13 Литера 46. Поэма. Петербуржские неологизмы, или

Какабадзе Манана.
Фурсин Олег.



Психоделическая литература. Писать, балансируя на грани сна и яви, совершая безопасные (будем надеяться) экскурсы в подсознание и порождая всякого рода фантазмы, сейчас модно… увы, сия чаша не обошла и нас…

***

«Петербуржские* неологизмы**»,
или «Путеводитель сумасшедшего по Питеру»,
или «Хочу в Москву!».

***

Взял перо, неологизмы питерские записать.
Глядь, вокруг меня собрались черти -
С требованьем описать:
петербургские* мотивы, площади, мосты,
переулки чинные и миражи...

***

13-ое число, за окном седьмой четверг.

***

Сей особняк господ Демидовых
Не просто так приобретался...*
И, вопреки проклятиям завистливых,
Он вширь и ввысь всё разрастался.

Сам Монферан на нем шабашничал,**
Попутно подработкой занимался...
Демидов здесь с Шернваль кокетничал,***
И, видит Бог, - он сильно ошибался.

Уральский малахит ему стал украшением,****
Дворец блистал, и цвёл, и неге предавался,
Но всё закончилось, увы, недоумением:
Пролетариат пришел:
он макаронникам достался*****

***

P.S.
Протрезветь, жизнь моя отработана
Всё бы бросить, в Москву бы уплыть!
Но Судьба на Рогатки*** намотана,
И в комплекте отсутствует нить…

***

* Эти прилагательные образованы от разных существительных: петербургский от Петербург, а петербуржский от петербуржец. Следовательно, у них разная сфера применения. Петербургский: герб, мэр, климат и т. п. Петербуржский: характер, выговор и т. п. Чтобы правильно выбирать при употреблении эти слова, воспользуйтесь аналогией: латвийский (от Латвия) и латышский (от латыш).
** Петербургский-петербуржский
*** Рогатки получили своё название оттого, что этих местах находился шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и караульная будка с будочником. Таких рогаток на пути находилось три: первая в районе Московских ворот, вторая (средняя) - на месте Площади Победы и третья - на прудовой мельничной плотине под Пулковской горой. Ставили их в петровское время для «препятствия проходу злонамеренных людей»: беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга; извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трёх камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения.

*******

* 14 февраля 1836 года участок был продан семьёй Эссенов за 240 000 рублей статскому советнику, владельцу уральских заводов Павлу Николаевичу Демидову. Эссены переехали в казённую квартиру в доме №38 по Большой Морской. Демидов 25 февраля этого же года выкупил у архитектора О. Монферрана и соседний дом №45. Эти приобретения были сделаны Павлом Николаевичем перед его женитьбе на фрейлине Авроре Шернваль, считавшейся одной из самых красивых женщин Санкт-Петербурга.

Особняк Демидова. Итальянское посольство.
Большая Морская 43
** Для новых владельцев особняк перестраивал О. Монферран. Архитектор занимался постройкой Исаакиевского собора, однако будучи в дружеских отношениях с Демидовыми, не отказался от данного заказа.
*** Аврора Демидова — Карамзина, урожденная Шернваль. Она с гордостью подписывалась всеми этими фамилиями, несмотря на недоумение и даже недовольство со стороны особ высокого ранга. Судьба ее была яркой, необычной, волнующей обывательское воображение. Может поэтому вокруг ее имени и возникло столько легенд и досужих домыслов. Ее называли «роковой Авророй», но не за то, что ее красота кружила головы многим мужчинам, а за то, что те, кого она любила, погибали в расцвете лет. В ее жизни их – любимых- было четверо: жених, двое мужей и сын, и всех она пережила. И хотя Аврора никак не была повинна в их смерти, поговаривали об ее «роковых чарах».С ее именем связана еще одна легенда о революционном крейсере «Аврора», который, как известно, роковым образом изменил ход истории. По старой морской традиции крейсер получил это имя в честь отслужившего свой век одноименного фрегата, защищавшего рубежи России во время Крымской войны 1854-1855 годов. А фрегат этот, в свою очередь, как гласит легенда, был назван не в честь богини утренней зари, а в честь земной женщины — Авроры Шернваль.
**** В интерьере особняка особо известным стал Малахитовый зал. Впервые малахит был применён для облицовки помещения (колонны и камин), до этого он применялся только для украшения небольших предметов (ваз, шкатулок, табакерок). Облицовку колонн и камина выполнила фирма Трискорни. При этом использовался камень, добытый во владениях Демидовых на Урале. Только после появления Малахитового зала в особняке Демидовых подобный декоративный приём был применён в Зимнем Дворце, в иконостасе Исаакиевского собора.
***** В 1910 году особняк был выкуплен послом короля Италии, здесь снова разместилось итальянское посольство. На картуше герб Демидовых сменился итальянским гербом. В 1925 году итальянцы вывезли из особняка всё малахитовое убранство.

Словарь.

мэр - губернатор
подъезд - парадная
подъезд №13- лестница №13
булочная - булошная
батон - булка
белый хлеб - батон
черный хлеб - хлеб
буханка - кирпич
бордюр - поребрик
шаурма - шаверма
дом 13/1 - дом 13 литера 1
асфальт - брусчатка
курятина - кура
ластик - резинка, (детс.) стерка
учет - переучет
палатка,киоск - ларек
лавка - скамейка
(толстый) блин - блинчик
(тонкий) блинчик - блин
(колечком,донат) пончик - пышка
пышка - пончик
(габаритный) занос - вынос
шлюпка - вельбот
проездной - карточка
(в поликлинике) талончик - номерок
(с соской )бутылочка - рожок
(полиэтиленовый) пакет - мешочек,мешок
гречка - греча
утятница - латка
дача,участок - сад,(устар.)мыза
(товарищество) дачное - садоводческое
(1000) штука - тонна
мобильник,мобила - труба,трубик
(магазин) "букинистический" - "старая книга"
"входа/прохода нет" - "нет входа/прохода"
тротуар - панель
ярлык - этикетка
водолазка - бадлон
подворотня - арка
(чернильная) ручка - вставочка
(трамв.-тролл.) депо - парк
(трамв.) конечная,кольцо,круг - кольцо, петля
(дом) башня, одноподъездный - точка, односекционный
салочки - пятнашки
классики - классы
(рубашка) безрукавка - бобочка
(школьные парты) 3 ряда - 3 колонки
растяжка - перетяжка
пункт (ремонта/приема/обмена/заправки) - центр
"пирожки", "чебуреки" - "пирожковая","чебуречная".



                ***


Рецензии