Встреча с Риммой Казаковой

Где то в начале  миллениума,   в  литературной гостиной что при  центральном доме литераторов,  я впервые прочла свои стихи со сцены.

Вела эту гостиную,  знаменитого  ЦДЛ, первый  секретарь союза писателей Москвы, Римма Казакова.*
Сидя за столом, словно за президиумом, водруженнным   на сцену прекрасного зала,  Римма Фёдоровна со свойственной ей парадоксальной отстранённой страстностью,  отслушивала   стихи   читающих,  как молодых, так и матёрых, седовласых поэтов. Литературная  гостиная, на то и гостиная, чтобы  каждый, кто хотел,  мог представить своё творчество  в свободный микрофон. Зал был полон ценителей поэзии.  Дошла очередь и до меня.  Не смотря на то, что у меня уже был  большой опыт публичных выступлений, и уроки актёрского мастерства в институте культуры  не прошли даром, всё же  я слегка робела:  шутка ли, пусть малый, но всё же зал ЦДЛ. И сцена,  которая повидала  не то что звёзд, а светочей литературного и музыкального творчества! Я продекларировала несколько своих  работ. И понимая, куда я пришла,  старалась:  Выговаривала буквы. Расставляла  смысловые акценты.  Вовлекала эмоционально  целых две сотни ушей и  пристальных глаз,  устремлённых  на меня.

Но зал встретил меня тепло. И даже ободряюще аплодировал.  Повезло и в том, что совершенно неожиданно,  среди гостей я встретила своего земляка,  интересного томского поэта Николая Хоничева, которого проездом из Сибири в какой-нибудь очередной Париж, случаем занесло в московский дом литераторов. Увидев знакомое лицо, я немного успокоилась.
Читала   я тогда «Родовое древо»  и что то ещё.  Сначала мне   показалось, что  Римма Фёдоровна слушала  в пол уха, погрузившись,  во что то своё. Её лицо ничего не выражало, похоже, что за многие годы она уже устала от количества витающих над её головой слов, рифм, оборотов.
Когда я закончила своё чтение  с претензией на  философский подтекст, она  проснулась,  словно затаившийся  вулкан и пылко воскликнула: «Ух, ты,  как неожиданно! Какая идея!  Но причём тут ёлки?"
Внимательный  зал  недоумённо отреагировал: «Ну, как же?! Ясно, причём!"
Но Римма безмятежно повела рукой в мою сторону и  добавила: «Да, я поняла! Успокойтесь! А вы, подойдите ко мне после…»
Когда по окончанию клуба, немного смущаясь,  я подошла к ней, не смотря на кажущуюся суровость в  её лице,  она вдруг  неожиданно  окатила меня ощутимой и мягкой волной  материнского тепла.
Наряду с внешней строгостью и немногословностью,  от неё исходило нечто   родное: большая человечность с пережитой сердечностью.

Я уловила, что она трепетно, видно зная за собой свою резкость, старается выбирать выражения. Как она не желает поранить новичка, как  придерживает себя, что с её темпераментом делать было очень сложно, как  взвешивает речь,  пропуская слова через сердце.

От неё  явственно веяло «уходящей эпохой»: ароматом  книжных переплётов, кофе, домашней выпечкой, дачей и кажется, сигаретами.  А ещё завершающими аккордами  очень дорогих духов: старомодных, сладко-пряных,  чуть прогорклых, «трофейных»,   ещё настоящих, на натуральной китовой амбре, таких сейчас  и не найдешь!
Меня тут  же  к ней примагнитило,   и по щенячьи захотелось  отыскать у неё  защиты и покровительства.

Она велела  мне записать номер своего московского телефона, сказав,  что из дому даст  контакты человека, к которому мне следует обратиться. Человек этот берёт под крыло молодые дарования и пестует их. А у неё есть дела, которые требуют организаторской рутины, и, к сожалению, она не может заниматься больше новичками лично.

-«У вас есть  явный талант,  но вам надо подучиться. Но, знайте!» - сказала она предупредительным голосом,  как бы вспомнив  о своей не лёгкой доле:
«Быть поэтом в России, очень не простое дело! Тем более, если этот поэт –женщина! Вы готовы  к тому, что  это будет сложная жизнь?  Это значит, нести крест! Вы это понимаете?»...

Я посчитала за честь ещё  раз пообщаться с ней. Дозвонилась,  она, живо откликнулась, мы немного поговорили. Она ещё раз упомянула о том, что мне необходимо походить к этому человеку,  и надиктовала мне контакты, и сказала, что ждёт меня на литературных вечерах.

Но дел по выживанию было много,  на занятия  надо было ездить за тридевять земель, с Юга области и далее,  через всю Москву на Север…

И я прагматично решила, что правильнее сейчас думать о хлебе насущном.
-« Успеется с этой поэзией!  Ну, зачем мне нужна эта пугающая, сложная жизнь, о которой предостерегает сама главная поэтесса страны ?!..»
И, никуда не поехала!  А через несколько лет  Риммы Козаковой не стало.

И вот по истечению времени, когда основные потребности быта были закрыты,  и рифма  стала  упорно «мучить» меня, без спроса "влезая" в мою голову, я очень пожалела об упущенном  мной шансе. Нужно ли говорить и о том, как я сейчас ропщу, что не воспользовалась возможностью  приблизиться  к этой великой женщине,  и не "напиталась" от неё напрямую.    Хотя, как сказать... Её  произведения  уже были крепко вшиты в моё сознание.   Ведь песни, написанные на её стихи,   завораживали   меня своей лиричностью,  звуча с каждого радиоутюга  всё моё советское детство.

Сейчас , постфактум,  я пытаюсь наверстать упущенное в  понимании заложенных этой большой поэтессой глубинных смыслов.  Постигаю её крылатые рифмы, разжёвываю сложные обороты и образы.  Я нахожу  стихи Риммы Казаковой, как очень возвышенными, так и абсолютно  близкими  к народу. Именно поэтому  на них написано, и по сей день поётся столько прекрасных и трогательных песен,  так легко  ложащихся  на душу.

Удивительно, но только на днях, я прочла её короткое, но очень ёмкое стихотворение, полностью передающее смысл сказанного мне ею  тогда:

«Поэзия - мужичье дело.
 Воловий труд, солёный пот.
 Зачем же Орлеанской девой
 в поэты девочка идёт?»
2015
            


*Римма Казакова — автор многочисленных сборников стихов.Переводчица. Автор стихов к популярным песням «Ты меня любишь» (композитор — Игорь Крутой, исполнитель — Александр Серов), «Мадонна» (композитор — И. Крутой, исполнитель — Александр Серов), «Ненаглядный мой» (композитор — Александра Пахмутова, исполнитель — Майя Кристалинская) и других.

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_


Рецензии