Послеперестроечная Гремиха

После службы в армии мне больше не пришлось побывать в этих местах. Бывал в Мурманске, Североморске, а вот в Гремиху так и не пришлось съездить.

В 1981 году Гремиху снова переименовывают и называют закрытым городом Островной, а в 1982 году Островной стал Мурманском-140. В 1994 году Мурманск-140 переименовали в ЗАТО Островной.

Интернет дал возможность пусть и виртуально, но побывать там. Каково же было моё удивление и возмущение от того, что я там увидел. Не могу своими словами говорить об этом. Я приведу слова моряка, опубликовавшего свой рассказ “Гремиха. История и действительность” на сайте Проза.ру.

“До конца 80-х годов атомоходы Йоканьгской ВМБ активно бороздили студеные воды Северной Атлантики и теплые Средиземного моря. Но политические и экономические процессы, происходившие в стране и затронувшие все сферы жизни самым прискорбным образом, коснулись обороноспособности страны и тяжело отразились на состоянии Северного флота в целом, и Йоканьгской ВМБ в частности.

С начала 90-х годов атомоходы, из-за нехватки средств, все реже и реже выходят на боевые службы. С 1992 года начинается закат Гремихи как военно-морской базы, даже, не смотря на создание Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Островной. Наиболее боеспособные экипажи и лодки уходят в другие базы. Огромное количество опытных офицером и мичманов сокращаются. С 1 декабря 1995 года Йоканьгская Военно-Морская база, становиться Йоканьгским районом базирования. Везде разруха, как после войны.

В 2008 году я последний раз посетил Йоканьгу и Островной, выходя в рейс на теплоходе “Клавдия Еланская”. То, что в 70-80-х годах было славой Северного флота, выглядело наподобие Сталинграда 1942 года. Меня поразила разруха и запустение. Дома с пустыми глазницами окон и дверей, грязь, заросли травы, горы мусора и остатки ржавеющего металла. Грустно стало на душе от бесхозяйственности руководства и собственного бессилия что-либо сделать. А каково было видеть все это военным и морякам?!”


Рецензии