Русские в сибири

До прихода русских в Сибирь здесь проживало около 200 тысяч человек. Родо-племенные группы уральской, тюркской, тунгусо-маньчжурской, палеоазиатской семей языков. Антропологически палео-сибиряки. Этногенетически самодийцы, палеоазиаты, хягасы, тунгусы. Разные по языку, хозяйственно-бытовому укладу, степени социального развития, этногенетической периодичности. На юге от Иртыша до Байкала потомки древних динлинов Тагарской культуры - хягасы (енисейские кыргызы, алтайцы, шорцы, тувинцы, тофалары) . К востоку от Урала самодийцы (самоеды) - племена уральской этногенетической общности - ханты и манси (остяки и вогулы). Восточную Сибирь населяли многочисленные тунгусы (оленные в тайге, пешие или сидячие на морских побережьях, конные в южных степях). В Забайкалье монголоязычные кочевники предки бурят. Далее по Амуру оседлые дауры и дючеры. По реке Лена тюркоязычные якуты. На Камчатке ительмены. К северу от них коряки. На крайнем северо-востоке - чукчи. На Енисее кеты. Всё это разноплеменное и разноязыкое сообщество было наследником древней палеоазиатской общности. В разное время получившие гены и кровь  европеоидов, поздних монголоидов алтайской семьи языков (северная монголоидная раса). Если их история в общих чертах понятна, то этногенез более сложен и запутан. Уральские племена были потомками от смешения палеоазиатов Сибири, кроманьонцев Восточной Европы и пришедших с Иранского нагорья протодравидов первой волны. На Саяно-Алтайском нагорье издревле в смешении палеоазиатов и европеоидов (4 тыс. до н.э.) при волне уральских племён из Томской тайги на рубеже 3-2 тыс. до н.э. сформировалась афанасьевско-окуневская этногенетическая общность. После 16 в. до н.э. сюда приходят арии из-за Иртыша, арии-ди от реки Хуанхэ образуя с аборигенами этногенетическую общность динлинов. Со 2 в. до н.э. сюда устремляется поток мигрантов из Северо-Западной Монголии под давлением хунну, а после и они сами, ещё позже тюрки - так происходит смена антропологического типа с европеоидного на монголоидный и появляются потомки динлинов - хягасы.
Вокруг озера Байкал образуется тунгусская этногенетическая общность, которая в конце 3-го- начале 2 тыс. до н.э. расходится на юг до реки Хуанхэ, на север до морского побережья, на восток до Приморья.

Взятие Казани и Астрахани знаменовало переход русских через волжский рубеж и приближение к Уральскому хребту. За ним была земля таинственная, суровая и холодная - Сибирь. Зимы здесь лютые, лето короткое, природные богатства несметные. Для России второй половины 16 века, когда остро вставал вопрос возвращения западных русских земель Малой и Белой Руси, ко всему было необходимо пробить путь к Балтийскому морю, восточный вопрос оставался в области мечтаний. А потому на западном направлении затяжная Ливонская война на истощение, на востоке потеря влияния за Уралом. Положение Московского государства оставляло желать лучшего: в Ливонской войне поражение, крымские войска доходят до центральных регионов, на Волге восстания крымских и астраханских татар. Сибирские татары переходят в наступление. Солепромышленники Строгановы, получив в 1568 году жалованную грамоту на освоение территории по реке Чусовой, вынуждены были также защищать восточные границы государства. Им вменялось в обязанность покорение сибирских народцев, а для этого набирать вольных казаков для защиты своих поселений и проведения поисковых походов за Урал. Так в российской истории появляется служилый отряд Ермака и "воровские" казачьи ватаги с реки Яик (Урал). Их то Строгановы и наняли для защиты своих владений, а попутно для войны с сибирскими татарами, вогулами, остяками. В сентябре 1582 г. Отряд Ермака пошёл в набег за Урал. Атаман не ставил себе целью завоевания новых земель и покорения народов. Обычный грабительский набег. Но обстоятельства сложились так, что казакам пришлось остаться. Они то и начали покорение Сибири. Приводя к присяге местные племена, облагая данью (ясаком), подчиняя хантов, манси, сибирских татар по Оби и Иртышу. Понуждая их помогать таявшему казачьему отряду. В 1586 г. в Сибирь приходит отряд воевод Сукина и Мясного. Важно отметить, не в набег, но для постоянной службы. На реке Туре основывается Тюменский острог. Через год отряд под водительством стрелецкого головы Д. Чулкова основал на Иртыше Тобольский острог. В 1590-х годах в земле манси основан Пелымский острог, в земле селькупов Нарым и Кетск. С гибелью хана Кучума в 1598 г. Сибирское ханство перестало существовать.

Что двигало русскими в их стремлении в Сибирь? Ответ прост - жажда наживы. Меха, пушнина в то время ценились на вес золота. При перепродаже за границу и вовсе были бесценной валютой. К этому можно прибавить и угрозу набегов сибирских татар на владения Строгановых. Но можно было каким-то образом замириться с ними, наладить взаимовыгодный обмен, более или менее мирные отношения. Узнав же о богатствах зауральских земель, московское правительство сочло необходимым развивать восточный вектор политики. Нищание вследствие затяжной войны только подталкивало к тому. Тем более, что сибирские татары изъявили покорность и предложили свою помощь в покорении и обложении данью соседних народцев. В 1604 г. отряд из русских служилых людей, татар и хантов основал город Томск на реке Томи. Отсюда 14 лет спустя русские продвигаются на юг и основывают Кузнецкий острог (ныне Новокузнецк). С прокладкой сухопутной дороги и основанием городка Верхотурье в Сибирь устремляется поток русских колонистов. Тем же временем поморы на кочах прошли из Белого моря в устье Енисея, организовали здесь торговлю с местным населением. Продвижение с севера на юг встретило серьёзное сопротивление вначале тунгусов, а после и енисейских кыргызов. Основанный в 1628 г. Красноярск становится южным оплотом русской экспансии на Саяно-Алтайское нагорье. Кыргызам помогали монголы. Продвижение на юг задержалось на десятилетия. Русская колонизация ограничилась тайгой и лесостепью.

Тем же временем северный широтный ход активно использовался для колонизации. Русские отряды пробились на берега реки Лены, где встретили якутов. После некоторого сопротивления местные племена стали платить ясак. Служилые люди и промысловики составляли костяк для движения на восток. В первой половине 17 в. большинство якутских и тунгусских родов присягнули на имя московского царя. Отсюда острие русской экспансии повернулось на юг в Забайкалье и на Амур. Восстания якутов ни к чему не привели, избавиться от власти русских не удалось. Охотники и промышленники активно помогали служилым людям в освоении территорий, сборе даней, подчинении местного населения. Делались попытки создания регулярных войсковых частей, которые сдерживались нехваткой личного состава, финансовыми трудностями, особенностями местной жизни. В Москве создаётся особый Сибирский приказ со всей полнотой власти над землями Сибири. В его ведении находились: администрация, хозяйственная деятельность, казна, вооружённые силы, в общем все стороны сибирской жизни. Столицей Сибири, административным и церковным центром считался Тобольск. Отсюда осуществлялось управление огромным регионом, в два раза превышающим площадь метрополии за Уралом. Через воевод Тобольска шли денежные потоки, здесь формировались хлебные запасы, отсюда исходила военная организация по удержанию и защите сибирских земель. Таким образом за сто лет Сибирь была покорена, началось планомерное хозяйственное её освоение, она была закреплена за Россией, а границы взяты под контроль.

Вхождение обширных территорий Сибири и этнических групп её населявших в состав России не было одномоментным актом для сбора даней. Требовалось включить их в социально-экономическую жизнь государства. На первом этапе добровольно-принудительное формальное включение в подданство. На следующем этапе обложение ясаком (данью). Это выглядело по разному: как товарообмен (за пушнину давали "подарки" или менялись баш на баш); взятие заложников-аманатов из местной знати, отвечавших головой за уплату ясака; переход к фиксированному ясаку, к некой разновидности государственного налога (пушнина, скот , оленьи шкуры, дары тайги, а позже и деньги); передача функций сборщиков ясака от русских уполномоченных к местной знати (это позволяло "убить двух зайцев" - избавиться от постоянных проблем связанных с неуёмной жадностью русских сборщиков и сопротивлением аборигенов насилию и произволу. Если на северо-востоке Сибири юкагиры, тунгусы, якуты могли поменять места стоянок, то на юге в Забайкалье буряты бежали в Монголию, а на Амуре дауры и дючеры уходили в Маньчжурию. Привыкая к благам цивилизации (в виде товаров), аборигены уже не могли без них. К хорошему привыкаешь быстро. Освоение Сибири не было тихим и мирным, как рисуют некоторые историки. Помимо перемен мест жительства аборигены убивали служилых людей, промышленников, сборщиков ясака. Поднимали восстания против русской власти и своей знати. Северные ханты, тунгусы, ненцы, якуты... Завязывался сложный клубок взаимоотношений между государством, местной знатью , служилыми, аборигенами, вольными промышленниками, казаками, крестьянами . Как по отдельности между этими груп- пами, так и в общем.   

 Государственное давление сопровождалось мирным взаимодействием с местными сибирскими родо-племенными группами. Их верхушка рекрутировалась на государеву службу. Мирные племена участвовали в подавлении немирных за добычу и часть ясака. Местные включались в состав гарнизонов, составляя порой целые подразделения. Такие меры позволяли не только налаживать отношения, но и создавали благожелательную атмосферу для взаимного этногенетического, социального, экономического взаимного проникновения. Не разрушая одним махом местных традиций, русские последовательно включали в политическую структуру и жизнь государства сибирские этносы. Помогая им сделать трудный переход из первобытно-общинного состояния взаимоотношений на новый, высокий уровень. Всякие насилия на местах, вымогательства, откровенные грабежи в отношении аборигенов пресекались из центра. Виновные наказывались. Земельные угодья местных были под надёжной защитой государства, они пользовались теми же правами, что и русские переселенцы. Не подвергались насильственным изменениям бытовой уклад, социальное устройство родо-племенных общин. Получение высоких прибылей из богатейшей окраины было важно для Москвы. Но более важным представлялось создание в Сибири подходящих условий для жизни, ведения хозяйства. Так в 17 веке Сибирь входила в состав Российского государства, ломая сложившиеся стереотипы, обретая важнейшее народно-хозяйственное значение.

В 18 веке расширение территорий России на восток продолжилось. Предстояло освоить степные южные регионы Саяно-Алтайского нагорья. Тому способствовало переселение многих енисейских кыргызов в Джунгарию. Это ослабило позиции хягасов и давало новые возможности для русских. Строятся Минусинский и Абаканский остроги, поселения и остроги к истокам Оби, несколько крепостей по Иртышу. Джунгары терпят поражение от Китая, идут на сближение с Россией. Тем временем не раз поднимаются против русских башкиры, беспокоят набегами казахи. Но и казахские жузы принимают российское подданство. От Иртыша до Тобола возводится Ишимская укреплённая линия. Джунгария разгромлена Китаем, возникла опасность столкновения с ним, тем более, что Китай имеет виды на Восточный Казахстан. В степи строится Прекрасногорьковская укреплённая линия, для защиты Саяно-Алтая - Колывано Кузнецкая от Усть Каменогорска до Бийска. Горный Алтай к этому времени уже заселялся и осваивался беглыми солдатами, крестьянами, заводскими рабочими, старообрядцами. Самовольные поселенцы договорились в конце века о включении их в состав Российского государства в обмен на прощение и освобождение от казённых повинностей. Сюда же доселяли запорожских и донских казаков. Так начинала формироваться особая этногенетическая общность - сибирский субэтнос русского этноса. Русские были представлены в Сибири в основном мужчинами, для жизни им требовались женщины. Которых брали в основном из местных народцев.

На Дальневосточной окраине за Байкалом события развивались своим чередом и явно не в пользу Российской Империи. Маньчжурская династия захватила Северную Монголию и вышла к Амуру, претендуя на большее. В 1727 г. заключается Кяхтинский договор по установлению границы между Россией и Китаем от Саян до Амура и русско-китайской торговле. В этих местах было очень неспокойно: то монголы совершали набеги, то монголы бежали в Россию от маньчжурского прессинга; процветала контрабанда, выгодная населению по обеим сторонам границы.  Русские по прежнему стремились на восток. Первые разведчики выяснили ситуацию по Амуру. Оказалось, что маньчжур там нет, а местные народцы живут сами по себе и очень неплохо. Русские просят у Пекина разрешения на плавание по Амуру и получают отказ. Не имея достаточных сил за Байкалом, Россия на время отказывается от экспансии на восток. В Забайкалье строится укреплённая пограничная линия, учреждается отдельное Забайкальское казачье войско .
Затормозившись в продвижении на южном и восточном направлении, русские навёрстывают на северо-восточном. Местные ительмены, коряки, чукчи оказали сопротивление русской колонизации. Ясак платить добровольно они отказывались, насильному сбору оказывали вооружённое сопротивление, при поражении убивали свои семьи (как в случае с ительменами ). Для русских это было дико, для аборигенов естественный ответ на порабощение чужаками. Свобода или смерть. Таковы были взаимоотношения в обществе и воспитание. Но в итоге сопротивление ительменов было сломлено. Далее на север по берегам Охотского и Берингова морей обитали коряки. Часть их покорилась, большинство продолжали сопротивляться русскому натиску. Пришлось возводить крепости для самозащиты и наступления дальше. На помощь казакам перебрасывались регулярные части. К 1760-ым годам сопротивление было сломлено и земли коряков вошли в Российскую Империю. Не обошлось без помощи части корякских родо-племенных групп. К тому же с севера коряков теснили чукчи . Когда же настала и их очередь, то они оказали упорное сопротивление русским. Будучи народом свободолюбивым и агрессивным, чукчи противостояли с самого начала, со второй половины 17 в. Они не забывали грабить своих соседей - юкагиров и коряков, даже расширяли территорию обитания за их счёт. Имея возможность выставить до двух тысяч мужчин, чукчи оставались довольно грозной силой в тех местах. В 1720-х гг. принимается решение о покорении их силой. Русские при поддержке союзных якутов, тунгусов , ламутов, коряков, юкагиров предпринимают несколько походов. Сражения идут с переменным успехом, достигнуть конечной цели - приведения чукчей в подданство, не удаётся. В 1750-х гг. русское правительство пошло на мирные переговоры. Они длились два десятка лет и закончились тем, что русские ликвидировали Анадырский острог и вывели с Чукотки свои вооружённые силы. Чукчи формально приняли российское подданство, ясак платили по желанию до середины 19 века. Торговля стала основой для налаживания отношений с ними. Можно ли назвать это поражением империи? Может быть вернее будет такой вывод: силовой метод был признан неразумным и власть положилась на мирное (пусть и долгое по времени) развитие событий. Численность потерь аборигенов указывается некоторыми исследователями до половины населения. Откуда такие цифры? Вряд ли кто-то проводил там перепись населения до прихода русских, чтобы на основании ясачных списков судить об этом.

Колонизируя пространства Сибири от Уральского хребта то Тихоокеанского побережья, русские в 18 веке вели морские исследования. Российские суда добрались до берегов Северной Америки, были открыты Алеутские острова и Аляска. В середине века здесь начат промысел пушного зверя. Шелихов Г.И. стоял у истоков русской колонизации Аляски и образования русской колонии в Америке . Он организует там постоянные базы. К  концу 18 века на Аляске и островах было основано шесть русских поселений.  Создаётся Российско-Американская компания, объединившая купцов и промышленников Сибири. Она получила монополию на торговлю в Северной Америке и дальнейшую колонизацию новых земель. Эта компания организовала добычу пушнины, морского зверя; торговлю с местными индейцами, с европейскими колониями, Китаем; расширяла русские владения к югу по североамериканскому побережью; построила собственный флот.      
          
В 19 веке выходит "Чертёжная книга Сибири", составленная тобольским жителем Ремезовым С.У. В царствование Петра Первого восточная политика получила новое наполнение. Началось настойчивое и последовательное изучение восточных земель до Камчатки и Курильских островов. Во внимании исследователей география, природа и её богатства , история и жизнь местных народов; быт их и русского населения, этнография и языкознание. Результаты были настолько впечатляющими, что их можно поставить в один ряд с великими географическими открытиями. Они обогатили российскую, европейскую, мировую науку. 
    
Население Сибири прирастало, если в начале 18 в. численность его колебалась в пределах 500 тысяч, то к концу века увеличилась более, чем в два раза - до 1,2 млн. человек. Прирост теперь шёл за счёт естественной прибыли, высокого уровня рождаемости в основном русского населения. Аборигенов насчитывалось немногим более четверти. Пушного зверя истребляли, потому и следующий этап колонизации связан с освоением южных степных районов. Здесь земля привлекала русского крестьянина. В Сибирь бежали крепостные крестьяне, старообрядцы. Правительству в Москве была с одной стороны выгодна нелегальная миграция, меньше мороки - сами добирались до мест. Паспортизация Петра Первого не смогла ни остановить, ни упорядочить переселенческий поток. Приходилось мириться. С другой стороны , требовалось снабжать продовольствием  растущее население: служилых, промышленников, казаков, заводских рабочих, крестьян, каторжников. Шло спорое освоение природных богатств Сибири. Но основная миграция шла за счёт государства - казаки и военные, принудительное переселение крестьян и заводских рабочих, ссылка на каторгу. Также для обеспечения рабочей силы на заводах Алтая по Сибири отлавливали беглых. Для успешного освоения в Сибирь пробили Сибирский тракт из Москвы в Иркутск . Вышел указ о разрешении ссылать дерзких крестьян (в зачёт рекрутов) для помещиков. Таких зачисляли в посельщики, давали им материальную (семена, лес на строительство, скот, сельско-хозяйственные орудия труда) и денежную помощь. Они освобождались от уплаты податей на три года. В дальнейшем крестьян переводили в разряд государственных, что облегчало их существование.

Таким образом в Сибирь перевели около 60 тыс. переселенцев. На юге Сибири появились тысячи новых крестьянских хозяйств. Людей добавляла  принудительная ссылка на службу, "в пашню", на каторгу (на горные заводы и рудники). Появилась категория политических ссыльных. В деле освоения Сибири частная инициатива сочеталась вольно-невольно с государственной. Что в центральной России было невозможно в силу крепостного права. За весь 18 век крестьян стало больше (со 100 тысяч до 300 тыс. душ мужского пола) Крестьянские хозяйства сосредотачивались в основном в Западной Сибири. Крестьяне делились на государственных, монастырских, приписных. С каждой мужской души взымался государственный налог - подушная подать и плата казне за землю. Платил крестьянин земские (на инфраструктуру городов и поселений, содержание гос. органов на местах) и мирские (на содержание местного самоуправления) сборы. А также нёс кое-какие повинности (рекрутство в возрасте 20-30 лет 5-7 человек из тысячи; строительство и содержание дорог и помещений для учреждений; перевозка почты и казённых грузов). Если в 17 веке крестьяне распоряжались своими угодьями почти как собственники , то в 18 в. документы на право владения землями теряют свою силу. Только у власти не было возможности контролировать соблюдение новых ужесточающих законов. Крестьяне продолжали захват пустующих земель (благо их было в изобилии), а свои могли сдавать в аренду или продавали. Выглядели сибирские крестьяне зажиточнее тех, что обитали в европейской России. Это объяснялось льготным режимом, выгодами от хлебной торговли. Основным получателем была пограничная стража. Казна закупала у населения через скупщиков продовольствие и пополняла казённые магазины. Вторым крупным потребителем были горные заводы. На хлеб можно было выменять скот у калмыков и казахов. Разбогатевшие крестьяне становились мещанами (горожанами), купцами (вкладывая деньги в промыслы и торговлю, давая их в рост).
 
По мере продвижения от Урала на восток русские первопроходцы закладывали крепостцы, с течением времени превращавшиеся в города. Границы постепенно отодвигались на восток и на юг и некоторые из городов теряли своё значение. Ещё более повлияло на этот процесс решение провести по южным регионам Сибирский тракт. Города в стороне от него теряли свою роль толкачей социально-экономического прогресса и превращались в обычные центры территорий. Они пополнялись за счёт торговцев, ремесленников, казаков, военных - из европейской России, крестьян ближайшей округи.  Во второй половине 18 века доля городского населения Сибири составляла не менее 15% от общего, в то время как в Центральной России эта доля была меньше. Среди жителей самих городов уменьшается доля военно-служилых (а ведь они поначалу закладывали города и были основным их населением). Зато растёт доля посадских и ремесленников. Посадские платили подушную подать и несли повинности. Торговля в то время была двигателем сибирской экономики. Торговали товарами из Западной Европы и Китая, Средней Азии и Турции, Персии и своими (сукна, холсты, рыба, хлеб, изделия из металла, галантерея). Немалое значение имела внутрироссийская торговля по линии Европейская Россия - Сибирь. Но самым оживлённым, прибыльным направлением было китайское. Отмена государственной монополии на торговлю  с Китаем очень скоро сделала частное участие высокоприбыльным, а город Иркутск важнейшим восточносибирским центром. Несмотря на меновой характер торговли, её высокая прибыльность росла в течение века от нескольких сот тысяч рублей до 8 млн. А пошлины от неё давали треть таможенных сборов государства. 18 век время успешной колонизации региона, расцвета его экономики.

Необходимо отдельно сказать о роли русского духовенства в освоении Сибири и Дальнего Востока. С первых шагов, то есть с похода атамана Ермака, духовное окормление русских первопроходцев было так же необходимо, как и вооружение или продовольствие. Может быть даже более того. Ремезовская летопись свидетельствует, что в отряде было три православных священника и "старец-бродяга". В 1621-22 годах составляется "Синодик ермаковым казакам" с участием и под руководством первого сибирского архиепископа Киприана.
"СИНОДИК Ермаковым казакам создан в 1621—22 по инициативе архиепископа Киприана для церковного поминания Ермака и его сподвижников.

Как пишет С. Есипов, «добрый пастырь попечение имея о них и повеле убитых имена написати в церкви Софеи Премудрости Божия в соборной синодик и в православную неделю кликати повеле с прочими пострадавшими за православие вечную память». Синодик входил в состав Чина православия, который совершается на 1-й неделе Великого поста; этот чин допускал поминание местных угодников до их официального утверждения патриархом. Связь со службой определила специфику текста Синодика: нет предисловия (оно было единым для всего чина), текст начинается с даты похода, а стиль отличается риторичностью и выспренностью. Автором Синодика был, скорее всего, сам Киприан, считавшийся знатоком «соборного и келейного чина». (Историческая Энциклопедия Сибири).

Артефакты также доказывают тот факт, что строительство часовен и храмов было делом первостепенной важности для покорителей Сибири и более поздних экспедиций. Они возводились во всех больших поселениях и городах. Православие стало непреложным условием русской экспансии на восток. Всякое продвижение в земли других народов должно было иметь высокий духовный стимул вопреки банальной наживе. Поход Ермака датируется 1581-1585 гг., а уже в 1620-21 годах в городке Тобольске учреждается первая сибирская епархия сразу в ранге архиепископии. Из этого следует, какое важное значение придавали этому событию в Москве. Центр в лице патриарха Филарета и его сына царя Михаила Романова торопил, слал грозные указы, сметы до цены каждого бревна. Когда тобольский воевода боярин М.М. Годунов выразил сомнение в сроках и возможностях на месте, государь приказал ему освободить свой дом для архиепископа Киприана. Религиозное ставилось выше светского по значимости в деле освоения этой территории, в два раза превышавшей площадь метрополии российской. Госказна взяла на себя расходы по созданию главной церковной резиденции в Сибири.

Духовное водительство не единственная обязанность сибирского духовенства. Церковь была также своего рода госконтролем за казнокрадами воеводами и чиновниками. Вместе с общинами казаков , горожан, государственных крестьян. А потому архиепископ Киприан получил специальный царский "Наказ", который и выполнял наряду со своими церковными обязанностями. Приходилось ему также контролировать расходование больших сумм денег из Москвы для поддержки крестьянских хозяйств новосёлов; сбор налогов и налоговую документацию; подталкивать воевод к составлению земельного кадастра; к переписи населения и др. Следующему архиепископу Макарию предлагалось быть у воевод и советчиком, и строгим администратором в светских делах. Чтобы не своевольничали на местах, а когда не слушаются, то и в Москву доложить напрямую о непорядках.

Из центра предписывалось не проводить насильственной христианизации аборигенов. Защищать их от притеснений местных властей вне зависимости от пола и возраста, вероисповедания и этнической принадлежности. Принимать жалобы от всех обиженных и униженных. Согласно царским грамотам, первые архиепископы Сибири ввели древнерусский институт церковного суда . Но уже в конце 17 века права духовного суда в Сибири ограничиваются. Дело продвигается к уравновешиванию духовной и светской власти. Начиная с архиепископа Киприана, устраиваются и расширяются церковные землевладения. Поскольку здесь нет крепостного права, то привлекать крестьян приходится экономическими методами. Мало привлечь  , труднее удержать. Однако крупные денежные займы крестьянскому двору действовали безотказно. Текучка была, но не в таких масштабах как на государственных землях.

Открытие Тобольской епархии, спустя сто лет Иркутской, строительство храмов и основание монастырей происходило вместе с колонизацией вольной и государственной. По мере продвижения на восток, укоренения, развития социального и экономического, возникла необходимость появления в жизни сибиряков православной литературы, живописи, архитектуры, театра, книжности. А поскольку первые русские были мигрантами с Русского Севера, то с ними в Сибирь пришли иконы, православные книги, традиции народного православия. Иконы и книги в большом количестве закупались и доставлялись духовными и светскими властями. В скором времени налаживается собственное издательское дело, иконопись. Книги богослужебные, исторические, юридические, полемические. Общехристианские и древнерусские жития святых пополнились сочинёнными в Сибири.

В ходе колонизации возникали местные "миры" - сообщества казаков, горожан, крестьян. Которые строили для себя храмы, если было нее под силу, просили помощи у воеводы или из Москвы. На новых землях крестьянские общины часто строили своё жильё вместе с храмами. То же самое происходило в острогах и городах. Городские церкви строились и содержались за счёт государства. По мере накопления населения эти расходы сокращались, само население брало на себя заботу о храмах и священниках в разумной мере. Храм в Сибири выполнял и светскую роль: для общих собраний, хранения казны и документов общины, архивов и государственных актов. Тут же писали и оставляли жалобы, хранили церковную казну и выдавали из неё ссуды без процентов. Что способствовало укоренению крестьян в деревнях, в городках помогало торговле и купеческому предпринимательству. К началу 18 века в Сибирской митрополии насчитывалось 160 церквей, в конце века в Тобольской епархии 626. При этом уже выделилась Иркутская епархия. В 1834 г. открыта Томская епархия, с 1879 г. в её составе Бийское викариатство на Алтае. Заложившая научные основы изучения алтайских языков. В 1840 г. учреждается Камчатская епархия, спустя более чем полвека разделённая на Благовещенскую и Владивостокскую (1898 г.). Енисейская в 1861 г., Якутская в 1869 г., Забайкальская в 1894 г. 

Вместе с этим возникает необходимость духовного образования на дому и в школах. В середине 19 века действовало 52 школы на 700 учеников, три четверти священников имели семинарское образование, большинство семинарских преподавателей окончили духовную академию.   

Таковы краткие сведения, более подробно можно узнать в ссылках и найти самостоятельно в интернете:

1. Историческая Энциклопедия Сибири в 3-х томах.

2.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Покорение_Сибири

4. http://zaimka.ru/pokrovsky-church/

5. Карта Сибири взята из Википедии


Рецензии
Очень интересно. Спасибо.
С уважением, сибиряк

Анатолий Шнаревич   19.12.2020 09:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий. Вы тоже из Сибири?

Владимир Трипольский   19.12.2020 13:29   Заявить о нарушении
Да, Владимир.

Анатолий Шнаревич   19.12.2020 15:01   Заявить о нарушении
А я до сих пор в Сибири. Хакасия.

Владимир Трипольский   19.12.2020 21:15   Заявить о нарушении