Бортовой залп на корабле

Многие из вас, уважаемые читатели,  наверняка видели стрельбы реактивных систем залпового огня. С десяток реактивных снарядов серией выстрелов один за другим устремляются к цели. Можете ли вы вообразить себе, что нечто подобное возможно, скажем, с использованием межконтинентальных баллистических ракет?  Или в документальном кино показывают, как окутывает дым огромный корабль, который произвел залп всеми орудиями главного калибра, обстреливая противника.  И то и другое называется бортовым залпом на флоте.

В конце лета 1991 года была проведена едва ли не самая уникальная военно-морская операция в мире — залповая стрельба межконтинентальными баллистическими ракетами с борта подводной лодки. Операцию, проведенную 6 августа 1991 года, в советском военно-морском ведомстве окрестили "Бегемот-2". Почему именно такое наименование получил этот уникальный эксперимент — ракетная стрельба стратегической атомной подводной лодки полным боекомплектом — сегодня можно только гадать.

Говорят, военные моряки высшего ранга просто-напросто, как бы сейчас сказали, прикололись. Есть и еще версия: такая колоритная кличка была у одного из конструкторов советской баллистической ракеты. Так или иначе, не будем гадать о происхождении названия операции. Лучше вспомним, как это было.

Военные моряки высоких рангов между собой шепотом называли операцию "Бегемот-2" генеральной репетицией Апокалипсиса. Эти ракетные стрельбы действительно достойны книги мировых военных рекордов, если бы таковая существовала. Суммарная мощность всех зарядов, которые могли нести 16 выпущенных ракет, равнялись мощности всех боеприпасов, использованных во время Второй мировой войны!

Личному составу Северного флота стало известно об успешном проведении операции "Бегемот-2" лишь в дни ГКЧП. Есть версия, как тогдашнее командование флота "разгласило" секретную информацию и допустило, чтобы об уникальной операции узнал весь личный состав.

Тогдашние флотоводцы долго решали, какую сторону занять. Из Москвы приходили какие-то противоречивые указания, было понятно, что в столице царит полнейший бардак. Ну и из Североморска в Москву неслись доклады, напоминающие полный бред. Моряки мудро тянули время: чья возьмет? В эти дни как раз и прозвучали открытым текстом доклады об операции "Бегемот". Тайна перестала быть тайной.

Так или иначе, за две недели до ГКЧП и за четыре месяца до полного распада Советского Союза наши вооруженные силы продемонстрировали такую свою мощь и такие возможности, что наши потенциальные противники ужаснулись.

Сразу скажу: не предвидение грядущего краха сверхдержавы и не желание моряков и конструкторов проверить хотя бы единожды возможности своего детища, стратегической субмарины, стали причиной проведения столь масштабного эксперимента.

В дело вмешалась большая политика. Люди постарше помнят, что во второй половине 1980-х годов шли интенсивные "горбачевские" советско-американские переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений. Камнем преткновения стал вопрос о том, какие именно средства из ядерной триады (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты на подводных лодках) сокращать и в каких количествах.

Так же, как и в Америке, в нашей стране каждый из родов войск, коих это касалось, отстаивал свои интересы и стремился доказать, что именно его вооружение должно остаться в неприкосновенности. То есть выясняли, кто круче.

Советский ВМФ никогда еще не стрелял из-под воды полным боекомплектом. Подобный "трюк" мог убедить руководство страны сделать ставку именно на флот. До этого самым большим достижением подводного флота был пуск осенью 1969 года восьми ракет с борта подводного ракетоносца. Первым залповую стрельбу из подводного положения выполнил экипаж советской АПЛ К-140, командование которой осуществлял капитан 2 ранга Юрий Бекетов. Однако тут стоит сразу оговориться.

Хотя речь действительно идет о залповой стрельбе баллистическими ракетами Р-27, определенные ограничения при запуске все же остались — залп состоял из двух коротких серий по четыре ракеты в каждом. Между первой и второй серией стрельб был определенный интервал — за время короткой передышки экипаж и операторы вооружения должны были проверить работу систем, убедиться в отсутствии неисправностей и еще раз проверить готовность ракет к выходу из шахт.

В эпоху перестройки многие в советском военном ведомстве полагали, что восьмиракетный пуск был случайностью, а на самом деле лодка может отстрелить две, ну в лучшем случае три ракеты. А если это так, то надо сокращать как раз подводный флот.

В такой обстановке и родилась идея проведения операции с кодовым наименованием "Бегемот". Впервые осуществить задуманное попытались в 1989 году, но попытка закончилась неудачей. Во время старта одной из ракет произошла авария, и дальнейшие пуски были тут же отменены. К счастью, обошлось без жертв, но имеются сведения, что экосистема северных морей понесла серьезный урон. Подробности тех событий так и остаются пока засекреченными. Но я помню, как десятками, сотнями и тысячами летом 1989 года в Белом и Баренцевом морях выбрасывались на сушу морские звезды, а медуз было столько, что берег напоминал огромный студень.

Конечно, госкомиссия расследовала причины неудачи "Бегемота". Но главная из них, по-моему, так и не опубликована до сих пор. По  мнению экипажа той подводной лодки (сейчас, кстати, она называется "Екатеринбург"), к неудаче привели не столько технический фактор, сколько человеческий. На борту лодки во время "Бегемота" находилось более полусотни высших флотских чинов. Флотские начальники вышли в море, как принято говорить, за орденами и звездами.

Если бы лодке удалось выстрелить 16-ю ракетами, они могли бы рассчитывать на награды — все-таки как бы участвовали. Морально-психологическая обстановка на борту была невыносимая: большие начальники, которым делать было только нечего, болтались по отсекам, проверяли все подряд. Это чрезвычайно нервировало подводников.

Представьте себе: матрос-турбинист стоит на вахте, по пояс голый, уставший и потный, за паром следит, а тут флагманский доктор в белой рубашечке к нему докапывается — почему не знаешь, как массаж сердца делать? В общем, по мнению моряков, в неудаче первого "Бегемота" виновато именно невероятное количество начальства на борту.

К "Бегемоту-2" готовились два года. Изнурительные тренировки экипажа продолжались много месяцев. Командир гонял подчиненных до седьмого пота, добиваясь полного автоматизма в выполнении операций. Иначе было нельзя: на карту были поставлены не только карьера офицеров, но и перспективы вообще всего флота, сами понимаете.

В штабах ядерных держав всегда прорабатывались планы по уничтожению любого вероятного противника. Каждый из сценариев глобальной ядерной войны предполагал (и скорее всего, предполагает до сих пор) массированное применение ядерного оружия. Как известно, ядерная триада, которой до недавнего времени обладали лишь Россия и США, помимо наземных шахтных пусковых установок и других комплексов, авиационных боеприпасов с ядерной боевой частью также включает в себя размещение ядерного оружия на подводных лодках.

Специалисты отмечают, что оснащенная ракетами со «специальной», т.е ядерной, боевой частью подводная лодка, еще со времен холодной войны считается самым страшным и самым труднозасекаемым носителем межконтинентальных баллистических ракет. Ракетным подводным крейсерам стратегического назначения всегда отводилась особая роль в обмене ядерными ударами — огромные субмарины, скрывающиеся от противника в толще воды, в определенный момент должны были производить полный отстрел всего перевозимого боекомплекта.

Сама идея запуска тяжелых ядерных ракет из-под воды, тем более в режиме залпа, казалась невыполнимой. Требования к пуску в нужный момент всех имеющихся ракет вроде бы существовали, однако, реализация подобного приема и воплощение «судного дня из-под воды» требовала не только умений, но и особой подготовки.

Заранее стоит отметить, что генеральную репетицию Армагеддона, наверное, так никогда и не осуществили бы в том виде, в каком ее запомнили, если бы не одно любопытное обстоятельство. Под конец 80-х и начало 90-х годов подводники все чаще начали слышать в свой адрес самые разные упреки — мол, технологии позволяют обойтись без дорогостоящих крейсеров, а экипажи подводных лодок и вовсе обычные «операторы».

Однако запускать МБР из шахты, которую с высокой вероятностью уже накрыл «колпаком» спутник — слишком рискованно, а для того, чтобы доказать новому руководству жизнеспособность АПЛ как боевой единицы, способной стереть с лица планеты несколько стран, пришлось продумать и устроить «полноракетный» пуск с борта атомного подводного крейсера стратегического назначения.

Первая попытка осуществить такой пуск чуть не закончилась трагедией из-за повреждения ракеты, и упреков в адрес подводников и спроектированных подводных лодок прибавилось. АПЛ К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин» была одной из самых новых в составе флота — ракетный подводный крейсер стратегического назначения спустили на воду лишь в 1990 году. Подготовка экипажа, отнимавшая, помимо времени и сил, много нервов, продолжалась несколько месяцев — командир корабля капитан 2 ранга Сергей Егоров, по воспоминаниям офицеров Северного флота, гонял экипаж до седьмого пота.

«Доставалось им тогда. Но иначе нельзя было. Эти стрельбы должны были стать не просто решающими в судьбе какого-то отдельного взятого командира. Вся судьба подводного флота в то время висела, что называется, на волоске», — вспоминает капитан 3 ранга в отставке Виктор Кулинич.

Поддержать экипаж и доказать надежность конструкции подводного крейсера, помимо флотского начальства, прибыли лишь два человека. Но каких! Вместе с подводниками осуществлять уникальную операцию отправили генерального конструктора подводной лодки и его заместителя, отвечавший за исправную работу ракетного вооружения. И вот кульминационный момент — загруженный 16 межконтинентальными ракетами подводный крейсер К-407 начинает стрельбу.

И, наконец, наступил тот момент, которого все ждали с нетерпением: 6 августа 1991 года в 21 час 9 минут по московскому времени с глубины 50 метров стартовала первая сорокатонная пятнадцатиметровая ракета Р-29РМ. Через десять секунд за ней последовала вторая, затем третья. И так все шестнадцать ракет были выпущены всего за две с небольшим минуты. Даже если бы экипажу удалось пустить 11, 12 или 13 ракет, и то это был бы успех. Но они сделали больше. Сделали все, что должны были сделать.

Свидетелей этого исторического события было немного. Залповый пуск могли видеть только экипаж сторожевого катера, дрейфовавшего поблизости, да операторы служб контроля за пусками баллистических ракет, следившими за уникальным зрелищем на экранах локаторов.
К счастью, велась киносъемка выхода ракет из-под воды и теперь любой, кому удастся посетить в Санкт-Петербурге музей конструкторского бюро «Рубин», могут воочию увидеть, как все это происходило.

Нельзя сказать, что операция прошла без сучка и задоринки. За полчаса до ее начала неожиданно пропала звукоподводная связь с надводным кораблем, который наблюдал за стрельбами. На подлодке сторожевик слышали, а на поверхности воды были в полном неведении о происходящем на глубине. По инструкции в такой ситуации вести стрельбу нельзя, все-таки мирное время, когда любой неосторожный чих может привести к непредсказуемым последствиям. Тем не менее, контр-адмирал Леонид Сальников взял ответственность на себя и разрешил стрельбу.

Военно-морской флот СССР — это вообще кузница уникальных кадров, способных в непростой ситуации принять единственное верное решение», — объясняет капитан третьего ранга в отставке Виктор Кулинич.

За операцию «Бегемот-2» командира подводной лодки повысили в звании, а погоны теперь уже командиру 1 ранга Сергею Егорову контр-адмирал флота Леонид Сальников в торжественной обстановке вручил прямо на центральном посту подводной лодки.

Несмотря на то, что страна, которой подводники служили верой и правдой, вскоре начала переживать один из самых тяжелых периодов в своей истории, важно вспомнить и о том, какие выводы были сделаны командованием флота и зарубежными специалистами. За последних, пожалуй, лучше всех высказался военный историк, специалист по изучению проблем военно-морского флота Рэй Ривера. Американский историк пояснил, что эффект, который произвели эти стрельбы на американских военных, был ошеломителен.

«Через шесть месяцев или чуть больше, в Пентагоне было созвано специальное совещание, на которое приглашались лучшие специалисты по противоракетной обороне, наиболее успешные инженеры по радиолокации и электронным системам.

Им всем был с разной формулировкой задан один и тот же вопрос — если стрельбу шестнадцатью ракетами осуществить на минимальном расстоянии от Соединенных Штатов, сможет ли американская СПРН (система предупреждения о ракетном нападении) вовремя среагировать, а войска вовремя обнаружить и сбить такие ракеты. На этот вопрос ответа так и не получили», — отмечает Ривера.

Уникальный во всех отношениях рекорд советских подводников так и остался непобитым — по сей день ни одному государству не удалось повторить пуск такого количества ракет за один залп с минимальным интервалом. «Очередь» из баллистических ракет «Синева», выпущенная с борта подлодки «Новомосковск» навсегда сняла вопросы об эффективности подводного флота в случае глобального противостояния и подтвердила, что межконтинентальные ракеты при необходимости могут быть доставлены прямо «под нос» противнику.

Однако дурное предчувствие на работу систем вооружения не повлияло — все 16 межконтинентальных ракет Р-29РМУ2 «Синева» покинули пусковые контейнеры в корпусе субмарины. С интервалом не более 20 секунд весь боезапас сорокатонных баллистических ракет был выпущен. Очевидцы рассказывают, что еще никогда в мировой истории и жизни десятков специалистов ВМФ не удавалось увидеть, запечатлеть и проследить залповую стрельбу таким количеством ракет.

«Для большинства тех, кто подводные лодки видит только в фильмах, да на картинках, такая стрельба — это фантастика. А для подводников это, скажем так, хоть и необычная задача, но невыполнимой ее назвать тоже нельзя. Все члены экипажа подводной лодки с таким количеством ракет на борту, да и вообще экипаж подводной лодки, — это огромного масштаба профессионалы. Управление десятком систем одновременно, контроль данных и синхронизация действий — это все следствие боевой выучки и отменных навыков. Именно благодаря этому гипотетический массированный ракетный удар вообще состоялся.

В 1998 году "Новомосковск" стал первым в мире боевым кораблем, с борта которого стартовала ракета-носитель "Штиль", выведшая на околоземную орбиту два искусственных спутника Земли — Tubsat-N и Tubsat-N1. Причем пуск носителя был осуществлен из-под воды. На следующий год был осуществлен первый пуск баллистической ракеты из географической точки Северного полюса.

По сути дела, запуск всех 16 имеющихся на борту атомного ракетоносца и есть бортовой залп.  Как вы поняли из моего рассказа, это был первый и единственный в истории подводного флота бортовой залп баллистическими ракетами.  А вот на надводных кораблях бортовой залп был не редкостью за всю истории флота.   Начиная с парусных кораблей и заканчивая линейными кораблями  еще во времена войны в Персидском заливе.  И всегда  это представляло определенные трудности для моряков.

Не думал, что придется писать на эту тему, но вижу, что все-таки надо объяснить.

Итак, в чем проблема стрельбы из пушек с парусного корабля?
1. Конечно же, качка. Одно дело - стрелять с неподвижной платформы, другое дело - с качающейся и рыскающей. Самый простой аналог, который доступен каждому: попробуйте попасть сначала теннисным мячом в ствол дерева, стоя не асфальте, а потом проделать то же самое, немного раскачавшись на качелях. В фильме «Адмирал Ушаков» есть сцена, когда Ушаков, стоя на качелях, учит матроса выполнять точный выстрел.

2. Параметры тогдашних орудий. Дальность выстрела тогда чаще всего регулировалась не углом наклона пушки, а уменьшением или увеличением заряда. Более того, систем опознавания и прицеливания не было, ну кроме двух (а иногда и одного) глаза комендора.

3. Технологией производства тогдашних пушек. Изначально чугунная пушка отливалась как болванка, а потом в ней высверливался ствол. Так вот, до 1760-х годов строго горизонтально высверливать ствол не умели, чаше всего ствольный конус уходил под небольшим углом в какую-то сторону. Отсюда частые разрывы корабельных пушек, а так же их повышенный износ.

Наложим все три условия друг на друга и творчески проанализируем. Получается, что из отдельной пушки попасть в отдельный корабль можно только чудом. Вернее даже переформулируем - точность стрельбы из отдельной пушки с находящегося в море корабля на средней и дальней дистанции (от 200 ярдов и выше) не превышает единиц процента.

И тут нам на помощь приходит теория вероятности. Вернее, тогда ее еще не было, но интуитивно было понятно, что если задействовать против цели в определенный момент времени МНОЖЕСТВО пушек - то вероятность попадания возрастает в разы. Собственно, именно с этим справлялся бортовой залп. Цель накрывала МНОЖЕСТВО ЯДЕР (в бортовом залпе 74-пушечника участвуют 30-32 пушки с одного борта), соответственно для 74-пушечника вероятность поражения цели ХОТЯ БЫ ОДНИМ ЯДРОМ возрастает в 30 раз.

В идеале лучшие результаты достигались бы, если бы все пушки выстреливали одновременно, но это очень плохо сказывалось на живучести самого стреляющего корабля. Пушки канатами были принайтовлены к бортам корабля. И вот представьте, когда на борт корабля резонансно воздействуют разом 30 орудий, весом от 0.5 до 2 тонн! Если борта и выдержат, то от многократных залпов пойдет отслоение обшивки, нарушение конструкций, течи и т.д.

И тогда решили стрелять лагом - то есть каждая пушка борта стреляет с небольшой задержкой по сравнению с соседней. Смысл в этом был простой - скорость корабля мала, поэтому ей можно пренебречь. Ну, потеряем мы в вероятности поражения противника 1-2 процентов, ну и фиг с ним. Зато свой корабль целее будет.

К 1740-м годам перешли к новому методу ведения залпа - лагом побатарейно. В самом деле - на нижнем деке пушки одного калибра, не среднем - другого, на верхней палубе и надстройках - третьего. Во-первых, их становится легко пристреливать (помним про варьирование дистанции методом веса заряда и глаз комендора в качестве систем прицеливания), поскольку становится понятно, был недолет, попадание или перелет, и не надо грешить на то, что это вот в борт противника сейчас влетело не наше ядро, а ядро соседнего дека.

Самое смешное, что с одной стороны здесь вероятность сначала уменьшается, но потом все равно суммируется (грубо говоря 10% попаданий с нижнего дека суммируются с 10% попаданий с среднего дека) и в результате мы получаем все ту же линейную вероятность.

Таким образом, важно понять, что артиллерия на море стала рулить тогда, когда перешли именно к бортовому залпу, а не выстрелу из отдельной пушки. То есть когда начали оперировать массивом ядер и массивом пушек.

На точность стрельбы влияло еще одно обстоятельство – с какой стороны  схлестнулись в смертельной схватке парусные  корабли. Если  штиль, понятно,  они и сойтись на дистанция боя не смогут.  Так что нужен ветер.  Если корабль походит с наветренной стороны, то ветер наклоняет его в сторону корабля противника.  И тогда ядра из пушек верхних деков летят точно в борт противника, а вот ядра из нижних деков могут и в воду падать. Но вот пушки корабля, идущего с подветренной стороны, смотрят не в борт противника, в на его мачты, паруса, рангоут, одни словом.  Да, сбить матчу с парусами у противника тоже неплохо, но все же разбит ядрами борт, особенно ниже ватерлинии, лучше.  Поэтому и стремились флотоводцы на парусных кораблях нападать с наветренной стороны.

Шли годы. Парусные суда уступили свое место пароходам, деревянные корпуса заменили железные. Потом на эти корпуса стали устанавливать броневые листы,  пушки, стреляющие ядрами, заменили за другие, которые стреляли не только дальше, но и имели снаряды с начинкой из взрывчатых веществ.  Все это увеличивало размеры и вес кораблей, и для того, чтобы они шли с хорошей скорость, устанавливалось все больше паровых машин, которые в те годы, когда не знали свойств нефти, работали на угле.  Но я пропущу эволюцию крупных военных кораблей, и как вместе угля в топках вначале использовали уголь вместе с нефтью, а потом одну нефть.  Не буду писать и об увеличении калибра пушек и их дальнобойности.  Уже к Первой мировой войне стоимость крупных линейных кораблей была так высока, что содержать их могли только богатые страны, а строили вообще лишь несколько – Англия, Франция, Германия, Италия, США, Россия.  Все остальные страны  заказывали крупные военных корабли у этих стран. Потратить огромные деньги на эти корабли и позволить их так просто утопить? На это не решалось большинство адмиралов, поэтому и простояли почти всю Первую мировую войны линкоры в базах, за противолодочными сетями и зенитными батареями. 

Единственное за 4 года войны генеральное сражение на море, так называемое Ютландское,  привело у гибели нескольких кораблей в эскадрах  Англии и Германии, и заставило командование и политическое руководство стран поставить свои линкоры в базы.  В те годы самолеты были примитивные, и долететь до военно-морских баз противника со своей территории не могли.  Поэтому придумали для них плавучие аэродромы – авианосцы.  В первые месяцы Второй мировой войны надводным кораблям еще хватало работы. Германия перед  нападением на Польшу отправила в океанские просторы несколько тяжелых крейсеров. Не линкоры, конечно, но дуры здоровые, главное, пушки главных калибров стреляли далеко  и имели большой заряд в снарядах..  Крейсера должны были топить английские суда и прервать снабжение островов Великобритании всем необходимым.  И вот что из этого получилось.

"Прикажете открыть огонь, герр капитэн цур зее?"
"Да вы с ума сошли, лейтенант, - наш бортовой залп имеет цену 24 тысячи рейхсмарок золотом! Эта лохань со всем своим содержимым столько не стоит!"

Такой примерно диалог на мостике немецкого рейдера вспомнился из какого-то фильма. Да, флот - весьма затратная вещь.

Трудно сейчас сопоставить курс рейхсмарки и царского рубля, но в замечательном романе Л. Соболева "Капитальный ремонт" есть описание артиллерийской стрельбы главным калибром линкора, когда комендор, мечтавший скопить 109 рублей, чтобы отдать долг помещику и спасти своё хозяйство от разорения, нажатием педали спуска своего орудия сжигал сразу 3200 рублей, а весь залп башни обходился около 10 000. И это в то время, когда корова стоила 3 рубля, тут же выскочит из памяти вбитая туда "Россией, которую мы потеряли" туфта. Копание в источниках всё же выводит на сумму около 60 рублей за бурёнку. Да вот посудите сами, объявление той поры: «Возможно ли, чтобы щенок пусть даже и известной кофейно-пегой суки-пойнтера Мольвейд-Ллойд стоил как 40 коров?»

Каждый рубль тогда содержал в себе 17,424 доли чистого золота, то есть 0,774234 г в пересчёте на метрические меры. Так что один выстрел пушки российского линкора обходился в 2,5 кг золота. Значит, залп всех четырёх башен весил 30 кг золота. И это не считая орудий меньшего калибра, имевшихся на корабле.

Отчего же так дорого-то? А вспомним условия, при которых работает снаряд - в момент выстрела температура порядка 3000 с лишним градусов, давление около 3-4 тысяч атмосфер. Снаряд мчится по стволу, врезаясь в выступы нарезки, а при попадании в цель не должен разрушиться до срабатывания взрывателя. Как высоко должно быть качество металла, из которого он изготавливается и как точно должна быть выдержана его аэродинамическая форма при изготовлении! И это не цельнолитая, обточенная на токарном станке болванка. Такой снаряд состоял из нескольких составных частей с разными физическими качествами. Конструкция взрывателей - отдельная песня, ей можно посвятить целую статью.

Но Германии важно было поставить на колени своего извечного врача – Великобританию, и денег на это  она не жалела.  Когда был построен один из самых крупных и могучих линкоров «Бисмарк» с 380-мм орудиями, его вместе с тяжелым крейсером «Принц Евгений» отправили в Северную Атлантику топить торговые суда Англии и её союзников. Но англичане не дремали и перехватили «Бисмарк» в открытом океане сразу несколькими тяжелыми кораблями и даже самолетами с авианосца.  И хотя в первом сражении  «Бисмарк» за счет попадания снаряда в пороховой погреб потопил гордость английского флота тяжелый крейсер «Худ», противостоять сразу нескольким линкорам и множеству эсминцев англичан не сумел, тем более что крейсер «Принц Евгений» был отправлен в рейд.  А теперь порассуждаем, что же было в этих сражениях с артиллерией.

Возьмём пушки "Бисмарка". Вес снаряда - 800 кг, вес заряда, пороха для простоты - 212 кг. Рабочее давление - 3200 атм. От таких условий живучесть ствола была всего 180-210 выстрелов. Недавно я увидел и услышал о сражении «Бисмарка» с английской эскадрой.  Один из немногих подобранных из воды членом экипажа немецкого линкора рассказал о своих впечатлениях, когда «Бисмарк» первый раз выстрелил всеми восемью  380-мм пушками главного калибра по английским кораблям. У него был такое ощущение, что весь корабль сместился по воде в противоположную сторону.

Вообще, текст получился довольно короткий, но сколько пришлось прочитать по теме и узнать нового: Даже то, что у "Бисмарка" каждая башня имела имя собственное: Антон, Бруно, Цезарь, Дора.

Но мы отвлеклись немного. Неизвестно, сколько снарядов потратил "Бисмарк" в последние дни своей отчаянной битвы за жизнь. Зато известно, что пришлось сделать 2876 выстрелов всеми калибрами британских линкоров и крейсеров, прежде чем он потерял свою боеспособность. Сколько стоили все эти боеприпасы - выходит за рамки моего воображения.

Но авиация, ещё даже в виде полотняных бипланов смогла наносить этим монстрам смертельные удары и очень быстро после этого сделала их практически беззащитными. Время громовых залпов артиллерийских баталий окончилось навсегда. Сейчас линкоры можно увидеть только в качестве музеев в нескольких портах США. Но на смену пушкам пришли ракеты, и теперь их можно запускать с кораблей намного меньше по размерам, что показали наши моряки при стрельбе по террористам в Сирии. Крылатые ракеты «Калибр» могут пролететь  свыше 2,5 тысяч километров по заданной траектории и попасть точно в цель.  Думаю, что если потребуется, наши моряки произведут залп всеми имеющимся на борту «Калибрами». А сколько еще новых ракет появилось в нашей стране за последние годы.  История учит, что если ты не можешь защитить себя в наше суровое время, то место тебе на свалке истории, как случилось с теми же Ираком или Ливией.  А вот та же маленькая и бедная Северная Корея не намерена повторить их судьбу.  И уж тем более не гоже идти на поводу нашей стране и нашему народу.


Рецензии