лестница

 - У нас очень сложный и уникальный случай -
   Эти слова произнес профессор , на ходу делая записи в анамнезе , то и дело не выпуская из вида плачущую женщину 45 лет. Она источала дорогие духи. Видно было , что  дама из очень обеспеченной семьи. Она говорила тихо , но речь была правильная. Взгляд открытый и прямой. Она была готова к самому худшему. И она выдержит любой удар.
- У меня нет  прогнозов , как нет и предположений , предлагаю выждать время.
- Может быть стоит пригласить ваших коллег из других клиник? Может нужно какое-нибудь оборудование , лекарства? , - не унималась она.
- Нет уважаемая , мы просто будем ждать и наблюдать , а сейчас , простите меня , но , сами понимаете:  пациенты ждут! , - с этими словами , профессор потерял интерес к визави.
***
   Отличное , морозное утро. Март 1993 года. Наспех накинув тулуп , напялив валенки я рысью выскочил из подъезда. Да! Я проспал! Шарф не носил никогда , семейная традиция по линии отца ,  а вот ушанку носил справно. Ноги в тепле и так далее. Я опаздывал. Никогда так не переживал из-за своей безалаберности. Был  очень важный день. Нет , не очередной экзамен. Я хотел все увидеть своими глазами. Мне никто не верил. Все окружение вертело пальцем у виска.
   От дома до автовокзала идти пешком около часа , если лететь — минут сорок. Автобусы шли в центр с огромным перегрузом , несколько рейсов отправляли в одном. Те еще времена были. Меня это никак не беспокоило , одет я по погоде , за спиной рюкзак с халатом , обувью и зачетной книжкой. Я любил эти пешие прогулки рысцой от дома до автобусной остановки. Дорога шла через  весь микрорайон , пересекала парк и выходила на вокзал. Я шел разглядывая окна в домах . Кто-то только проснулся , кто-то еще спит. Птицы , точнее , вороны и сороки всегда провожали меня. Небо. Звездное небо . Млечный путь освещал дорогу. Фонарей нет , они есть , но разбиты. Развал был во всем. Я шел и шел . Каждый день в 5.30. утра , шесть лет.
   На посадочной площадке встретил друзей. Мажоры. В туфельках на тонюсенькой подошве , в кожаных куртках и с папкой , в зубах — сигарета. Именно тогда я стал курить. Перекинулись парой свежих анекдотов , договорились о встрече в выходной. Раньше не было мобильников и мы просто общались друг с другом в живую , как и приглашали девчонок на свидание у входа в парк. Я отвлекся.
   Влетев в вестибюль , чуть не сбив дежурного вахтера с ног , на ходу скидывая валенки , накинув мятый халат и колпак  я бежал. Еще один пролет , еще одна лестница , еще один поворот , процедурная , ординаторская , коридор.
   Дверь палаты , прочно закрытую на замок я выучил до мельчайших деталей. Обшарпанная , видавшая виды , с маленьким глазком по середине. Сколько на ней было слоев краски — не счесть. Тяжелая была , думаю , тоже , по этой причине.
   Я остановился , восстановив дыхание , прильнул к заветному отверстию в двери.


                ***

   Это была самая обычная , молодая и красивая девчонка . Быть может слегка располневшая  от транквилизаторов и казенной еды . Но за некогда милым лицом скрывалось нечто зловещее. Нет , она не могла причинить какие - либо неприятности , если  вообще возможно причинить какие-то неудобства персоналу психиатрической клиники. Я был в то время студентом мединститута , проходил очередную практику. Шел 1993 год. Зима оказалась " колючей". Январь — особенно. Практика позволяла не ездить каждый день домой , за тридевять земель. Многие тогда оставались ночевать прямо на больничных койках , я в том числе.
   Как обычно , профессор раздал всем истории болезней "классических" нарушений психического состояния пациентов. Мне досталась она. Диагноз был удручающим - шизофрения с множественным раздвоением личности. Должен сказать , что это была , специфическая , задачка для студента , с взаимоисключающими нарушениями. Профессор специально подсунул данного пациента мне , как злостному прогульщику его лекций.
   Я много времени провел общаясь с Надеждой . Это имя моей пациентки. Я собрал во едино всю ее жизнь , всех ее родственников в несколько поколений, я пытался найти ту самую , возможно единственную зацепку. Все было тщетным.
   Надежда было достаточно болтлива , охотно шла на контакт , отвечала абсолютно искренно на все мои вопросы. Единственное - она обижалась на мои "тесты". Говорила , что это слишком просто для неё , ей скучно. При этом она живо интересовалась , что происходит вне стен больницы , не думаю , чтобы она готовила план побега. Да и бежать ей было не куда. Родственники , с её слов , все умерли , муж пропал без вести , дети - был один , погиб , попал под машину.    
    Вот! Ликовал я , вот эта ниточка! Вот точка отсчета! Как же я ошибался в то время.
                ***

   Лето 1986 года. Пятый курс политеха , «автодор». Рыжая бестия , утонченная , с наивными косичками. От парней отбоя нет. Группа студентов дружной толпой выехала , что называется в поля. Лето на Урале короткое. Бывали годы и без лета , так , размазня с лужами.
   Всякие камушки , ориентация , позиционирование , поиск. Это сейчас «заказник», а тогда , заброшенная узкоколейка , заброшенные шахты и штольни , почти девственная природа. Забрались к черту на куличиках. Часть пути на электричке , часть на «буханке» , остальное изнурительный пеший ход , прыгали через остовы некогда  «промышленной» железной дороги.
   Огромная территория , с множеством брошенных разработок , где когда-то вели добычу сапфиров , рубинов , родонита , ну и в  сказках П.Бажова — малахит. Советской власти были не особо интересны промысловики 19 века. Масштаб не тот. Во времена Великой Отечественной войны местные жители , то и дело наведывались в запретную зону.. За пару камешков можно было «купить» молоко , муку и конечно же самогон. Так и жили. Стране нужно было золото , особенно после войны. Поднимать из разрухи поколения. А камни?- так , баловство. Мастеровых не осталось , кто с фронта не вернулся , кого расстреляли.
   Гораздо позже , в 70-х штольни и шахты залили водой , железную дорогу демонтировали. Но то и дело , мальчишки из окрестностей , лазили и собирали технические отходы. Меняли их на что придется. При находке крупного самородка — гуляла вся семья. Но «счастье» было не долгим. К 80-м территорию объявили заказником , выставили вооруженную охрану по периметру. Просто так уже не пройдешь. Увы , очередная безалаберность власти , в то время Советской , сейчас Российской.
   Я опять отвлекся.
   Костер - пламя ворожит. Меня многие знакомые зовут в шутку пироманом. Люблю созерцать , как языки пламени переводят в другое измерение все , что предал огню. Палю все подряд , особенно — прошлое. Есть , что-то , языческое , в этом действии. Происходит чистка , во всех отношениях. Это заразно , сродни эпидемии , один раз сделаешь — не можешь остановиться.
   Друзья расставили палатки . По всей лесной опушке разносится аромат свежей ухи. Чарующие запахи , головокружительные. Компания юных . Волшебное время . Травят уже опостылевшие анекдоты про Брежнева , не забывают про Штирлица . Полнолуние. Один , всего один из них  не дает особо «развеселиться» , бдит. Это и понятно. Лес . Глухомань. Дикие , опасные звери. Волки протяжно воют на луну. Из оружия только топоры и ножи.
   Он с первого курса был безумно влюблен в Надю. Весь курс знал об этом. «Рыженькая» , именно так звал он её. Эта безобидная кличка плотно прилипла. Все окружение подхватило это милое прозвище , в том числе педсостав института. Так и «значилась» Надя , Рыженькая.
   Костер , юность , друзья , лес , ночь ,  плюс очередной стакан бормотухи «Бисер» сделали свое. Безобидная , на первый взгляд , игра « бутылка». Заветный «компас» остановился точно напротив.
               
                ***

   Составляя историю болезни , я узнал , что мой пациент сирота. Нет , она не из детдома. Сложно для понимания  мне и просто для неё. Со слов Надежды они живы , живы до сих пор. Она общается с ними практически каждый день.
   В деталях , со всеми симптомами я каждый день исписывал страницу за страницей. Я знал абсолютно все генетические , соматические и  прочие заболевания в ее семье. Как это возможно? Она ведь не знала в лицо никого из своих генетических предшественников? Черт! Генеалогическое древо распространялось до 15 века! Все бабки , про,про,про-бабки и так далее.
   Огромный массив данных. Тетрадка закончилась давно. Я тупо писал на листках , затем , уже дома набивал на ПК. Да! У меня уже тогда был ПК. Я собрал его сам , на схемах и чертежах журнала «ЮТ» и «МК». Спасибо отцу , я не был стеснен в средствах.
   В моей голове никак не увязывалась «мнимая» память Надежды и то , что я видел последние недели. Также не укладывалось , что она делает в «психушке».
   Абсолютно адекватный индивид. Может, слегка запутался на перепутье. Настораживало одно — пять высших образований , причем одновременно! Политех - «автодор» , универ - «историк» , сельхоз - «ветеринар» , пединститут - « дошкольник» и….мединститут - «лечебник». Одновременно! Как! Как это вообще возможно!?
   Это было реальностью. Реальное поступление , реальное , очное обучение , реальная защита диплома и не менее реальная аспирантура в мединституте. Я видел все корочки своими глазами! У меня был шок. Я поменялся с пациентом местами. Профессор ликовал.

                ***

   Парочки разбрелись по палаткам . Те , кому не спалось пошли встречать рассвет.
4 утра. Нет , не первые лучи солнца.  Огромные  , мощные пласты , давят с невообразимой силой друг на друга. Ощущение , что три или четыре раскаленных диска опускаются и готовы в любой момент взорваться  миллиардом искр , унося все на своем пути. Цвета слепят , кристально чистые , от фиолетового до ярко желтого , почти белого , последний держат вершины вековых сосен , они создают контур , ограждение. Тайга . Не тронутая человеком. Хранит тайну. Она тормозит , нет , она задерживает этот солнечный ветер!
   Тайга бескрайняя. Как и кому вообще пришло в голову попытаться завоевать этот мир? Стоя на вершине горного хребта , наблюдая высь и пространство отчетливо понимаешь  - до плато , быть может ,  супостаты и добрались бы , а вот дальше? Нет , никто и никогда!  Нет такой технологии у человечества , пирамиды в Египте — детский сад. И все это благолепие живет. Наши предки понимали и принимали сей факт. Вот вам и язычество. Не религия — именно преклонение перед неизведанным и не познанным.
   Идеальная видимость , повезло с погодой. Видно море тайги , пусть штамп. Это правда! Нет краев , только бушующие волны , зеленые , с синим отливом , местами с «проталинами» из ярких красок.  Даже не волны , цунами! Горные вершины противостоят силе природы , гасят штормовой ветер. Солнечный ветер. Горы и есть сила природы! Есть гавани  , затишьем которой и пользуются бесчисленное количество туристов со всей страны.
 
                ***

   Род берет начало на границе современной России с Казахстаном. Иван IV создавал остроги после взятия Казани , бесчисленных крымских войн . От политики удара , наш монарх перешел к политике подкупа и предупреждения. Так и образовалась деревушка. Обычная , как и сотни других , таких же. Стоящих на границах и важных торговых путях.
   Набеги и кровопролития с веками ушли в бытие. Деревня стала крупным торговым и военным поселением. Относительная безоблачность растаяла с приходом диктатуры осенью 20 года прошлого века.
   Надежда рассказывала мне все это с упоением. Историк — одно слово. Она описывала все до мельчайших подробностей. Кто был первый предок. Как и чем занималась ее семья. Трагедии , свалившиеся на них , также , как и на миллионы людей с приходом советской власти.
   Прадед вместе с  единственным сыном был расстрелян. Прабабку с двумя детьми сослали глубоко за Урал. Всего было пятнадцать детей. Но остался только малая дочь и сын. Сын , он же  дед для Нади -  одиозная личность. Был жив , на тот период , случайно. Родители уехали торговать в уездный центр. Филипп был самым младшим. Гурьба мальчишек залезла в погреб. Там было чем поживиться во время отсутствия главы. Пряники! Свежие , вкусно пахнущие , целая корзинка. Никто не усомнился , на кануне Рождества. Слопали все. Филу досталось меньше всех. Единственная девчонка в расчет не шла ,априори.
   К приезду родителей все тринадцать братьев были мертвы. Филиппа нашли в сенях , в рвотных массах , еле живого. «Пряники» были с мышьяком. Других методов борьбы с крысами не было.  Его отпаивали молоком и сметаной , несколько дней. Думаю , он больше никогда не ел молочных продуктов. Надежда это подтвердила. Рассказывая , она скупо , выдавливая из себя слезы , одновременно улыбалась.
   Взгляд. Тот самый ,  зловещий . Тот , что я увидел первым. Улыбка и печаль. Холод и мурашки по коже.

                ***

   Дверь. Через глазок я отчетливо видел койку. Через полумрак , в свете окна , белая , застиранная простынь. У изголовья подушка и аккуратно уложенное одеяло , без пододеяльника. Тумбочка , стакан с блюдцем. Почти увядший букет , веточка , с ягодами , вчера я его не видел. Скорее всего второпях  не заметил. Через замочную скважину лился едва уловимый запах. Мне он знаком. Можжевельник — вечная жизнь. Тени. Несколько силуэтов. Вчера запирая дверь , точно знаю , что мой больной оставался в палате один. Да и не рассчитана палата на двух и более. Звуков  не было , я не ничего не слышал кроме свиста . Ключ! Как же я мог забыть ключ! Проклиная всех богов , очертя голову , я помчался к дежурному. Утро точно не задалось : проспал , опоздал , забыл ключ. Что еще меня ждет?

                ***

   Палатка Надежды была установлена чуть поодаль. Практически на краю скалы , внизу огромная пропасть , вертикальная , высотой около 100 метров . На дне  был едва заметен берег реки , покрытый одеялом из тумана. Шум ниспадающей воды по порогам позволял осознавать масштаб действа. Несколько неосторожных движений и беда не заставит себя ждать. Край обрыва был прикрыт кустом можжевельника. Он обманывал своими ветвями , звал , даже не звал , он требовал совершить всего один шаг вперед.
- Не бойся Лёш , ты же хотел этого? , -  Надежда нежно взяла его за руку и повлекла в небытие.
- Стой! Ты спятила! Куда ты нас ведешь?! -  он не мог поверить в происходящее .
- Дурачок! - Она улыбнулась , прильнула к его спине ,
- Смотри на небо . Что ты видишь?
- Луну и звезды , -  невозмутимо ответил Алексей.
- А еще? - не унималась Рыжик
- Нуу…созвездия , вот Малая и Большая Медведицы , вот Тельцы , вот Млечный путь , а! - тут Алексей запнулся.
- Что это? Я никогда этого не видел!
Надежда перехватила инициативу , смотри :
- Это Марс , это Венера , это Юпитер , там Меркурий , Сатурн и Уран.
Алексей был в ступоре. Шесть планет на фоне Луны и в лучах восходящего Солнца. И все на одной воображаемой линии.
- Ну? А теперь пойдешь?- с явным нетерпением произнесла «хозяйка» процесса.
«Будь — что будет». Эта , простая фраза появилась в его голове , как появилась , так и исчезла. Выбор был сделан и они держась за руки сделали шаг.
   Они парили , нет , они летели . Опять нет , они неслись с чудовищной скоростью , но не вниз. Не в пропасть. Они неслись по тоннелю , стены которого играли миллиардом цветов и оттенков. Казалось , что душа вся , полностью обнажилась и неумолимо рвется вперед.  Обломки разума выхватывали из «картинки» планеты и их спутники . Целые Галактики пролетали за мгновения. Полностью исчезло внутреннее чувство. Осознание себя самого. Не было привычных тел . Были оболочки не известно чего и не понятно из чего. Но эти оболочки и были они. И их сознание. Их разум , который никак не мог осознать происходящее. И вдруг , падение прекратилось.
- Ну , говори. Ты же так давно хотел мне что-то сказать , -  Надежда смотрела в упор  , словно хотела расстрелять.
   Алексей огляделся. Высокий частокол . Высота бревен поражала ,  своими остриями они упирались в  небо. Словно великие истуканы. Они впились в облака и не собирались их отпускать. За частоколом был ров. Вода в нем изрядно зацвела. Тщедушный смог . Алексей с трудом сдерживал предательски взбунтовавшийся желудок. Территория не большая по меркам современности: 400*400 метров , примерно. Острожок. ))) По краям квадрата величественно поднимались  башни и бойницы. В середине — избы , дальше — слободка. Дым от кострищ , тугой аромат смолы и запах. Запах можжевельника . Он окончательно вскружил голову. Одно было «странным». Острог был пуст.
   Они присели на скамью подле колодца. Он сжал ее ладони и прошептал :
- Я , люблю тебя.
   От волнения пересохло горло , руки взмокли , в глазах все поплыло ,сердце было готово выпрыгнуть из груди. Он впервые произнес эти слова. Нет , он конечно представлял себе этом момент сотню раз. Он репетировал перед зеркалом. Он искренно считал , что готов. Готов признаться ей. Но не мог предугадать , что вместо — получится не членораздельное шипение.
Рыжая бестия подбодрила : - Попробуй еще раз.
Собрав всего себя в кулак , сделав полный вдох он прокричал :
- Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!
  Туман…
               
                ***
 
- Надежда привет ,  я решил вновь продолжить свои исследования.
- Привет! Я уже думала , ты больше не придешь,- кокетливо ответила она.
- Драсти мордасти! - парировал я.
- Начнем?
- Давай. Но только без твоих дурацких тестов. Лучше я начну говорить , а ты будешь записывать. Детали и уточнения после. Идет?
- Ок! - сказал я и удобно уселся на изголовье кровати.
   Началось все 10 марта 1982 года.  Планеты вышли на заданную траекторию. Меркурий , Венера , Земля , Марс , Юпитер , Сатурн , Уран и Нептун. Гелиоцентрические эклиптики планет составили меньше 95 градусов. Фактически это прямая. Вместе с планетами солнечной системы в линию выстроились черные дыры. Галактика начала действовать.  Выстроив все элементы в ряд , пространство и время перестали существовать.
   Она начала рисовать какие-то графики , орбиты , формулы. Она полностью ожила. Она говорила беспрестанно. Доказывала все свои гипотезы. Все стены в палате представились одной огромной доской на научной кафедре.
- Ты меня слушаешь? - Надя с переживанием смотрела на мой открытый рот.
От неожиданности у меня выпала сигарета из губ , прожгла халат и штаны. Боли я не чувствовал.
- Конечно слушаю , - еле нашелся я , - Прошу продолжай.
- Так вот , при полном параде появляется редкая возможность путешествий. Путешествий во времени. Ключом является обычный можжевельник. Он открывает дверь.
   На этом месте я встал с койки. Капец. Мой мозг кипел. Нет я конечно люблю научную фантастику , но такой бред , да еще и воочию пришелся на меня впервые. Умом понимал , что меня пытается развести психически больная. Но и умом понимал , что её трактовка Вселенной имеет место быть. Агностик , мать твою! Сука профессор!

                ***

   Они вернулись в палаточный лагерь. Он нес её на руках. Он был на грани внеземного счастья. В прочем , оно и было внеземным. Друзья их встретили под общий хохот и многозначительное : Ого-го!
   Материала «экспедиция» собрала вдоволь. Будет что обсуждать на кафедре. По приезду в город вся шумная толпа направилась в ЗАГС.
   Алексей и Надежда решили не тянуть с процессом , учитывая маленький общий паровозик во чреве. Свадьба была с размахом. Родители жениха выдали на гора все свои нычки и связи. Весь курс балагурил в «Невском». Они были счастливы. Вскоре появился малыш. Семья была на небесах. А что? Квартира , машина , престижная работа , путевки на отдых. 
   Парад позволял им спускаться по лестнице. Так в шутку Надя называла прошлое. Это было практически каждый год. Малый и большой парады. Вселенная открывала им возможность увидеть своих предков. Увидеть своими глазами войны. Императоров. Построение государства.
   Они жили в нескольких параллельных мирах одновременно. Они каждый раз высчитывали время и место в пространстве , как это единожды сделала Надежда в далеком 1982 -м. Именно тогда она оказалась на вершине Черепахи в Чертовом городище. Именно тогда она впервые осуществила скачок. Именно тогда она открыла , что ключом является можжевельник. Именно эта возможность дала защищать бесконечные диссертации. Закончить несколько ВУЗов.  Достичь положения в обществе. Именно эта возможность определила Надежду на больничную койку.
   Однажды , Алексей решил подняться по лестнице вверх. Обратно он не вернулся.

                ***

- Не верю! Черт! Я не верю не единому слову! Хватит! Остановись! - я не мог больше этого выносить. Рыжая просто издевалась надо мной. Она , она. Она начала мне цитировать меня же самого. Она начала мне рассказывать детали , теперь уже , моей жизни. Она рассказывала о моих предках. Моих болячках. Моих секретах. Сука! Мы поменяться с ней местами. Теперь я «идиот» , а она мой лечащий врач. Все это происходило прямо в палате. Она все так же зловеще улыбалась. Ей это доставляло огромное удовольствие. Она просто кайфовала от мыслей и созерцания меня , того ничтожества , кто хотел ей поставить диагноз и вылечить. Капец!
- Ну хорошо , ты загнала меня в угол , должен признать , ты это сделала ювелирно.
- Еще бы! Ты забыл , что я докторант медицины? , - наслаждалась Надежда.
- Ответь на  вопрос: - Почему я?
- Все просто. Ты - веришь!
- Тогда , - тут я взял паузу …
- Тогда покажи мне тоннель!
- Хорошо , завтра , 10 марта 1993 года. Будь готов. - после этих слов она потеряла ко мне всякий интерес и всем своим видом дала понять , что аудиенция закончена.

                ***

   Так значит , завтра. Наконец-то я поймаю её на лжи и ловком манипулировании. Завтра я поставлю ей окончательный диагноз. Завтра я положу на стол профессору историю болезни. Завтра. А сегодня? На сегодня я прогуляюсь по парку. Подышу свежим воздухом. Встречусь с друзьями. Наконец -то приглашу на ужин смазливую девчонку. Отдохну ….сегодня.
   Мы встретились в кафе. Так , ничего особенного. Горячий кофе с коньяком , легкие салатики и бутеры. Она вся в кудряшках. Глаза карие , как смоль. Знакомы уже пару лет. Но до серьезных отношений , как -то не доходило. Я учился и работал одновременно. Как и она. После кафешки мы бродили по парку. Путь к ее дому преграждали белки , мы их прикормили сухпаем. Мороз крепчал. Снег визгливо обижался на каждой поступи. Тут и там тарахтел мой давний друг дятел. От его зодчества иголки сыпались майской грозой. Воздух плыл. Полнолуние. Дорогу освещал раскаленный диск спутника Земли. Он всегда приглашал меня заглянуть за горизонт. Маленькая планетка. Наша милая сердцу луна. Всегда кокетливо улыбается. Но никогда не покажет свое истинное лицо. То , что с другой , не изведанной стороны. В преддверии весны я сорвал несколько веток с иголками. Мохнатые , дивно пахнущие . В подарок — ей. Ну и себе натолкал полные карманы иголок.
   Меня всегда тянуло к горизонту. У меня нет объяснений. Нет причин. На уровне горизонта время перестает существовать. Как и перестает существовать пространство. Горизонт событий можно трактовать по разному. В обыденности — будущее , рамки познания личности и индивида. В трехмерном мире — отдаленность , к которой можно приблизиться в осях координат , но приблизившись вновь увидим новый горизонт. Бесконечность. В физике — точка не возврата.
   Не помню , на каком этапе я проводил девчонку до дома. Помню только след от горячего поцелуя на своих губах.
   Черт. Я проспал.

                ***

- Лидия Степановна , голубушка , ну вы же видите все своими глазами! Динамика — отрицательная. Мы не можем ему ничем помочь! Он бредит . Он застрял в своем разуме! И с каждым днем его разум угасает ! - не унимался профессор.
   Женщина на приеме железным голосом произнесла : - Почему вы держите его взаперти!? Он же не опасен для окружающих! Отоприте дверь!
Они вошли в палату. Его взгляд был пуст. В руках - ключ от двери. Он лежал в ветках можжевельника. Его халат мирно качался на вешалке. Он не спал. Но его не было. В этом мире.
- Если бы у вас , профессор,  погиб ребенок и ушла жена , то чтобы сталось с вашим разумом?

/g.z. 9 , март , 2020 , хм/


Рецензии