Интерьеры здесь делал известный архитектор. И, всё равно были ошибки, с которыми мы смирились, так, как понимаем, что они должны быть, и без них никак нельзя. Загородный дом – дело посерьёзнее. Поэтому мы можем заплатить тебе в три раза больше. У тебя нет ещё имени и, думаю, эта сумма тебя вполне устроит, - протянул Захару, написанную перьевой ручкой на листке бумаги сумму Ипполит.
Дом был больше квартиры примерно в пять раз. И, в отличие от неё, его требовалось запроектировать практически заново, включая и все нужные для строительства разделы. Что, как минимум, могло стоить раз в десять дороже, чем дизайн интерьеров квартиры Ипполита.
Захар взял в руки бумажку и понял, что у него в руках именно та цифра, которая и стоит рядом со стоимостью малогабаритной, однокомнатной квартиры, примерно такой, какую он сейчас и снимает.
- Тебя устраивает, я надеюсь?
- Да Ипполит, - согласился Захар, зная, что никто не даст ему больше.
- Ну, вот и славно. По рукам. Только один уговор. Мне нужно понимать, что вся проектная документация будет выполнена тобой вовремя и без задержек. Поэтому аванс будет равен одной пятой от всех денег.
- Хорошо Ипполит.
- Чтоб не было так, как с Ильёй. Да Тамар? – произнеся это, Ипполит, невольно ждал расспроса от Захара.
- Да Поля, - ласково, несмотря на недавнюю обиду, назвала его Тамара.
- Вот и Тамара согласна.
- А, как было с Ильёй? – всё же поинтересовался Захар.
- А с Ильёй всё было очень и очень грустно, - ехидно улыбнулся Ипполит.
- Бритвой по шее?
- Мы же не бандиты! Понимаешь Захар, он попросил денег в долг, джип купить. Сказал, что бизнес у него в развитии и не может пока позволить себе изымать деньги из производства. Так вот, прошёл год, а денег нет. Машину-то он не просто купил, а уже и поменял пару раз, а денег всё нет и нет. Я намекал ему. Говорил прямо. Просил ребят помочь. А он мне: «Понимаешь, ну, нет денег у меня сейчас».
- И что, вернул? – скорее машинально поинтересовался Захар, думая о том, какую пользу приносит человечеству Ипполит, кроме той, что заставляет деньги работать.
- Сразу деньги нашлись, когда я ментов попросил помочь. Я же председатель попечительского совета при МВД Захар, если ты ещё не знаешь. Поэтому со мной нельзя плохо.
- Так, значит, у него всё же были деньги?
- Были, не были, какая разница? Нашлись.
В этот момент из лицея привезли их сына, и он вошел в квартиру, тем самым устроив некий сквозняк. Дверь в комнату, где скрывалась Лариска, открылась от напора воздуха и оттуда с радостным тявканьем вылетел йоркширский терьер, на мгновение, остановившись на распутье между коридором и комнатой, где вёлся разговор о загородном доме.
Лариска посмотрела на снимающего обувь Арсения, затем на Тамару, потом на мгновение остановила свой взгляд на Ипполите, и, не замечая Захара, бросилась на руки к Тамаре.
И всё же я тут важна, как бы Ипполит не кричал на меня. Я женщина и сумею совладать с ним. Мне нужно только время на это. Ещё полгодика, ну, от силы год, и я буду главной в этой семье. Ведь недаром Тамара хочет сделать для меня в доме отдельную комнату. А, если у неё будет свой салон красоты, то я и вовсе стану её правой рукой. Вот бы ещё суметь, пока не поздно переориентировать её, убедив в том, что салон собачьей красоты гораздо лучше и важнее, как для меня, так и для неё самой. Ведь красота должна начинаться с нас, собак. Именно по домашним животным судят о самом доме и его обитателях. Ну, ничего, я возьмусь за это дело, только вот перееду в новый дом, и тогда не будет мне равной. А этот заносчивый и невоспитанный Кондрат пусть живёт себе в городской квартире. Ему никогда не дано понять всю красоту загородной жизни, в собственном поместье. Думала Лариса.

Первым делом Захар убрал из проекта «горбатую» крышу, нарисованную чьей-то заботливой рукой. Затем уничтожил люкарни, колющие небо своими острыми двухскатными навершиями. Потом увеличил окна, раза в два, не меньше, но вынужден был оставить, идиотскую, выгнутую радиусом, стеклянную галерею, ведущую из дома в баню, так, как фундаменты под неё уже были сделаны.
Гараж переделать было сложно, так, как его «коробка» уже, сложенная из кирпича стояла в сторонке, ожидая пока её не накроют кровлей.
Заказчики были рады тому, что внешний вид их дома изменился в лучшую сторону. Но, всё же, Захар чувствовал некое недопонимание с их стороны по отношению к тому, что они не видят того, чего бы хотели на его картинках. Что осталось в их памяти после посещения многочисленных Европейских курортов и городов. Они невольно совмещали в своих головах современную архитектуру и те строительные материалы, что никак не могли оставить в прошлом веке, таща их за собой в новое тысячелетие. Впрочем, как и все остальные люди, боящиеся жить логично, в ногу со временем, беря из современности только лишь её внешний вид, оболочку, набивая её атавизмами прошлой жизни.
Но, отступать ему было некуда. Он взялся за работу.
Карабас был одноклассником Ипполита. Они дружили с ним и по сей день. Поэтому, сам того не понимая, Захар оказался недостающим звеном, стремящейся замкнуться цепочки, состоящей из заказчика-инвестора, строителя, и теперь его, проектировщика.

* * *

Зачем я уехал из России?
Мучал последнее время этот вопрос Олега. И дело было вовсе не в том, что переживал о покинутой стране. Он никогда ранее не жалел о своём решении, будучи сильно убеждён в нём. Но, теперь, когда предстояла поездка на Родину, мысли наполняли голову. Он думал о профессии, которую потерял. Нет, то, чем занимался теперь, не то, чтобы не нравилось, просто Олег задумался, что жизнь могла быть иной, если бы остался, не поддавшись желанию стать Европейцем. Но, здесь, на севере было легко. Он, словно оказался в сказочном мире, где ничего не раздражало и не тревожило душу несправедливостью, которую наблюдал на Родине. Но, что же пришлось отдать за это? Чем поделился с судьбой ради душевного спокойствия – профессией? Да…  Он отдал её…  Легко и практически без боя. В другой стране не требовались его знания. И, тогда не переживал, так, как сейчас, в последние дни. Олег был молод, радовался тому, что удалось совершить это бегство. Но, сейчас, когда нужно собираться в дорогу, сомнения не покидали его. Он тяжело, глубоко и с каким-то трагическим, схожим с потерей близкого человека сожалением, отчётливо понимал; уже никогда не будет тем, кем хотел стать ещё в юности. И дело даже не в том, что виной этому послужил переезд. Просто в нём нет теперь того желания, которое раньше делало жизнь ярче, будучи подкрепляемо яркостью ощущения нужности в своём деле.
Да, безусловно, здесь он ходил на работу не как на каторгу. Она нравилась ему. И больше всего устраивало, что дорога занимает всего пятнадцать минут, а рабочий день в стране, вот уже несколько лет, как равен шести часам. Это расслабляло, притупляло бдительность, убивало все желания измениться, стать таким, каким был прежде. А зачем? Для чего это всё нужно, если и так замечательно?!…  Замечательно? …  Да…  Какое хорошее, верное слово. У меня всё замечательно. Это и есть моя жизнь. И, что самое ужасное – она мне нравится. Я люблю её. Привык к ней. И ничего не хочу менять…  Но, почему же так тяжело на душе?

* * *

Уже через неделю должен был приехать Олег, или Олли, как его теперь называли в Финляндии. Захар жаждал поделиться с ним, тем многим, что узнал в своей профессии, не понимая того, что и Олег мог много чего рассказать ему интересного про свою.
Он должен был остановиться, вместе с целой Финской делегацией, в гостинице, на окраине Москвы, и у него было всего два вечера для того, чтобы встретиться с Захаром.


Рецензии