Конюшенная казна

 "В торжественных церемониях двора 16 и 17 веков важное место занимали выезды, когда царь открыто появлялся перед народом, демонстрируя свое могущество и богатство. Один из дворян свиты датского принца Иоганна так описывает выезд Бориса Годунова 6 октября 1602 года: "Поезд открывался 600 конными людьми по три в ряд...затем следовали 25 заводных лошадей под дорогими покрывалами. Лошадей вели столько же богато одетых конюхов. Затем везли пустую золоченую карету... Наконец явился и великий князь. Его везли на белых лошадях. Карета его была обшита бархатом, и верх ее опирался на четыре подпоры, украшенными серебряными шарами. На полчаса езды следовала царица в великолепном просторном, везомом десятью белыми лошадьми дорожном экипаже, перед каретою, вели сорок богато украшенных заводных лошадей весьма богато одетые конюхи. Затем в плотно закрытой карете ехала царевна Ксения. Карета была запряжена восемью красивыми лошадьми. Сопровождавшая царицу и царевну свита ехала верхом на белых лошадях. Процессию замыкали 500 всадников"

 Это цитата из книги И. С.Ненарокомовой "Государственные музеи московского кремля".

 Давно я мечтаю сходить в эту сокровищницу нашей столицы, но все не собраться, да и признаюсь, как-то даже боязно. Раньше спокойно ходил в Кремль, и в дворце съездов как-то смотрел балет Дон-кихот, и в Оружейной палате был, еще когда впервые в Москве оказался в качестве туриста из Ленинграда. И по территории перемещался, даже не однажды, но почему-то ничего не запомнил, и вообще, даже не испытывал благоговения. Обращал внимание на черные "Волги", на культовые строения, на пушку, колокол, колокольню, но чтобы так вот представить бы то время, когда цари там прохаживались средь народа, и что там за народ бывал, даже в голову не приходило. А ведь трудно что-либо представить, если никогда не видывал, не слыхивал, и даже не читал. И вот вчера я вгрызся в этот текст, потому, что отдохнул на карантине. Открыл книгу где попало, начал переписывать и вдруг увидел это чудо, кавалькаду из пятисот конных людей. Ну и что, наши руководители ездят на пятисот сильных авто! Но это же сколько места надо было под  такое поголовье, и сколько места надо было для того, чтобы то великолепие видели москвичи и гости. Ведь ради кого-то это все создавалось, значит было перед кем похвастать.
 И тут я понял, что если существовала целая казна конюшенная, то сколько народу было задействовано в кремлевском хозяйстве? И как велик был Великий князь, если его так перемещали перед подданными, сколько же было власти!
Читаю дальше и опять удивляюсь.

" Для изготовления и хранения драгоценного убранства царских выездов, видимо в конце 15 столетия была создана Конюшенная казна во главе с конющим боярином, должностью в Московском государстве очень высокой. Достаточно заметить, что при царе Федоре Иоанновиче конюшим служил Борис Годунов.
 Самое древнее седло, хранящееся в музее, относится к годам царствования Ивана Грозного. Оно было обтянуто вишневым бархатом. По бархату вышиты серебром двуглавые орлы, травы и единороги. Изображение единорога, по мнению историка В. Н. Татищева, было личным гербом Ивана 4 здесь же представлено и седло Бориса Годунова с чеканными масками львов. По своей конструкции эти седла отличаются от европейских, рассчитанных на жесткую посадку закованного в броню всадника. Русские седла близки к иранским, что хорошо заметно при сравнении их с даром шаха Аббаса1 царю Федору Иоанновичу. В таком седле всадник может поворачиваться, и легко натягивать лук..."

Но этак можно всю книгу переписать, в которой 145 страниц только описание содержимого Оружейной палаты, и как же мне стало горько за свой ум, и интеллектуальную дисциплину, что не повидал это своими глазами, проживая в столице 43 года. А теперь началась эта пандемия, и когда я туда еще смогу попасть.
 Но есть же и книги, которые следует читать медленно, и стараться вообразить описанное. Вот в этом и вся проблема, например  про Иоанна Грозного, что только не написано, и больше страшилки. Не так давно прочел Сергея Цветкова "Иван Грозный (Новый взгляд)", там несколько смягчен образ, но все равно как-то смутно. А Борис Годунов был конюшим номинально, вроде увлечения, по старой памяти, карьеру же он  при отце Федора Иоанновича еще сделал, и был правою рукой монарха. А при сыне-то сам заправлял и властвовал, причем весьма успешно.

  Как мне вчера представилось,  его правление было оттепелью на Руси, некоей либеральной моделью, матриархатом. Не даром жена и дочь ездили с таким почетом. А оно и понятно, ведь есть пословица: "живешь в неге, а ездишь на телеге". Кто на чем передвигается, да как одевается, тот того и стоит.


Рецензии