Чердынь

  снег хрустит под ногами. эхом раздаётся в воздухе. воздух плотный, он - он в другом агрегатном состоянии. и не газ, и не жидкость,  и не твердь. нечто среднее, как оксид титана, нано, плывёт. его можно потрогать и ощутить.
  январь показал себя. даже по меркам старожилов. лютый холод. замерло окружение. Ан - 2 запустили с трудом, паровая машина соревновалась с природой,  бой был проиграл к чести прогресса. Летим.
  Чердынь. Город островов. Некогда главный "хаб", промышленный и торговый. Холмы, реки, озера и генерал Мороз. Тот самый, что помог выиграть Великую Отечественную, тот самый, что всегда и везде неожидан.
  Летим, филармония меня заказала, толком не понимал зачем? почему? Чердынь.
  Полуразрушенная церковь, её предназначение извратили. Она была детским приютом, коммуной, больницей, теперь её удел - Дом Культуры.
  Стены обшарпаны, краска слоями ниспадает на скрипящий пол. Там, где когда-то вели таинства, где стояли образа 300 лет и более, где род человеческий встречал мир и прощался с ним я монтировал РЭК, ставил фермы и свет. Настройка аппаратуры не принесла сложностей - зодчие прошлого идеально владели знаниями по акустике.
  "Из далека - долга...."
  Прогуливаясь и пытаясь узреть былое, Великое, я поймал себя на мысли, что меня "пасут". Три мужика, в ватниках, валенках и шапках-ушанках. Суровый, колючий взгляд их маленьких, прищуренных глаз колол мой разум насквозь. Они всегда держались на расстоянии. Я каждой клеточкой своего юного, тогда организма, чувствовал их присутствие.
  На заре 17 века, Чердынь была важнейшим городом на Урале. Екат - нервно курил в сторонке, а Парма? Её и в проекте не было. Всё торговые пути шли через холмы междуречья. Чердынь соединяла Азию и Европу, Юг и Север, она являлась "пупом России", буквально.
  Советская власть изменила все. Индустриализация, прогресс в виде  РЖД убил этот остров государственности и экономики. Превратил город в одну, огромную, тюрьму. Эдакий "ГУЛАГ".
  Нет ничего былого и великого. Разруха, избы с покосившейся крышей, словно памятники разгильдяйству и Церковь, как истукан. Напоминает о былом. О людях, судьбах, свершениях.
  Организовала сие действо областная филармония. Вор в законе решил поздравить с Новым годом братию. Оплатил абсолютно всё.
  Народные коллективы, дискотека для юных, песни и пляски , в церквушке. В январе 1993-го.
  Лицедейство. Помнишь? Мне поставили условие : есть пять мест, нужна "бригада". Я тогда вас собрал и мы по-пиликали. С точки зрения юности - шик. Праздность и приятное времяпровождение. С другой стороны - ужас.
  Я - помню все. Омерзительно. Я принимал в этом участие. На юность и не зрелость уповать не стоит. Я это делал. Осознанно. Тщеславие. Сука! Как я мог?!  В храме? и плевать, что атеист! Есть определённые "табу". Язычество. Уважение к предкам. Камни разбрасывал.
  Время собирать. Все до единого. Все.
  А Чердынь? Она стоит! Она - замечательная. Она и меня переживёт. Как пережила многие поколения. Она на холмах. Она ещё послужит. Что же касается колючей проволоки - будущие поколения порвут её, сметут и снесут позорное, советское прошлое. Вернут ей статус Великого города.
  Верю.
/g. z. 7, март, 2020, хм/


Рецензии